Один из сильнейших на сегодняшний день российских профи Павел Тонков — редкий гость своего отечества. Между тем интерес к нему в России не ослабевает, о чем свидетельствует читательская почта. К сожалению, в прошлом году Тонков практически не дал повода говорить о себе. Неудачный контракт с американской командой "Меркури" (вернее — неудачная судьба самой команды) обернулся для победителя "Джиро д'Италия" 1996 года длительным простоем, компенсировать который не смогли даже солидные денежные выплаты велоконюшни.

В 2002 году Павел подписал годовой контракт с итальянской "Лямпре", за которую ранее (с 1992 по 1995 год) он уже выступал. Дорога на девятую по счету "Джиро" была открыта.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ РАЗГОВОР

По какому телефону можно найти российского велопрофи в Европе? Вопрос отнюдь не праздный. Колесящие по всему миру элитные гонщики имеют подчас более 5 трубок, каждую из которых используют в зависимости от обстоятельств и местонахождения. В Федерации велосипедного спорта России есть четыре номера, но ни один из них не отвечал в течение целых суток. Пришлось воспользоваться старыми связями и позвонить в Мадрид супруге Павла Анне. От нее ваши корреспонденты узнали, что Тонков по-прежнему пользуется своим старым "испанским" номером.

Утренний разговор, однако, не состоялся. Караван был уже на старте последнего из европейских этапов "Джиро".

— Позвоните после финиша, — только и успел сказать Павел.

Ждать финиша пришлось без малого шесть часов. Уже бедовый австралиец Мак Эван, одержавший в тот день свою первую победу в "Джиро", сошел с пьедестала, уже подоспели официальные протоколы, а телефон все молчал. Наконец в трубке раздались гудки, и далекий голос произнес: "Си! Пронто!"

За прошедший год Тонков, похоже, забыл еще несколько русских слов, и оттого речь его была размеренной, а выражения он подбирал тщательно, изредка украшая вкраплениями испанского.

— Павел, какие задачи стоят перед вами и командой в нынешней гонке?

— Ну, мой нынешний контракт подписан на один год (авторы постарались сохранить оригинальный текст. — Прим. К.Б. и С.Е.), а на этой "Джиро" команда будет работать на меня. Я "лидер", и команда ждет от меня высокого места в "классифико" (общий зачет. — Прим. авт.). Правда, к этой гонке я пришел не в самой хорошей форме. Во время "Тура Страны Басков" в апреле я заболел бронхитом и не смог выкарабкаться из болезни ни на гонке Льеж — Бастон, ни на "Циклиста Ломбардия".

— Каков уровень вашей готовности на сегодняшний день?

— Примерно 75 процентов. Последствия болезни удалось преодолеть, но "физика" пока что работает слабо. На втором этапе, где был тяжелый финиш, я проиграл Гарзелли полторы минуты. Это еще небольшое отставание, и надеюсь, когда мы доедем до Италии, будет теплее, начнутся длинные горы, и форма полностью вернется ко мне. Я люблю ездить в высоких горах и рассчитываю взять реванш на апеннинских этапах.

— Кого вы считаете главными фаворитами на нынешней "Джиро"?

— Главными претендентами на "классифико" я считаю нынешнего лидера Гарзелли. Будут бороться Касагранде и Фриго. Я тоже постараюсь бороться за победу. Мой успех в 1996 году является самым ярким впечатлением в моей карьере. Потом были два сезона, в которых я мог выиграть, но упускал победу. В 1997-м я практически гарантировал себе первое место, но упал на последней разделке, пока менял велосипед, потерял много времени и отдал "классифико" Готти. Еще через год я был готов победить, но победу у меня украли. Тот человек, который это сделал, наверное, сейчас чувствует свою вину передо мной и не любит встречаться. (Тонков имеет в виду Марко Пантани. В 1998 году Пантани незначительно опережал Павла, и наш велосипедист рассчитывал отыграться на последнем горном этапе. Однако из-за скандала с очередной допинговой проверкой этап был проведен лишь формально, и план Тонкова провалился. — Прим. авт.)

На этой "Джиро" нет сильных испанских команд, а также не едут немцы Ульрих и Цабель. Но это не делает мне легкой жизнь. Бороться будет очень трудно. Итальянцы всегда болеют за своих.

— Прошлогодние допинговые скандалы на "Джиро" дают о себе знать?

— Очень трудно головой воспринимать то, что происходит с допинговой проверкой. Контроль сейчас очень сильный. Могут даже ночью домой приехать, чтобы проверить, нет ли у тебя чего-нибудь запрещенного. Очень тяжело. Я и мои коллеги не совсем это понимают. Допинг был в велоспорте всегда, но никогда этому не уделялось такого внимания. Считаю, что все это слишком надуманно. Просто в Италии и Франции кто-то очень хочет, чтобы велоспорт меньше показывали по телевизору.

— В каких еще "Больших гонках" этого года вы собираетесь принимать участие?

— Кроме "Джиро", поеду "Вуэльту". Будет еще "Тур Швейцарии" и однодневная гонка "Сан-Себастьян классифик". Не буду выступать на "Тур де Франс" и чемпионате мира. "Тур" не стоит в программе нашей команды, а чемпионат мира в этом году проходит на равнине, и это мне не очень подходит. Я хорошо еду в горах, а на равнине есть другие специалисты.

— Приедете ли вы на чемпионат России среди профи?

— Я давно уже хочу выиграть чемпионат России, но до сих пор мне этого не удавалось. В Россию всегда приезжаю с удовольствием. В этом году собираюсь снова, несмотря на то что групповая гонка пройдет через два дня после окончания "Тура Швейцарии". Правда, могут вмешаться личные обстоятельства. В июне у нас должен родиться второй ребенок. Если это произойдет в те же сроки, что и чемпионат России, поездку придется отменить.

СМЕНА ВСЕХ

Уже на первом из двух итальянских этапов Тонкову удалось сдержать слово и переместиться в "классифико" на 30 строчек вверх. Правда, уже следующий этап, начавшийся допинговым скандалом и закончившийся побегом дюжины "темных лошадок", изрядно спутал карты.

На сегодняшний день Тонкова отделяют от нового лидера общего зачета — немца Йенса Хеппнера — пять с половиной минут. По большому счету — это немного. С 10-го по 13-й этап каравану предстоит первое серьезное испытание горами. Именно тогда, скорее всего, можно будет судить о том, готов ли наш профи всерьез претендовать на высокое место в "Джиро".

"Джиро д'Италия". 5-й этап. Фоссано — Лимон Пьемонт. 150 км. 1. Стефано Гарзелли (Италия, "Мапеи") — 3:46.45. 2. Сантьяго Перес Фернандес (Испания, Кельме"). 3. Дильбетро Симони (Италия, "Саеко"). 11. Павел Тонков (Россия, "Лямпре") — то же время… 14. Паоло Саволделли (Италия, "Алексиа"). 15. Фаата Закоиров (Россия, "Панариа")… 17. Давид Ребеллин (Италия, "Герольштейнер") — у обоих то же время… 24. Дарио Фриго (Италия, "Таккони") — 0.36… 41. Сергей Гончар (Украина, "Фасса Бортоло") — 3.04… 50. Рик Вербрюгге (Бельгия, "Лотто") — то же время… 73. Паоло Беттини (Италия, "Мапеи") — 6.20… 76. Марко Пантани (Италия, "Меркантоне Уно") — 7.02… 88. Денис Бондаренко (Россия, "Формаджи Треттини" — 7.36… 101. Марио Чиполлини (Италия, "Аква&Сапоне") — 14.59… 171. Михаил Халилов (Украина, "Коламбиа Селле")… 177. Дмитрий Конышев (Россия, "Фасса Бортоло") — у обоих то же время.

6-й этап. Кунео — Варразе. 191 км. 1. Джованни Ломбарди (Италия, "Аква&Сапоне") — 4:56.45. 2. Руджеро Марзоли (Италия, "Формаджи Треттини"). 3. Берт Грабаш (Германия, "Фонак"). 57. Тонков — то же время… 166. Бондаренко — 17.42… 172. Конышев — то же время.

Общий зачет. 1. Хеппнер — 31:19.45. 2. Гарзелли — отставание 3.33. 3. Попович — 3.43. 27. Тонков — 5.38… 33. Вербрюгге — 7.08… 42. Готти — 8.47… 55. Пантани — 12.31… 106. Бондаренко — 26.06… 166. Конышев — 49.31.


НАША СПРАВКА

Павел ТОНКОВ. Родился 9 февраля 1969 года в Ижевске

Профессионал с 1992 года.

Наивысшим достижением в карьере является победа в 1996 году в "Джиро д'Италия". В 1997 и 1998 годах занимал на этой гонке вторые места в общем зачете.

Кроме того, одержал победы

Год Команда Победы
1992 "Лямпре" 3
1993 - 1
1994 - 2
1995 - 2
1996 "Панариа" 8
1997 "Мапеи" 10
1998 - 5
1999 - 1
2000 - 5
2001 "Меркури" 0
Всего 37