Нет, пожалуй, ни одного столичного горнолыжника или сноубордиста, который хотя бы раз не пожалел, что Юрий Долгорукий заложил Москву в лесах Валдайской возвышенности, а не в каком-нибудь ущелье Кавказских гор или, скажем, Альп. Историю вспять, разумеется, уже не повернуть, но, к утешению жаждущих зимнего экстрима, заметим, что и в местных широтах все далеко не безнадежно. По крайней мере, подходящих для катания склонов найдется немало, да к тому же с каждым годом их число увеличивается. Где не справляется природа, там ей на помощь приходят бригады строителей. Благо горнолыжный бизнес — дело весьма доходное, а потому предложение здесь рысью бежит вдогонку за растущим спросом.

Северное направление особо интересно для любителей горнолыжных и сноубордических забав. Именно здесь находятся наиболее "крутые пики" Московской возвышенности — Клинско-Дмитровская гряда. Для кого-то высота в 270 — 310 метров, вероятно, покажется смешной, но в условиях центральной полосы России это очень даже неплохо. Именно на севере Подмосковья базируется наибольшее количество мест, облюбованных экстремалами.

Парк "Волен", 46-й километр от МКАД по Дмитровскому шоссе. Доехать можно от Савеловского вокзала электричкой до станции Яхрома. 13 трасс с перепадом высот до 70 м, которые открыты с девяти утра до полуночи. Работают 7 бугельных канатных дорог и 4 специальных подъемника для детей, а также кафе, бары, гостиница… Все это позволяет называть парк по-настоящему цивилизованным местом отдыха. Правда, цены "кусаются". Абонемент на 10 спусков-подъемов — от 3,5 до 7 (в выходные) долларов. Инструктор — 11 USD в час. Прокат лыж и сноубордов — 15 долларов за 2 часа.

Парамоново, 40 километров от МКАД по Дмитровскому шоссе и еще 5 км от Деденево до самой базы. Можно добраться на электричке от Савеловского вокзала до станции Турист. 4 склона с перепадом высот до 40 м. Трассы различного уровня сложности, подойдут и для начинающих, и для "продвинутых" катальщиков. Сноубордисты могут даже попрыгать с небольших трамплинов. Трассы освещены, так что теоретически можно кататься даже ночью. Абонемент на 6 часов для пользования подъемником стоит примерно 14 долларов. При этом ночью цена опускается до 4 USD. Инструктаж специалиста — 6 долларов в час с человека.

Курово, 45 км от МКАД по Дмитровскому шоссе, в Яхроме — направо и еще около 7 километров. Или электричкой от Савеловского вокзала до станции Яхрома, дальше автобусом до Курово — база Курчатовского института. Одна из наиболее известных горнолыжных площадок Подмосковья. 6 склонов с перепадом высот 60 м и 7 подъемников. В большей степени подходит для семейного отдыха. Дневной абонемент — 6 долларов, прокат снаряжения — примерно столько же.

"Востоку" в столице с горнолыжным сервисом повезло куда меньше, чем другим сторонам света. Впрочем, подходящие места можно найти и здесь, только сразу настройтесь на то, что придется удалиться в подмосковные дебри.

Дзержинский. Пожалуй, единственная горнолыжная точка по этому направлению, находящаяся в географических пределах Москвы. 2 км от МКАД, от станции метро "Кузьминки" можно добраться автобусом до улицы Ленина. Склон, длиной в 250 метров, всего один. Популярностью пользуется, в основном, у жителей ближайших окрестностей. Хотя 2 бугельных подъемника намекают на наличие некоего сервиса. Правда, по склонам местного песчаного карьера в летний сезон регулярно катаются "лыжники на песке" и даже проводят свои соревнования.

Балашиха. 15 км от Москвы по Горьковскому шоссе до поворота на Салтыковку. Можно добраться от станции метро "Измайловский парк" на автобусе до остановки "Горсовет", а затем еще 15 минут потопать непосредственно до склонов. Длина местных спусков не превышает 250 метров, и их обслуживает всего один бугельный подъемник. Очевидцы утверждают, что рельеф трасс здесь идеальный, чтобы научить кататься ребенка, но не более того.

Южное направление. Горнолыжный бросок на юг — это, прежде всего, знакомство с клубом "Кант", который в черте города удивляет невиданным здесь доселе уровнем сервиса. До среднеевропейского ему, конечно, еще не дотянуться, но это все-таки лучше, чем совсем ничего. Выбираясь же за МКАД, и здесь найдется немало подходящих местечек погонять по склонам. В общем, "южные широты" благоприятствуют зимним экстремалам.

Спортклуб "Кант". Ст. м. "Нагорная", 5 минут пешком. Трассы длиной до 350 метров. Перепад высот приблизительно 55 метров. Склоны как для начинающих, так и для продвинутых катальщиков. Снежные пушки и ратраки создают условия спуска, близкие к идеальным. 7 импортных подъемников. Яркий пример того, как деньги, вложенные в горнолыжную индустрию, должны приносить отдачу. Час катания — до 4,5 доллара (в выходные), прокат инвентаря — до 4,8 USD. Бары, рестораны, мастерская по ремонту оборудования и много всего другого, что при известных затратах сделает индивидуальный отдых полноценным удовольствием.

Узкое. Севастопольский проспект, станции метро "Беляево" или "Калужская". Горка достаточно скромная: длина 180 метров, перепад высот — 40 м. Можно кататься и начинающим, но рельеф все-таки больше подходит для продвинутых катальщиков. Место не особо популярное среди широких масс, но имеет устойчивый контингент персональных поклонников.

Подольск. 30 км на электричке от Курского вокзала, далее автобусом до остановки "Дворец пионеров" и еще 5 минут пешком. 2 склона в 200 и 250 метров длиной. Перепад — 30 м. 2 подъемника. Отправляясь в Подольск, вы рискуете попасть "с корабля на бал", поскольку разнообразные праздники с народными гуляниями как раз на этих склонах устраиваются с завидной регулярностью.

Западное направление — это культовый для столичных горнолыжников маршрут. Крылатское, Воробьевы горы… Именно отсюда пошло все катание в Москве. Да и по сей день "западные адреса" остаются меккой для катальщиков. Неудивительно, что здесь всегда многолюдно и, выбравшись на склон, каждый раз непременно встречаешь каких-нибудь знакомых-приятелей или коллег по работе.

Крылатское. Станции метро "Крылатское" или "Молодежная". Далее следует идти к Гребному валу и велотреку. Трассы протяженностью 200-300 метров и с перепадом высот до 60 м. В наличии имеются семь подъемников, хотя невозможно припомнить, чтобы все они работали одновременно. Время работы — практически до 23.00. Склоны на все вкусы. Есть "дикие", а есть и коммерческие. Но цены достаточно либеральные. Так, прокат снаряжения обойдется в худшем случае в 5 долларов. К ним, правда, еще потребуется залог.

Воробьевы горы. Станция метро "Университет". Длина трасс 150-200 м, перепад высот — 40 м. 4 подъемника, правда, бугель необходимо будет захватить из дома. Склоны рассчитаны, главным образом, на уже опытных катальщиков. За 60 лет своего существования рельеф здесь особо не изменился. Однако, по слухам, грядут новые небывалые времена. Мэрия собирается здесь искусственно нарастить высоту трассы и довести ее до 450 метров. Чтобы не только любители да начинающие спортсмены-юниоры гоняли, но и международные соревнования могли здесь проводиться.

Красногорск. Метро "Тушинская", далее автобусом или маршруткой до остановки "Ул. Карбышева". На машине — по Волоколамскому шоссе до Красногорска, а там по указателям. Склоны по 150-200 метров и высотой до 50 м. Есть трасса для детей. 5 подъемников, но иногда случаются очереди. Некоторые лыжники считают, что рельеф здесь даже интереснее, чем в Крылатском. Абонемент на день — 80 рублей, прокат бугеля — 20 рублей за час.