Опыт зарубежных стран показывает, что проблемы с поиском спонсоров у сборных возникают крайне редко. Более того, механизм взаимоотношений с официальными партнерами национальных команд выработан настолько четко, что федерациям остается лишь выбирать из претендентов наиболее привлекательных.

АНГЛИЯ

Английская футбольная федерация разработала самую глобальную спонсорскую программу среди всех видов спорта в стране. Она включает 10 компаний, контракт с которыми заключается на четыре года. На данный момент с ассоциацией сотрудничают следующие партнеры: страховая группа AXA, Nationwide, оператор сотовой связи One2One, производитель пива Carlsberg, специализирующиеся на выпуске спортивной одежды фирмы Umbro и Burton (одевавшая еще героев мирового первенства 1966 года), Walkers, Coca-cola, Sainsbury's и Eidos, разработчик и производитель игровых приставок.

Текущий период начался в августе 1998 года и заканчивается после финала чемпионата мира-2002, и федерацией уже сейчас разрабатывается новая концепция.


ГЕРМАНИЯ

В отличие от других стран, в Германии сложилась стабильная обстановка вокруг спонсорства национальной команды, и вот уже на протяжении многих лет у немецкой сборной постоянные партнеры. С 1990 года генеральным спонсором немецкого футбольного союза и главной команды страны является всемирно известный автомобильный концерн Mercedes-Benz. При этом руководство компании постоянно подчеркивает, что негативные результаты сборной никак не сказываются на отношениях с федерацией. "Спонсорство в нашем понимании не должно ограничиваться только подсчетом вложений и компенсаций за рекламу. Социальный компонент - важная составная часть нашего партнерства", — заявил председатель правления Юрген Шремп.

Вот уже 40 лет тесно сотрудничает с немецкой национальной командой и спортивная фирма Adidas. Основатель фирмы Адольф Дайслер на чемпионате мира-54 собственноручно вкручивал шипы в бутсы игроков. Еще две крупные компании Coca-cola и Deutsche Telekom регулярно вкладывают средства в развитие футбола в Германии, а, следовательно, помогают и сборной.


ФРАНЦИЯ

С 1989 года "историческим" спонсором сборной является телевизионный канал CANAL+, который в 2000 году продлил свой контракт с национальной командой до 2006 года. Кроме того, среди партнеров сборной, регулярно помогающих ей, числятся такие крупные компании, как L'OREAL PARIS, занимающаяся выпуском парфюмерии, книжное издательство France Loisirs, а также всемирная сеть супермаркетов Carrefour, которая знаменита тем, что оказывает большое содействие не только главной сборной страны, но и детским и юношеским командам.