ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Ночь, улица, фонарь… Разбитый, к сожалению. Возвращаешься домой с последним поездом метро, топаешь по темным переулкам, а в конечностях – мелкая дрожь. Вдруг в темноте в лужу глубокую наступишь, или дворовому котенку хвост отдавишь. А если шпана пристанет с ножом к горлу: «кошелек или жизнь!» Как быть? Ответ очевиден: главное — не терять самообладания. Правда, в неожиданных и опасных порой ситуациях сделать это непросто. Тут учиться надо. Причем чем раньше начнешь, тем лучше.

Благо сейчас для этого возможности есть: все большей популярностью в фитнес-клубах пользуется такая дисциплина, как «психологические приемы самозащиты и психологическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях». Подробнее о новом предмете рассказывает практический психолог, инструктор по психологической подготовке в чрезвычайных ситуациях спортивного клуба «Старт-7» Мария Моисеечева:

— Курс наших занятий рассчитан на детей в возрасте от 7 до 16 лет. Уроки проходят два раза в неделю по часу в дополнение к классу восточных единоборств. Наша цель – подготовить детей к экстремальным ситуациям как физически, так и морально. Понятно, что все неожиданности предугадать нельзя. А вот развить в ребенке качества, позволяющие уверенно и эффективно действовать в любой ситуации, можно. Качества эти — целостность, согласованность мыслей, чувств и жестов. Наиболее крепок тот, кто не задумывается над движениями своего тела, позволяя им развиваться на подсознательном уровне. Достичь этого можно лишь тогда, когда физическое развитие человека проходит параллельно с интеллектуальным и эмоциональным. Если же человек развивается в разнобой, и одна из сторон его личности «прихрамывает» в сравнении с остальными, ему не всегда удастся адекватно, быстро и точно реагировать на возникающие обстоятельства.  

УБЕРИТЕ КОМПЬЮТЕР ОТ ДОРОГИ

Простой пример: дети, как, впрочем, и взрослые, играют в компьютерные игры. И что при этом происходит: ребенок, сидя на стуле, попадает в виртуальные рисковые положения, преодолевает виртуальные препятствия, побеждает виртуальных героев. То есть он играючи выходит из ситуаций, в реальной жизни весьма опасных. Из-за невинных вроде бы компьютерных забав в развитии ребенка происходит сбой: внимание и реакция работают, тело – расслаблено. Недаром по статистике после компьютерных побед у детей повышается риск угодить под машину. Ведь, попадая в экстремальное положение в реальной жизни, триумфатор сетевых баталий не всегда способен физически воплотить решение проблемы, отлично просчитанное в голове. Понятно, что запретить любимому чаду погонять в виртуальный хоккей сложно. Но, как говорится, во избежание несчастных случаев, хотя бы проследите, чтобы ребенок не выходил на проезжую часть сразу после игр.

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

Подготовка ребятишек во время занятий проходит в играх и движении. Проживая всевозможные мини-экстремальные ситуации с юмором, в атмосфере эмоционального доверия и открытости, дети становятся более уверенными в себе и адаптированными к непредвиденным жизненным ситуациям. Игры используются те, в которых можно думать и совершать мгновенные осмысленные действия. К примеру, обычная забава — «кошки-мышки» учит:

1) сознательно переключать внимание со спокойного состояния на активное;

2) снимает страх опасности – в подсознание откладывается, что опасность – та же игра.

Преодолевая страх в играх, в жизни человек становится более готов к нему. Вырабатывается как бы иммунитет к страху.

Упражнение «лечь-встать»: ребенок плавно опускается на пол, затем по хлопку быстро вскакивает. Таким образом, можно натренировать координацию движения, научиться владеть своим телом. А контролировать собственные эмоции помогает упражнение «самый смешной клоун». Смысл в том, что каждый ребенок старается изобразить наиболее дурашливого и забавного персонажа. Так дети привыкают смеяться над собой в равной степени, как и над другими. Никто не злится и не обижается, когда слышит хохот в свой адрес. Детвора понимает, что это просто игра, и к внутреннему «я» эти смешки не имеют никакого отношения.

Также важно приучить ребят свободно двигаться и действовать спонтанно. Для этого попеременно ставится музыка разных темпов и стилей, и участникам предлагается двигаться под эту музыку, стараясь выразить эмоции каждой композиции. Умение гибко, пластично двигаться отражает способность человека не следовать шаблонам, не «идти напролом», а дипломатично решать поставленные жизнью задачи. Все перечисленные упражнения можно легко использовать и дома при участии двух и более ребятишек.

ДРАКИ ВОСТОКА

Как уже говорилось, психологическая подготовка к экстриму проводиться параллельно с физической. Последнюю — ребята получают на уроках восточных единоборств. Там они, уже привыкшие делать осознанные движения, учатся драться по-восточному. То есть драться – мотивированно. Сначала дети вместе с педагогом приходят к мысли, что применять свои знания по кун-фу без крайней необходимости не нужно. Затем все представляют ситуации, в которых приемы борьбы могут пригодиться. И уже тогда переходят к решительным действиям. Каким? Лучше узнать непосредственно на занятиях. Одно лишь можно сказать наверняка, на кун-фу-классе можно научиться, одним рывком оказаться в задуманной точке. Именно за счет того, что тело и разум работают слаженно и одновременно.