Ну что же, друзья, Имолу с Барселоной мы пережили, как видите. Более того, раз вы читаете то, что я написал, "Формула-1" вам еще не окончательно надоела, и еще интересно, как говорится, что будет дальше. Это к лучшему, ибо дальше у нас только хорошее.

"АВСТРИЙСКОЕ КОЛЬЦО"

Три гонки подряд, которые обещают, как всегда, стать генератором положительных эмоций для любого фана вне зависимости от того, как именно выступит на них его кумир. Хотя бы потому, что эти гонки должны стать интересными сами по себе. Австрия, Монако и Канада. Ничего общего между собой, но и ничего общего с современными вылизанными вплоть до полного отсутствия борьбы автодромами двух последних этапов. Шпильберг, Монте-Карло и Монреаль хороши уже тем, что каждая из этих трасс уникальна сама по себе, что их невозможно подвести под единые стандарты, что на них (да, опять!) совершенно не проводятся тесты, а значит, командам предстоит все делать с чистого листа.

Хотя, конечно, какие-то домашние заготовки, основанные на предыдущих сезонах, все же имеются. Но возьмем "Гран-при Австрии". Конечно, географически оно вроде бы проводится в одном и том же месте аж с 60-х годов. Однако это впечатление обманчиво. Первым неудачным опытом стала гонка по рулежным дорожкам военного аэродрома в Цельтвеге в 1964-м, после которого австрийское начинание на некоторое время заглохло. Пока в 1970-м практически там же не родилась одна из легенд чемпионата "Остеррайхринг" — "Австрийское кольцо", которое традиционно именовалось в честь того же Цельтвега, хотя и было расположено по другую сторону автобана, куда ближе к крохотной деревушке Шпильберг. Вплоть до 1987-го эта трасса не знала ни одного "Гран-при", которое не вошло бы в сборники самых выдающихся гонок. Одна из самых сложных, скоростных и рельефных трасс первенства была настоящим монументом, в ней не только выиграть, но и просто пройти с первого раза без завалов первый поворот удавалось далеко не каждому.

ТРАССА С БОЙЦОВСКИМ ХАРАКТЕРОМ

Проблема в том, что современная Ф-1 все больше заботилась о безопасности, пусть даже и в ущерб спектаклю. И если последнего в Австрии всегда хватало с лихвой на целые месяцы пересудов, то турбомонстрам конца 80-х под тысячу лошадей становилось здесь все неуютнее и опаснее.

И Австрия опять выпадает из календаря. Почти на десять лет. Зато, вернувшись в 1997-м, тут же срывает гром восторженных аплодисментов в паддоке. Уникальный случай, но новый Шпильберг, являясь по сути современным автодромом, пусть и использующим некоторые участки легендарного "кольца", умудрился сохранить свой бойцовский характер. Короткая и скоростная трасса вписана в рельеф альпийских предгорий, и зрители практически с любого места могут следить за борьбой чуть не на половине автодрома. И какой борьбой! С тех пор здесь не прошло ни одной гонки, которую можно было бы резюмировать техническим превосходством или тактикой пит-стопов. Здесь всегда боролись колесо в колесо, бок о бок, и если бы речь шла о кузовах, можно было бы добавить — бампер в бампер. Немалую роль в этом играет, естественно, сама конфигурация. Почти половину круга занимает уникальная связка из трех длинных прямых подряд, причем, и это самое важное, разделенных тремя очень медленными поворотами. А это значит, что современные вихревые потоки, которые мешают пилоту приклеиться к заднему спойлеру противника в быстром повороте перед прямой, чтобы затем идти на слип-стрим, здесь не играют роли. Из каждого из этих трех виражей — "Кастроль", "Ремус" и "Гессер" (коммерческие названия, увы, дань современной экономической модели, ведь и сама трасса официально называется "А1-Ринг") можно выходить вплотную к сопернику и затем пытаться пройти его на прямой. И перед каждым из этих поворотов можно попробовать встать на внутреннюю траекторию и тормозить как можно позднее. Последняя тактика особенно популярна в сверхмедленном "Ремусе" на небольшом подъеме, где мы регулярно видим развороты, столкновения и по ставшему уже крылатым выражению "летающие "Бенеттоны"!

"РЕНО" ПРОТИВ "ЗАУБЕРА"

Кстати, о "Бенеттонах", вернее, о "Рено". Можно предположить, что именно их схватка с "Заубером", начавшаяся еще в Барселоне, будет здесь продолжаться с новой силой. Две эти команды традиционно оживляли Шпильберг. Чего стоит хотя бы первый ряд старта Физикелла — Алези в 1998-м! Да и нынешние их пилоты здесь всегда были на виду. Ярно Трулли впервые всерьез блеснул именно здесь, лидируя на протяжении половины дистанции на скромном "Просте" в 1997-м, а Дженсон Баттон отметился в своем дебютном 2000-м двумя очками. С другой стороны, бой им наверняка даст Ник Хайдфельд, который, с одной стороны, умудрился столкнуться тогда с собственным партнером по команде Алези, но, с другой, квалифицировался здесь в прошлом году на великолепном шестом месте, впереди двух "Макларенов"! А вот последние, думается, на этот раз должны все-таки несколько оторваться от тандема "Рено" — "Заубер". И не только потому, что Култхард на прошлой неделе вновь уверенно лидировал на тестовой сессии в Валенсии. Отнюдь нет! Просто команда, а особенно сам Дэвид, всегда была быстра именно в Шпильберге. За пять гонок здесь шотландец ни разу не финишировал ниже второго места! Интересно, удастся ли ему продолжить эту серию, особенно в свете неблагоприятной статистики соперников? Единственная победа "Уильямса" восходит аж к хет-трику Вильнева в 1997-м, а у "Феррари" также неожиданно выясняются пробелы. "Гран-при Австрии" — это единственная трасса чемпионата мира, где Михаэдь Шумахер не выигрывал НИКОГДА! Может, конечно, ему бы и удалось это сделать в 1999-м вместо Эрвайна, но тогда немец, напомню, лежал в больнице со сломанной в Сильверстоуне ногой. Так что у Красного Барона на Шпильберге набрано всего 11 очков. Против 34-х у Култхарда.

И последнее. Это сама атмосфера "Гран-при". Тот уик-энд, на мой взгляд, который настоящий болельщик пропускать не должен. Красота и спокойствие горной провинции Штирия столь резко контрастируют с остальными местами проведения гонок, что иногда здесь просто захватывает дух. Если вы впервые собрались съездить куда-то на "Гран-при" лично, то лучшего места, честно говоря, порекомендовать вам не могу!