54-летний итальянец Джанкарло Минарди много лет был полновластным хозяином конюшни, носящей его имя, пока финансовый кризис, затронувший буквально все команды "Формулы-1", не заставил Минарди уступить долю акций своего детища австралийскому бизнесмену Полу Стоддарту.

ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

— Джанкарло, с момента покупки команды Полом Стоддартом прошло чуть больше года. Что изменилось за это время?

— Многое... Методология команды, люди, средства. Сегодня мы в "Минарди" все должны говорить по-английски. А у меня — чугунная башка (смеется), и как бы я ни старался, все равно не выходит. Но на самом деле все изменяется в лучшую сторону. Прошлый год был тяжелым, мы выходили из ужасного межсезонья, потеряв кучу народа. Все проблемы, конечно, не испарились, но ничего подобного больше нет.

— Как функционирует "двуглавая" команда?

— Да вы знаете, без каких бы то ни было конфликтов. В Фаэнце расположено конструкторское бюро, завод по сборке и эксплуатации. В Англии занимаются доводкой по ходу сезона и скоро построят аэродинамическую трубу. Пока мы зависели от "Фондметалла" у нас и от частной трубы в Саутхэмптоне, каждый раз все варианты для продувки приходилось делать в двойном экземпляре, что было не самым простым и экономичным решением.

— Все-таки вам повезло, что в качестве партнера вы напали на такого романтика автоспорта и энтузиаста, как Стоддарт?

— Точно! Иногда он даже слишком энтузиаст, если можно так выразиться. Просто удивительно для англосакса. Временами мне кажется, что он тщательно скрывает свои итальянские корни (смеется). Все, что он делает для "Минарди", имеет своей целью исключительно спорт. А это именно та философия, что я сам исповедовал для своей фирмы с самого дня ее создания. Так что мы в прекрасных отношениях, ибо наши идеалы одинаковы.

— "Азиатек" тоже многое изменил?

— Да, это серьезный шаг вперед, и их технический персонал очень плотно работает с нашим. А это не всегда имело место, когда у нас был статус простого клиента.

— Да еще и платили за моторы!

— Не представляете, какой груз свалился с плеч. В прошлом году за старый второсортный агрегат мы должны были выложить 15 миллионов долларов, огромную для нас сумму, которую теперь можем посвятить другим программам. И уж конечно — не постройке моторхоума за восемь миллионов фунтов! Наше дело — правильно вложить эти деньги в будущее команды, в новые разработки, технологии. В эпоху, когда поход за спонсорами становится сложнейшим мероприятием, этот договор для нас просто подарок!

ОСТАНОВИМ "ГОНКУ ВООРУЖЕНИЙ"!

— Вы довольны решениями ФИА по снижению затрат?

— Конечно! Давно пора было поставить барьер этой "гонке вооружений", которую развязывают конструкторы, вливая в свои команды баснословные суммы. Кстати, от этого единственного мотора на уик-энд выиграют и они сами. Им проще будет убедить покупателя своих серийных машин, что их технологии не только в мощности, но еще и в надежности. Эти решения лишь первый шаг на пути многого, что могло бы быть сделано. Конечная цель — это не отвадить конструкторов, а, наоборот, задержать их, убедить, что выгоднее оставаться десятилетиями, чем бросить все на пятилетний план, выиграть (а чаще — нет) и уйти не попрощавшись. Надо бы всерьез ограничить и тесты. Все это могло бы высвободить для них средства, достаточные для поддержки юниорской команды, фарм-клуба. Для таких команд, как "Минарди", это стало бы гарантией выживания.

— Кто мог бы быть идеальным партнером "Минарди"?

— Все, кто всерьез хочет и рассчитывает сражаться за чемпионский титул против засилья "Феррари". (Смеется.) Мне кажется, что такая команда-бис неизбежна для трех-четырех китов, которые пока не в силах выиграть чемпионат. Наша помощь могла бы быть очень серьезной в рамках грядущих сезонов, где бои будут гораздо напряженнее, а каждое очко приобретет золотой статус, даже для грандов. Начиная с 2003 года, юниорская команда могла бы стать лабораторией для их собственных технических решений, в том числе и мотора-2004. Я говорю о "БМВ", "Феррари", "Мерседесе", "Рено", "Тойоте" и "Хонде", которым понадобится с самого начала 2004 года быть в ударе, как в скорости, так и в надежности.

— По слухам, "Рено" как раз склоняется к такому варианту?

— Это досье скорее для Пола Стоддарта, чем для меня, но мы открыты к диалогу, и я первым был бы счастлив, если события примут такой оборот. "Минарди" и Италия могли бы многое дать "Рено" по части имиджа. Они же, напротив, многое могли бы почерпнуть от такого сотрудничества.

— Какой аспект наиболее сложен или важен в управлении командой?

— Настоящий добротный менеджмент начинается со всесторонней оценки своих соратников. Не просто понять, кто на что способен, но и расставить их по правильным местам, дать ту или иную степень автономности, поставить ту или иную задачу в зависимости даже от темперамента — вот основа комфортной работы коллектива.

ПРИВЫКЛИ СЧИТАТЬ КАЖДУЮ ЛИРУ

— Многие большие команды, обосновывая свои проблемы, любят ссылаться на 11 сентября. Как обстоят дела на самом деле?

— Да так и есть, разве что мировой спад начался еще раньше. Большие, глобальные компании ждут нового прироста, а до тех пор расходуют средства очень осторожно. Иногда мне кажется, что они пользуются этой ситуацией, чтобы установить новые правила спонсоринга, рекламы, партнерских отношений. Может, и паранойя, но вот вам факт: в 2002 году "Ф-1" не получила ни одного нового крупного спонсора по сравнению с 2001 годом. Команда "Прост" исчезла, и многие конюшни — в зоне риска. В том числе и те, которые отнюдь не привыкли ждать конца месяца, затягивать пояса. Никто теперь не вправе говорить: "Раз у него недостаточно денег, ему нечего тут и делать!" А сколько раз я слышал подобное в минувшие годы!.. В "Минарди" нас уже очень давно 120 человек, и мы привыкли считать каждую лиру. Мы пересекли много тяжелых полос, не боимся и этой. А вот монстры по 300-400 человек, которые привыкли жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая, теперь, конечно, начнут страдать. Тем более, если не смогут вовремя тормознуть и задуматься о приоритетах в расходной статье бюджета!

— Крушение империи Кирха не отразится на финансовом здоровье всей "Ф-1"?

— Пока все держит в своих руках Берни, опасаться нечего. Разве что дело на этом не остановится. Но платные каналы, на что многие ставили, оказались провалом, так ничего не принеся, зато поглотив слишком много средств. А нормальные каналы и так платят очень дорого. Надо вернуться к правильному балансу доходов "Ф-1" и ее команд. Команд, без которых сама "Ф-1", — это ничто!

— И все же, как мы уже говорили, команды тоже делятся на два типа. Будущее "Формулы" — в конструкторах или они однажды устанут платить?

— Пока они очень даже рады, но нельзя не опасаться того дня, когда их руководство начнет меняться. А вместе с ним и коммерческие стратегии. А кто-то действительно, и это естественно, устанет выкидывать на ветер целые состояния, так и не приближаясь к победе. Именно поэтому и надо управлять зорко и дальновидно, а также не принимать правил, выгодных лишь им. В любом случае баланс между инвестициями и спортивно-имиджевой отдачей поддержать очень тяжело, тем более, когда претендентов уже более пяти! Ведь победитель-то может быть только один!

— Географическая экспансия?

— Двумя руками "за"! Новые зоны интереса помогают "Формуле". Одна Малайзия в этом году частично держит на плаву аж две команды — нас и "Заубер". А ведь перспективы безбрежны. Да и московское "Гран-при" жду с нетерпением. В 1985 году, в самом начале моей команды, я как-то привозил свой болид, и мы выставляли его по просьбе одного из спонсоров на Красной площади. Это незабываемое воспоминание. Так что жду возвращения в Россию, но теперь уже на гоночный трек!