Было время, когда сноуборд выглядел примерно следующим образом: просто доска, к носу которой привязывался некий шнурок-тросс. В общем, становился катающийся без всяких креплений на эту конструкцию, а шнурком своим рулил, выписывая немыслимые кренделя на склоне. Уже тогда за этими людьми закрепилось прозвище "сумасшедшие". Актуально оно и поныне. Мало кто еще рискнет и да вообще способен вытворять на трассе такие захватывающие дух штучки, кроме сноубордистов. Сильно же эволюционировавшие в сторону космических технологий доски только расширили диапазон всевозможных трюков.

Сноуборды принципиально делятся по стилям катания на четыре класса: фристайл, фрирайд, универсальные и рейс-карвы.

Фристайл - режущие крутые повороты. Подразумевается, что катание на таких досках происходит по подготовленным склонам в лыжных парках. Отсюда и конструкционные особенности: более мягкие пятка и носок, полностью симметричные, более легкие, радикальный боковой вырез, позволяющий закладывать крутые виражи. Последнее визуально выражается в том, что ширина носка и пятки существенно отличается от размера талии доски. В магазинах достаточно дороги. Так, Volkl Wall стоит 400 USD, хотя можно подобрать и что-нибудь попроще. Скажем, Nidecker Axis за 183 USD.

Фрирайд - экстремальные спуски вне трасс, покорение снежной целины. Носок и пятка у этих сноубордов сильно отличаются друг от друга и размерами, и, бывает, жесткостью. Носок выше загнут и несколько удлинен, чтобы не утонуть в рыхлом снегу. Пожалуй, это самые дорогостоящие модели, цена на которые редко опускается ниже 400 долларов. Так, фрирайдовый Ride Mountain оценивается в 429 USD, а аналогичный K2 Wisdom Wide - в 469 USD.

Универсальные - самая распространенная и популярная группа, ориентированная на простых смертных. Такие доски можно эксплуатировать и в горах, и в парках. Впрочем, внутри группа делится на подклассы, которые отличаются геометрией доски. Бывает, что носок с пяткой, как близнецы-братья, а случается - выглядят, как в той истории про толстого и тонкого. Ценовой разброс на такие модели чрезвычайно широк и достаточно либерален. Ориентироваться же следует на стоимость в пределах 200 USD.

Рейс-карвы - предназначены для экстремалов в квадрате, которых кипящий адреналин заставляет не просто нарезать виражи, но еще и делать это на максимальных скоростях. Отличаются повышенной жесткостью. Кроме того, их задник очень напоминает пятку лыжи. Он не закруглен, а прямой, что позволяет увеличить контактную длину канта доски. Признаться, обнаружить в магазинах нечто подобное оказалось делом весьма трудным, а потому вопрос о цене данного удовольствия лучше оставить открытым.

Выбирая себе доску по размеру, необходимо помнить, что ее параметры должны соответствовать вашему весу, росту и хотя бы приблизительно стилю катания. При собственном весе до 70 кг контактная поверхность доски - та, что непосредственно скользит по снегу, должна иметь длину 100 - 120 сантиметров. Разумеется, чем меньше вы весите, тем ниже допустимый предел. Точно так же, чем больше - тем длиннее должна быть доска. При весе свыше 70 кг следует обращать внимание на модели в 115 - 130 см. Кроме того, ориентируйтесь также на рост. Считаете себя великаном, тогда смело приплюсовывайте 10 см - не прогадаете. Что же до стиля катания… Если собираетесь кататься по целине (фрирайд) или мягкому снегу, лучше накинуть "плюс 5 - 10 см". Стиль фристайл подразумевает, что на склоне катающийся смело режет виражи немыслимой крутизны. Соответственно, доски подбираются более короткие и "приталенные". Но опять-таки окончательную ширину доски следует выбирать, исходя из собственных параметров экстремала-райдера - пляшут от размера обуви. Талия доски шириной до 25 см подходит тем, у кого обувь до 42-го размера. Гулливерам же следует искать "толстушек", раздавшихся вширь на 25 - 28 см.

Считается, что прародителем сноубордической обуви был высокий туристический ботинок с вынимающимся внутренним сапожком. Он же "папаша" и горнолыжного ботинка. Вот только не надо считать, что детки получились братьями-близнецами. Подмена одного другим может вылиться в весьма крупные неприятности на склоне, чреватые тяжелыми травмами. Главное отличие в том, что если для жесткого голенища горнолыжного ботинка актуальна лишь сгибаемость вперед под скромными углами, то у сноубордических - необходимо не только это, но еще и боковая подвижность. Зато во многих остальных местах технология выбора обуви у поклонников лыж и любителей сноуборда достаточно похожая. Сноубордистам точно так же следует обращать внимание на точность соответствия обуви размеру ноги. Мерить ботинок необходимо на полушерстяной носок, и нога должна сидеть, как влитая. Не вываливаться наружу, но и не идти в жесткий стык с внутренними стенками. При наклоне вперед пятка в зашнурованном ботинке не должна ходить ходуном и приподниматься. Впрочем, несмотря на проделанный тщательный отбор, настройтесь на то, что первое время все равно придется разнашивать обувь, пока нога к ней не привыкнет. Начинающим райдерам обычно советуют покупать более мягкие ботинки, которые удобны и для катания, и для ходьбы. Такие хороши и для фристайла, и для фрирайда. В общем, универсальны. Существует также и "жесткая категория", где внешний ботинок выполнен из негнущегося пластика. Под такие сразу же приходится подбирать и соответствующие крепления. Все вместе они предназначены для весьма искушенных профессионалов, а для новичков оказываются слишком строгими экзаменаторами.

Разброс цен на обувь для катания на сноуборде достаточно широк, но в целом ориентироваться следует на расходы в пределах 100 - 120 долларов. Например, Rossignol Solo даже в крупных спортивных магазинах стоит 105 долларов, чуть дороже Airwalk Midas - 119 USD. Разумеется, в процессе поисков можно обнаружить и еще более демократичные модели.

Главная задача сноубордических креплений - держать ногу райдера и расстегиваться только тогда, когда этого пожелает сам катальщик. В этом они отличаются от своих горнолыжных собратьев, которые специально высвобождают ногу еще и при падениях, дабы хозяин избежал тяжелых травм. Впрочем, даже непосвященному заметно, что они сильно разнятся и внешним видом. Сноубордические гораздо габаритнее, хотя солидный размер никак не отражается на стоимости. Горнолыжные, пожалуй, еще и подороже выйдут. Крепления же для досок можно подобрать за 60 - 70 долларов. Хотя в фирменных магазинах они, разумеется, будут стоить дороже, чем, скажем, на специализированном московском рынке на станции метро "Автозаводская". Впрочем, в самых дорогих столичных спортивных магазинах нетрудно обнаружить "россиньоли" за 75 USD или "нидекеры" за 80 USD.

Единственную проблему составляет процесс их установки. Обычно исходят из таких параметров: чем выше рост катающегося, тем больше расстояние между креплениями, чем острее желание выписывать резаные повороты, тем меньше. В наиболее общем виде: зазор между креплениями находится в пределах 40 - 70

см. При этом лихачи на виражах заведомо устанавливают их на нижний предел. Один из распространенных способов подогнать себе расстановку самостоятельно заключается в простой вещи: необходимо измерить расстояние между серединой коленного сустава и полом - получившийся результат и будет вашим размером. Угол же установки креплений зависит от индивидуальной стойки катающегося. Единственное правило: чем меньше углы, тем более крепкой получается стойка райдера. Особенно актуально это для начинающих.