ПЕКИН-2008
ПАРУСНЫЙ СПОРТ

ЭКСПЕРТИЗА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

 На Олимпийских играх в Пекине в парусном спорте будет разыграно 11 комплектов наград. При этом в активе сборной России на данный момент – всего одна олимпийская лицензия. Мы попытались разобраться, почему этот провал наши тренеры называют… возрождением российского яхтинга.

Без малого полвека прошло с момента исторической победы Тимира Пинегина на Олимпиаде 1960 года в Риме, когда советский спортсмен впервые выиграл золото в парусе. Этот триумф в классе «Звездный» дал резкий толчок развитию парусного спорта в Советском Союзе. На протяжении последующих трех десятков лет отечественные яхтсмены уверенно добывали медали почти на всех Олимпиадах, регулярно становились чемпионами мира и Европы.

Все закончилось в Атланте-1996… Серебро Георгия Шайдуко стало последней наградой, добытой нашей сборной на Олимпийских играх. Сейчас все, чем может похвастать российская команда – одна путевка в Пекин, добытая на завершившемся 13 июля чемпионате мира в португальском Кашкаише экипажем Екатерины Скудиной в классе «Инглинг».

– Чем же вызван затянувшийся кризис? – интересуюсь у главного тренера сборной России Олега Хоперского.

– Ничем! – отвечает он безапелляционно. – Кризиса никакого нет. Яхтинг в России сейчас, напротив, на подъеме. Хотя некоторые проблемы, безусловно, еще остаются.

ПРОБЛЕМА №1. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Из всех олимпийских дисциплин парусный спорт – самый высокобюджетный. Гонки под парусами, конечно, не «Формула-1» с ее сверхсовременными технологиями, где успехи больше зависят от инженеров и механиков, нежели от самих пилотов. В яхтинге главную роль в достижении победы играет все-таки сам спортсмен. Но без современного, и, что немаловажно, надежного снаряжения высоких результатов ему не добиться. Денег же на чемпионские суда у федерации в последние годы не хватало.

– Знаете, сколько раз нас подводило снаряжение? – сокрушается Хоперский. – Только в этом сезоне мы потеряли немало наград из-за проблем с лодками. Вот, например, есть у нас очень талантливые ребята, братья Максим и Михаил Шереметьевы. Выступают в классе «470». На последнем чемпионате мира они бы с легкостью попали в квалификационную зону, получив путевки на Олимпиаду. Но! Одна мачта у них сломалась, вторую поставили – согнулась.

У Андрея Кирилюка и Валерия Ушкова не выдержал бушприт. Ребята претендовали на медали в «Торнадо», а в итоге выбыли из борьбы.

Не повезло и Эдуарду Скорнякову, который впервые за 21 год выиграл для России золото чемпионата Европы. На мировом первенстве та мачта, с которой он победил в Венгрии, сломалась. Все быстро починили, мачту заменили на ту, которая не подходит Скорнякову по массе! Эдик – крепкий парень, но легкий. Всего 80 кг. В итоге просто физически не справился с потяжелевшей лодкой.

ПРОБЛЕМА №2. ШКОЛЫ

Еще на Олимпийских играх в Афинах костяк сборной России составляли представители советской школы. И это – спустя 13 лет после распада СССР! В принципе в парусном спорте могут выступать возрастные спортсмены. Но после 30 лет человек теряет в гибкости, пластичности и справляться с лодкой ему становится куда труднее.

Подготовить же достойную смену в России за четыре олимпийских цикла попросту не смогли. Школы яхтинга развалились вместе с Советским Союзом, финансирование прекратилось, и интерес к парусному спорту резко ослаб.

– На самом деле, у нас были очень неплохие ребята, выступавшие на кадетских соревнованиях, – продолжает Олег Хоперский. – Они и сейчас есть. Но довести их до Олимпиады мы не в состоянии! Молодежь, которая дорастает до 15 лет в классе «Оптимист», не может заняться серьезным парусным спортом, потому что в наших школах нет оборудования для переходных олимпийских классов.

А сразу переквалифицироваться, например, на «470» – дорого. «Взрослая» лодка стоит 15 000 евро. Кто купит ребенку снаряжение за такие деньги? Так ведь ее к тому же еще и обеспечивать надо. А за обслуживание в год больше, чем за саму лодку, выкладывать приходится. Вот и теряем мы таланты регулярно.

Таким образом, проблема номер два по сути трансформируется в первую – отсутствие должного финансирования.

ПРОБЛЕМА №3. ОРГАНИЗАЦИЯ

От проблем с организацией сборов, закупкой снаряжения и даже доставкой его в нужную точку планеты тоже никуда не деться. Совсем недавно на заседании Исполкома ОКР президент Всероссийской федерации парусного спорта Александр Котенков раскритиковал аккредитованную Росспортом компанию «Альма Матер», закупившую для сборной России неподходящее по разным параметрам снаряжение. Правда, ситуацию удалось быстро исправить.

– Хорошо, что государство наконец-то обратило на нас внимание, – радуется Хоперский. – На яхтинг начали выделять достаточно денег, на которые закупается необходимый инвентарь, организуются сборы.

– Почему же тогда до сих пор гнутся мачты, ломаются реи?

– Новое оборудование к нам еще не поступило. Процесс закупки лодок тянется долгие месяцы. Нам же деньги на руки не выдают. Сначала проходит тендер, на котором выбирается компания, занимающаяся закупкой оборудования. Потом ищется поставщик. Потом товар собирается и везется на базу, по дороге проводя немало времени на таможне.

В Мельбурн, где пройдет следующий чемпионат мира, мы отправляем на корабле снаряжение уже в октябре! И когда вдобавок ко всему возникают непредвиденные трудности, серьезных проблем уже не избежать. Что, естественно, сказывается на итоговом результате.

ПРОБЛЕМА №4. ПСИХОЛОГИЯ

Несмотря на прорыв на чемпионатах Европы-2007 (золото и серебро. – Прим. ред.), на португальском мировом первенстве сборная России выступила неудачно. Вот ведь парадокс – чемпионаты Европы в парусном спорте открытые, туда приезжают те же американцы и новозеландцы. И мы их там обыгрываем! В чем дело?

– Нервы сдают, – объясняет Хоперский. – И это, возможно, главная проблема. Поэтому сейчас специально пригласили в сборную специалиста по антистрессовым ситуациям. Он разрабатывает всевозможные психологические программы, готовит задания, которые спортсмены выполняют перед сном, на отдыхе, во время турниров. Как результат – должна появиться уверенность в себе. В Пекине она выйдет на первый план. Ведь все, кто туда попадут, будут, уверен, реально претендовать на медали.

ПЛАН НА ПЕКИН: ЗОЛОТО И СЕРЕБРО

Однако пока, напомним, в Пекин есть только один билет. Этот результат катастрофичен. Его трудно квалифицировать иначе, несмотря на любые тренерские отговорки. Случайность португальских результатов можно будет доказать в январе-феврале следующего года на мельбурнском чемпионате мира. Спортсмены, уже получившие путевки в Пекин, там бороться за лицензии не будут. Поэтому у нас появится шанс добрать приемлемое количество лицензий. В противном случае через год мы будем праздновать грустную дату: 12 лет без олимпийских парусных наград.

– Мы планируем не просто поехать в Пекин большой командой, но и завоевать там две медали – золото и серебро, – продолжает светиться оптимизмом господин Хоперский. – Главные надежды связаны с классами «Инглинг» и «Торнадо». В начале августа мы отправляемся на предолимпийскую тестовую регату в Киндао, где выставим экипажи, в частности в этих классах. Займемся детальным изучением условий, в которых предстоит выступать через год.

КСТАТИ

Соревнования по парусному спорту стоят особняком в программе Олимпиад не только потому, что зачастую проводятся на акваториях вдалеке от столицы Игр. К яхтингу приковано особое внимание президента МОК. Ведь Жак Рогге – сам в прошлом известный яхтсмен, участник трех Олимпиад.

ЦИФРА - 115

Именно столько в мире национальных федераций парусного спорта. Представители 30–35 из них регулярно борются за медали на Олимпиадах и чемпионатах мира.

ВСЕ ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ СБОРНОЙ СССР И РОССИИ

Олимпиада

Имя

Класс

Медаль

Рим-1960

Тимир Пинегин

Звездный

золото

Мехико-1964

Александр Чучелов

Финн

серебро

Токио-1968

Валентин Манкин

Финн

золото

Мюнхен-1972

Валентин Манкин

Темпест*

золото

Мюнхен-1972

Виктор Потапов

Финн

бронза

Монреаль-1976

Андрей Балашов

Финн

серебро

Москва-1980

Валентин Манкин

Звездный

золото

Москва-1980

Андрей Балашов

Финн

бронза

Сеул-1988

Томас Тынисте

470

серебро

Сеул-1988

Лариса Москаленко

470

бронза

Атланта-1996

Георгий Шайдуко

Солинг*

серебро

* Классы «Солинг» и «Темпест» уже не являются олимпийскими.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА ХАСАЙ АЛИЕВ, КОНСУЛЬТАНТ СБОРНОЙ РОССИИ

– Обычно в работе с людьми, подверженными постоянным стрессовым нагрузкам, практикуется реабилитация – то есть снятие стресса после того, как он уже пережит. Мы же учим человека самостоятельно, а не с помощью психолога повышать устойчивость к стрессу. Спортсмены выполняют различные упражнения, учатся контролировать себя. Впервые подобная практика была применена в России 5–6 лет назад среди военных, служащих в горячих точках.