В одном из последних номеров "Советского спорта-Футбола" мы рассказывали о том, как важно футболистам сборной России подойти к чемпионату мира в оптимальном боевом состоянии. Однако футбол - это игра коллективная. И в конечном итоге успех команды зависит от того, насколько удастся тренерам сборной объединить, сплотить яркие индивидуальности единым замыслом, определить место каждого в структуре командной игры.

ТРЕНЕР СБОРНОЙ - НЕ ШОУМЕН

Роль главного тренера в команде трудно переоценить. По словам знаменитого наставника сборной Аргентины Луиса Сезара Менотти, если футбол - это спектакль, то правила - это сценарий, игрок - актер, а тренер должен чувствовать себя режиссером. Если футболисты - музыканты, то тренер - дирижер. Он должен помнить, что футбол - это развивающаяся и динамичная игра, которая требует, чтобы тренер всегда был в поиске. Нельзя оставаться с тем, что было на прошлой неделе, нельзя быть довольным тем, что уже сделано.

Наиболее важное - отбор игроков. Тренер должен уметь быстро открывать индивидуальности. Здесь нельзя ошибаться. Это его первостепенная задача. По мере того как игрок будет выполнять обязанности в команде, проявятся возможности игрока, которые должны развиваться, чтобы игрок рос как футболист.

Помнится, накануне ЧМ-90 тогдашний наставник сборной СССР Валерий Лобановский сказал: "Футбол настолько многолик, что один и тот же его элемент вызывает восторг у одних и неприятие у других. Искать рациональное зерно в критике - это да. Полемизировать с недовольными, ищущими в футболе отдыха и сиюминутных радостей, - бессмыслица. Лучше терпеливо готовить день, когда всех примирит хороший результат.

Единомышленники нужны в любом коллективном предприятии. А в футболе, где каждое движение души и перемещение по полю отдельно взятого футболиста влияют на содержание игры команды, успех не придет, если коллеги не уважают друг друга или подозревают партнера в чем-то непростительном. Создать коллектив спортсменов, близких по духу, устремлениям, пониманию футбола, - первейшая задача тренера. И не надо смущаться, когда вдруг многие начинают выражать недоумение, почему в сборной не играет тот или иной любимец публики. Тренер сборной - не постановщик развлекательных шоу".

Сказано 12 лет назад, а насколько актуально сегодня! Тренерскому штабу сборной России во главе с Олегом Романцевым сейчас очень непросто. Хотя, думается, советчиков, желающих помочь, пруд пруди. Убежден, у наставников сборной достаточно опыта и знаний для того, чтобы самим определять приоритетные задачи. Тем более, тренер - это последняя инстанция, именно он отвечает за все, что происходит в команде.

Тренер должен быть уверен в правильности выбранного курса, обладать твердыми убеждениями. Очень важно, чтобы игроки верили ему, верили в его систему и уважали безмерно.

ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ

Со своей стороны, тренер должен заботиться о том, чтобы футболисту было хорошо, чтобы он себя прекрасно чувствовал. Когда тренировка доставляет удовольствие (а об этом должен заботиться тренер), футбол становится для игрока радостью. Напротив, когда не удается добиться, чтобы тренировка была для игрока удовольствием, то это для тренера сигнал: где-то что-то не срабатывает.

Игрок должен делать то, что отвечает его стремлениям, желаниям. Не только бегать, прыгать или вступать в борьбу. На тренировках игрок должен оттачивать приемы, совершенствовать свою технику, придумывать трюки, творить. А тренер обязан будить в игроке такое желание.

Когда в мае 1986 года, за месяц до начала мирового первенства в Мексике, сменился тренерский штаб сборной СССР, многим показалось, что времени для усиления игры главной команды страны недостаточно. Тем не менее, тренеры быстро нашли взаимопонимание, общий язык с футболистами, и затем, засучив рукава, наша команда взялась за дело.

Позже вратарь сборной Ринат Дасаев вспоминал: "Нас захватила работа. Началась реконструкция на ходу. Нельзя было терять ни дня. Выходя на каждое очередное занятие, мы точно знали, что от нас требуется, чему уделить особое внимание, какова его цель. Работалось легко, в охотку.

Много внимания уделяли обсуждению будущих соперников по группе. О канадцах мы толком ничего не знали. А вот о венграх и французах сведения у нас были. Мы по нескольку раз просматривали видеозаписи матчей с их участием. Вглядывались в лица венгерских и французских игроков. И про себя прикидывали возможные варианты будущих встреч с ними. Каждый по-своему".

Иногда, готовя команду, тренер уверен, что она будет на высоте. Всю предыгровую работу провел хорошо. На тренировках футболисты делали все, что он от них требовал. Они в хорошей форме и хорошем настроении. Команда бодро выбегает на поле и… не играет. В чем дело, что случилось?

Всякая неучтенная малость может обернуться на поле роковым образом. И чаще всего просчет обнаруживается в психологическом настрое команды.

Бывают, конечно, и приятные неожиданности: соперник сильнее, вроде бы и рассчитывать не на что, но команда на подъеме, тренер чувствует в себе необычайный заряд, он передается ребятам, все само собой получается. Хороший пример - отборочный матч чемпионата Европы-2000 Франция - Россия. Ведь смогли тогда наши футболисты собраться, настроиться на игру и одолеть чемпионов мира и будущих чемпионов Европы на их поле со счетом 3:2.

ГЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ В КОМАНДЕ

Умение настроить команду - дар. Ему нельзя обучить. Есть тренеры, которые на это не способны, хотя неплохо разбираются в тактике современного футбола. Каждому, опираясь на основы психологии, законы взаимодействия в группе, приходится тут изобретать велосипед.

Уровень футбола уже давным-давно не тот, когда можно было за короткий срок натаскать игрока. И тренерская работа с каждым годом усложняется. Она находится сегодня на стыке многих наук - медицины и физиологии, педагогики и психологии.

"Может быть, стоит привлекать для работы с командами профессиональных психологов?" - спросил я недавно известного футбольного врача Александра Ярдошвили. "Психологов, говорите? - переспросил Александр Эдуардович. - Многие тренеры используют их в своей работе. Однако, увы, профессионалы-психологи, не зная футболистов изнутри, зачастую не в силах оказать конкретную помощь, существенное влияние на игроков. Пока основное воздействие за тренером. Он остается главным психологом".

Перед игрой все имеет значение. Как команда утром встала на зарядку, как она ее делает. Если игрок сосредоточенно разминается, то ясно: он уже и на предстоящей игре сосредоточен.

Когда игроки едут на матч, видно, в каком они состоянии. Эти минуты имеют большое значение. Никаких разговоров, никакой музыки. Когда игрок не отвлекается ни на что постороннее, он уже продумывает все и вся, его нервная система напряжена, подключена к матчу. И в раздевалке должна быть такая же собранность, сосредоточенность. Есть она или нет - это улавливается по многим деталям: как футболист снял цивильную одежду, как надевает футболку, как зашнуровывает бутсы. Но даже если все идет как надо, это еще не значит, что обеспечена победа: соперник готовит свою контригру…

Уверенно выиграв отборочный турнир, сборная России уже продемонстрировала свою практическую силу. На чемпионате мира с нами будут считаться. Однако практическая сила команды в футболе, на мой взгляд, не равнозначна той подъемной силе, которая позволяет ей взмывать на большую высоту. Поднимает, возвышает и выделяет сама игра. Лучшее и самое красивое, на что способен большой футбол, - это слить воедино действующих на поле людей, сделать их братьями по игре. Чемпионаты мира и преподносят нам образцы такого игрового командного сплочения.


ДОСЛОВНО

- Мы выходили на поле, зная, что выступаем за честь страны, ее престиж, но мы еще сражались и за своего тренера - Гавриила Качалина. Для него хотелось выигрывать, биться до последнего. Мука мученическая огорчить Гавриила Дмитриевича. Уверен, это были не только мои чувства (Никита Симонян, знаменитый нападающий "Спартака" и сборной СССР).


НУ И НУ!

Один испанский тренер перед ответственными матчами появлялся в раздевалке своей команды с мешком. За несколько минут до того, как футболисты должны были выйти на поле, он собирал их, открывал мешок, полный денег, и говорил: "Смотрите, все это вы можете выиграть". Это был один из "секретов" тренера, о котором говорили, будто он хороший психолог.

Другие тренеры посылают запасных разогреваться у кромки поля с поручением кричать перед скамейкой запасных соперника, чтобы заглушить выкрики тренера с указаниями футболистам. Есть и такие, которые приказывали своим игрокам завязывать шнурки на бутсах на пути мяча, когда соперник готовился пробить штрафной удар. Только для того, чтобы заставить его нервничать. Словом, смех. Единственное, чего добиваются такие тренеры, это то, что заставляют работать на себя, потому что, если они выигрывают, они получают патент "ловких" и "хитрых". А в действительности они всегда будут ненужными, потому что не дают ничего. (Из книги Луиса Сезара Менотти "Футбол без ловушки".)