В этот уик-энд помимо гонок "Формулы-1" в бразильском Сан-Паулу на автодроме "Интерлагос" пройдет первый этап XVIII международного чемпионата "Формула-3000", считающегося для юных талантов последней ступенькой для попадания в "королевские гонки".

Понятно, что такие яркие личности, как Дженсон Баттон и Кими Райкконен, способны пробиться в "Формулу-1", минуя "Формулу-3000", и все же основная масса пилотов прошла школу международного чемпионата. И, кстати, трое действующих гонщиков "Формулы-1" носят гордое звание чемпиона "Формулы-3000". Это Оливье Панис (1993), Хуан-Пабло Монтойя (1998) и Ник Хайдфельд (1999).

Впрочем, чемпионатом мира первенство "Формулы-3000" по своей сути стало лишь в прошлом году, когда в календаре появился бразильский этап. До этого начиная с первого сезона 1985 года ни один "Гран-при" не покидал пределов Европы. Теперь же появился и европейский чемпионат "Формулы-3000", который образовался из итальянского национального первенства.

Главной особенностью "Формулы-3000" является то, что это мономарка, то есть, в отличие от "Формулы-1", здесь все выступают практически на одинаковых машинах. Разница лишь в регулировках. Поэтому гонки "Формулы-3000" всегда проходят в очень плотной борьбе, отставания на круг и больше бывают редко и чаще всего лишь по техническим причинам.

На машинах всех команд стоят двигатели "Зитек", изготовленные фирмой "Джадд", примерно в 460 лошадиных сил. Как и раньше, используется шасси "Лола", покрышки "Авон", амортизаторы "Динамик". Что же дает изначальное равенство всех участников? Где проявлять свой индивидуализм? Конечно, в настройках. Было мнение, что львиная доля успеха принадлежит пилоту, но, к примеру, Виктор Маслов, единственный россиянин, выступавший в "Формуле-3000", на личном опыте убедился, что гораздо больше зависит от команды: "Чтобы настроить машину правильно, нужна четкая работа связки "пилот — инженер". Успех зависит от того, насколько правильно и быстро гонщик сможет донести информацию до инженера и насколько оперативно тот ее обработает и примет верное решение. И все это в минимальные сроки, ведь, в отличие от "Формулы-1", в "Формуле-3000" нет свободных тренировок перед гонкой, только два часа квалификации. Есть серьезные ограничения и в официальных тестах".

Виктор Маслов, три сезона проведший в "Формуле-3000", завершил свои выступления в этих соревнованиях и теперь готовится принять участие в кузовных гонках. Ушел из команды "Арден Россия" и другой пилот — англичанин Даррен Мэннинг, перестали также сотрудничать с конюшней и российские спонсоры. Но наше присутствие в "Формуле-3000" не прошло бесследно. Команду до сих пор западная пресса частенько именует "Arden Team Russia". Впрочем, большая ротация кадров не означает, что "Арден", занявший 7-е место в первенстве-2001, намерен постепенно свернуть свою программу. Наоборот, в конюшне появился опытнейший чех Томаш Энге, познавший не только вкус побед в "Формуле-3000", но и попробовавший себя уже в "Формуле-1". Если бы команда "Прост" не прекратила свое существование, Энге сейчас соревновался бы с братьями Шумахерами, Монтойей, Култхардом и другими лучшими спортсмена мира. Вторым пилотом в "Ардене" будет 21-летний швед Бьорн Вирдхейм, который стоял в прошлом году на поул-позишн в Макао — очень престижной гонке для молодых пилотов. Поэтому неудивительно, что на предсезонных тестах гонщики "Ардена" неизменно показывали лучшее время, делая тем самым неплохую заявку на победу в первенстве.

Если многие удивляются, что в "Формуле-1" на прекрасном уровне выступают два брата Шумахера, то это далеко не предел. В прошлом году в "Формуле-3000" гоняли два близнеца — Рикардо Сперафико и Родриго Сперафико, выступавший за "Колони" и теперь перешедший в "Дуранго". Однако к 22-летним спортсменам в этом сезоне добавился еще и их двоюродный брат Алешандре Сперафико, которому в январе уже исполнилось 28 лет. Столь поздний дебют вполне объясним намерениями младшей "Минарди", где и заявлен Алешандре, добиться успеха уже в этом сезоне. Опираясь на опыт кузена близнецов Родриго и Рикардо, а также бельгийца Давида Саленса, младшая "Минарди" хочет войти в элиту "Формулы-3000". Сам же Алешандре Сперафико безмерно счастлив попаданию в "Формулу-3000": "Это настоящий подарок для меня, тем более что первая гонка пройдет на хорошо мне знакомом "Интерлагосе" на глазах у моих болельщиков".