Нет ничего хуже, нежели "входить" в турнир не с самого начала: так уж получилось, что ваш корреспондент попал на чемпионат мира по лыжам в Лахти, когда добрая половина его программы уже завершилась. Поэтому в репортаже "с колес" приходится руководствоваться не только фактами и словами тех немногих людей, с которыми удавалось поговорить, но и слухами. Впрочем, последние — не такой уж дурной источник информации — не зря ведь говорят: "Нет дыма без огня".

А попал я сразу же на спринт. Признаться, существо этого номера программы претит всей сути лыжного спорта, где от гонщика в первую очередь требуются огромная выносливость и долготерпение. Представьте себе легкоатлета — стайера или тем более марафонца, которого вынуждают еще и успешно бегать 800-метровую дистанцию.

И тем не менее лыжный спринт — действо захватывающее. Мне довелось освещать чемпионаты мира в Лахти и в 1978 году, и в 1989-м, но никогда я не видел, чтобы чаша огромного лыжного стадиона, вмещающего 50000 зрителей, была бы, как на сей раз, заполнена до отказа.

Зрелище и вправду феерическое: стадион залит светом прожекторов, вокруг непроницаемая стена ночи, проглядывают лишь очертания вершин елей. Как гигантские мотыльки, на свет выныривают затянутые в комбинезоны гонщики, и ты всеми фибрами души и тела ощущаешь энергию их напряжения.

А на огромном телеэкране, установленном прямо на стадионе, снова и снова прокручиваются кадры женского финала, и отчетливо видно, как финская лыжница Катя Сундквист в лучшем стиле московских лихачей-водителей "подрезает" на коварном крутом вираже, на спуске к стадиону, Юлию Чепалову, заставляя ее тормозить и сбрасывать скорость. На пресс-конференции мои коллеги с пристрастием обсуждали этот момент с Чепаловой, и Юлия заметила, что сама бы так не поступила. Однако правила нарушены не были, а этика? О чем мы говорим, если идет борьба за медали, и вопрос касается финнов, которым показать себя в своих стенах ох как необходимо.

Кстати, если уж продолжать тему, то не лишены основания слухи о том, что финские гонщики на дистанциях "классикой", на участках, где "дремлет" телевизионное око, нередко "подрабатывают" "коньком", который имеет преимущество в скорости. К этим слухам примешивается и допинговая история с Ярри Изометсой. Для оправдания последнего до сих пор привлекаются силы физиологов, биохимиков, врачей и прочих специалистов. Наконец, не лишены некоторого основания и разговоры о том, что финны подготовили трассы "под себя", — они, по сравнению с другими чемпионатами последних лет, достаточно легкие. И уж, конечно же, на фоне скандала с Изометсой у многих вызывает подозрение тот факт, что финские гонщицы "вдруг поперли", хотя прежде особо заметно их не было.

Однако, как бы там ни было, я полностью солидарен с оценкой всех этих слухов, данной отцом и тренером Юлии Чепаловой Анатолием. Нам удалось поговорить после финала спринта. Он высказался дипломатично, но понятно:

— Невозможно объяснить чей-то успех какой-то одной причиной, так сказать, извне… Всегда должна присутствовать большая работа. Финские лыжницы ее проделали.

— А у нас, как я понимаю, грядет смена поколений?

— Да, и она будет достаточно мучительной, ибо кроме Юлии я не вижу, кто бы сегодня мог соперничать с нашими ветеранками.

Между делом мы вспомнили историю двухлетней давности, когда Юлии — неожиданной и блистательной олимпийской чемпионке в Нагано на трассе 30 км свободным стилем - на чемпионате мира в Рамзау не дали возможности стартовать ни в одной из гонок, даже на 15-километровой дистанции родным "свободным", где она, скорее всего, могла бы победить. Причина сей дискриминации — в свое время я писал об этом — состояла лишь в том, что Юлия тренировалась под руководством отца.

— Как она перенесла обиду, нанесенную в Рамзау?

— Забыла и не вспоминает о ней. Молодые, они забывают быстро и прощают легко.

— А отношение к вашему тренерству?

— Слава Богу, нас оставили в покое, и мы работаем сейчас в спокойной обстановке.

— Юлия — специалист именно в коньковом ходе…

— В последнее время мы очень много работаем над "классикой", и прогресс ее здесь очевиден. К Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити она будет одинаково владеть обоими стилями.

— Вы, кстати, единственные из российских тренеров, кто побывал в будущей столице Олимпиады. Каковы впечатления?

- Если говорить о трассах, то они великолепные. Вся сложность в высоте — за 1700 метров над уровнем моря и во временной акклиматизации. Надо приехать заранее.

— Говорят, в Солт-Лейк-Сити пурсит — гонка преследования — будет проходить не только в один день, как здесь, в Лахти, но и без перерыва. То есть финишировал "классическим", сменил ботинки и лыжи и… вперед "свободным".

— Увы, да. Я удивляюсь фантазии господ из Международной федерации. Не могу понять, зачем подобные новшества. Они ничего не прибавляют лыжному спорту. Да и спортсмены, в конце концов, не лошади.


Чемпионат мира по лыжному спорту. Лахти (Финляндия).

Прыжки на лыжах с трамплина. Трамплин К-90.

1. Адам Малиш (Польша) - 246 очков (прыжки на 89,5 и 98 м.). 2. Мартин Шмитт (Германия) - 233 (91,5+90). 3. Мартин Хельварт - 223 (88,5+88,5). 4. Штефан Хорнгахер (оба - Австрия) - 219 (86,5+89,0). 5. Масахико Харада (Япония) - 217,5 (81+94). 6. Андреас Гольдерберг (Австрия) - 216,5 (80,5+93,5). 6. Яне Ахонен (Финляндия) - 216,5 (86+87,5)…11. Ильдар Фаткуллин (Россия) - 211 (85+87).

Лыжное двоеборье. Результаты гонки преследования:

1. Марко Бааке (Германия) - 19.40,3. 2. Сампа Лайонен (Финляндия) - отставание 6,2. 3. Рони Аккерман (Германия) - 9,7. 4. Яакко Таллус (Финляндия) - 35,1. 5. Кенджи Огивара (Япония) - 42,6. 6. Ханну Маннинен (Финляндия) - 50,2. …16. Денис Тишагин - 2.14,6. …32. Алексей Фадеев - 3.40,9… 38. Валерий Столяров - 4.19,1… 50. Алексей Баранников (все - Россия) - 5.14,2.

Прыжки на лыжах с трамплина. Командные соревнования. Трамплин К-116:

1. Германия (Свен Ханевольд, Михаэль Урманн, Александр Херр, Мартин Шмитт) - 939,8 очка. 2. Финляндия (Ристо Юссиляйнен, Яне Сойнинен, Вилле Кантии, Яне Ахонен) - 900,2. 3. Австрия (Андреас Гольдбергер, Вольфганг Лойцль, Мартин Хольворт, Штефен Хорнгахер) - 880,2. 4. Япония - 837,9. 5. Словения - 701,3. 6. Чехия - 692,2.