АВТОМОБИЛЬ МЕЧТЫ

 С Юрием Баскаковым, арбитром ФИФА, о проблемах персонального транспорта, на котором он передвигается по Москве, удалось побеседовать буквально у трапа самолета. В это время тот самый транспорт, «Тойота Королла», уже мирно загорал под солнышком на парковке, а его владелец спешил в Элисту отсудить субботний матч. Как удалось выяснить уже буквально с первых минут, за рулем Юрий Валерьевич целиком и полностью разделяет тезисы Остапа Бендера, периодически повторявшего, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Для Баскакова сей лозунг – принцип, по которому строятся его взаимоотношения с четырехколесными «конями».

— В дружную семью автовладельцев давно влились?

— Права я получил в 1994 году. К тому моменту мне исполнилось 30 лет. Так что скоро отмечу десятилетие водительского стажа, а заодно и свое сорокалетие.

— Не поздновато ли?

— Конечно, поздно. Но до этого у меня просто никак не набиралось достаточно денег, чтобы купить себе машину.

— «Тойота Королла» была ведь не первой в вашем гараже?

— Первой моей «ласточкой» была старенькая «Нива». Я тогда посчитал, что нужно набраться опыта вождения по Москве. А для этого лучше все-таки выбирать машину попроще, хотя бы для того, чтобы руки лишний раз не тряслись. Я же свое тогдашнее приобретение повредить особо не боялся, так как автомобиль до меня уже был в употреблении. По Москве учиться водить, вообще скажу, занятие непростое. Сами знаете, для автомобилиста Москва – сложный полигон. А как набрался опыта, через год купил «Шкоду Фелицию».

— А как давно управляете «Тойотой»?

— Уже пять лет. Моя машина уже достаточно возрастная — ей пошел двенадцатый год, но кажется, что годы над ней не властны. Во всяком случае и у меня с «Тойотой» нет никаких проблем. По уровню надежности в эксплуатации с японскими машинами, уверен, никто не сравнится. Вообще-то есть желание взять новый автомобиль. Поскольку теперь я водитель грамотный, думаю, остановлюсь на более современной модели все той же «Тойоты Короллы».

— Приходилось ли садиться за руль других иномарок?

— Мои друзья имеют кто «Мерседес», кто «Ауди», кто «Мазду», кто «Мицубиси». Они давали мне, что называется, «порулить». Но все-таки самые лучшие впечатления у меня остались от собственной «Тойоты».

— Как относитесь к итальянским, французским, английским авто?

— По-моему, это несерьезно. В футбол в этих странах играть умеют здорово, а вот с машинами у них, мне кажется, так не получается.

— Молодые футболисты, матчи которых вы судите, любят гонять с ветерком. Вам, как водителю со стажем, нравится такая манера вождения?

— Я езжу всегда по правилам, аккуратно. У меня постоянно дети в машине. А это сильно дисциплинирует: отец должен подавать положительный пример.

— Выходит, и футбол по правилам, и вождение по правилам. Часто ли приходится самому, как говорится, лежать под машиной?

— Я в этом толком ничего не понимаю. Могу, правда, поменять колесо, свечи. А так, если какие неполадки, то еду к знакомому автомеханику и он устраняет неисправность. Впрочем, это случается настолько редко, что даже опытным путем перенять от него какие-то знания у меня шансов мало.

— Приходилось ли путешествовать за границей?

— Я достаточно поездил по разным странам, но автомобилем там, откровенно сказать, не пользовался. Хочу заметить, что для меня машина – не роскошь, а средство передвижения. Я автотуризмом не увлекаюсь, и машина мне служит только для семейных нужд: отвезти жену, детей, продукты из магазина. Когда куда-нибудь лечу на матч, оставляю «Тойоту», как сегодня, прямо на стоянке в аэропорту. Возвращаюсь – и уже на колесах. Очень удобно!

— Из членов семьи кто-нибудь водит машину?

— Жена имеет права, но за руль не садится. Ни разу не водила, кроме как на курсах. Пусть она не обижается, но обычно говорят: дано человеку или не дано. А вот старшему сыну, ему сейчас восемнадцать лет, он учится на курсах, я доверяю руль. Молодые быстрее все схватывают.

— У каждого автолюбителя остаются в памяти необычные встречи с сотрудниками ГАИ. С вами бывали какие-нибудь курьезные ситуации?

— Этой зимой я нарушил правила: проехал под «кирпич» на Каланчевской площади. Меня остановили два гаишника. После ознакомления с моими правами они признались, что являются болельщиками. Скептически осмотрев мою машину, отпустили меня и даже штраф не взяли. Только на прощание добавили: езжайте уж дальше, на таких машинах взяточники не катаются! Они, наверное, думали, что футбольные судьи «продают» матчи и разъезжают на лимузинах. Не знаю, разочаровал я их или как… Но если они прочитают о том инциденте, то дай им бог здоровья, этим гаишникам!

НАША СПРАВКА

Баскаков Юрий Валерьевич, потомственный футбольный судья (отец – Валерий Георгиевич в 60–70-е годы прошлого века также был арбитром международной категории). Арбитр ФИФА с 1998 года. В высшем дивизионе российских чемпионатов в качестве главного арбитра обслуживает игры с 1996 года. Провел более 100 матчей. 6 раз подряд входит в десятку лучших арбитров России. На его счету более тридцати международных встреч. По итогам сезона 2002 года стал вторым номинантом ежегодной премии «Стрелец» и награжден Почетным дипломом, а также удостоен «Серебряного свистка России».