Несмотря на все рекорды Михаэля Шумахера и отличное выступление команды "Заубер", "Гран-при Австралии" навсегда запомнится поклонникам "Формулы-1" прежде всего гибелью маршала в результате жуткой аварии Шумахера-младшего и Жака Вильнева. Смерть человека, в обязанности которого входит забота о жизнях других, заставила задуматься и ФИА, и гонщиков, и всех, кому дорог автоспорт.

НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ОСТАНОВИТЬ ЛЕТЯЩЕЕ КОЛЕСО

Шеф мельбурнского этапа Рон Уолкер подтвердил, что смерть 52-летнего маршала Грэхэма Бевериджа наступила в результате механических повреждений на машине "БАР" Жака Вильнева. Оторванное колесо, удерживаемое некоторое время на корпусе болида специальным карбоновым тросом, получило за счет длинного рычага дополнительную кинетическую энергию, и по несчастью на пути этого адского летящего снаряда оказался служитель автодрома.

Однако технический делегат международной федерации автоспорта (ФИА) Питер Райт защитил использование этих привязей для колес, ведь главная цель борьбы ФИА за безопасность - это забота о жизни пилота: "Эта трагедия была чистой случайностью. Подпрыгивающее колесо должно было куда-то прилететь, и, к сожалению, оно попало в человека. Но хочу заметить, что последним гонщиком, убитым в "Формуле-1" колесом и элементами подвески, был Айртон Сенна. С тех пор многое изменилось в вопросах безопасности. Трагедия в Мельбурне - статистическая неизбежность. Если смотреть на простое колесо, катящееся по дороге, можно прикинуть количество накопившейся в нем энергии и место, где оно остановится. А вот когда я пришел в "Формулу-1", первое, что мне сказали: когда видишь медленно катящееся вниз по дороге колесо, не пробуй ему помешать. Оно имеет слишком большую вращательную энергию и сметает все на своей траектории".

ТРЕХКРАТНЫЕ ЧЕМПИОНЫ ОБ ИНЦИДЕНТЕ

Не остались в стороне от случившегося и знаменитые ветераны "Формулы-1", трехкратные чемпионы мира Джек Брэбхэм, Джеки Стюарт и Ники Лауда. Шотландец Стюарт еще во времена своей гонщицкой карьеры был одним из ярых борцов за безопасность и на этот раз проявил свою обеспокоенность гибелью маршала. Он призвал основательно заняться вопросом улучшения безопасности для персонала и зрителей. Однако австралиец сэр Джек Брэбхэм возразил на это: "Легко говорить подобные вещи. Но где нужно остановиться? Нельзя доводить все до абсурда. Ясно же, что это был несчастный случай, от которого никто не застрахован". А вот австриец Ники Лауда постарался перенести акцент на персоналии: "Вы никогда не сможете полностью управлять человеческим фактором. Тщательное исследование должно определить то, что Жак Вильнев делал неправильно. Почему он наехал на автомобиль Ральфа Шумахера? Это могла быть как техническая неисправность, так и ошибка пилота".

Равный ветеранам по количеству титулов действующий чемпион мира Михаэль Шумахер заверил всех, что это был несчастный случай, и поддержал усилия ФИА: "Если мы делаем все, чтобы спасти жизни пилотов, мы должны делать все и для спасения жизней других людей, причастных к гонкам. После Монцы-2000 ФИА ужесточила требования к автодромам по безопасности, и я уверен, что они отреагируют соответствующим образом и на нынешнюю трагедию, а Ассоциация пилотов "Формулы-1" в свою очередь будет ей помогать. Но чтобы быть честным, все, что касается человеческой жизни, нельзя застраховать на сто процентов".

ТЯЖКИЙ ГРУЗ ВИЛЬНЕВА

Вряд ли кто-либо хотел оказаться сейчас в положении Жака Вильнева, ведь канадец стал невольным виновником гибели человека. Кроме того, чемпион мира 1997 года и сам пострадал в той аварии: из-за болей в спине он был вынужден провести некоторое время в одной из клиник Мельбурна. Шеф "БАРа" Крейг Поллок выказал некоторую озабоченность состоянием своего подопечного: "Жак, казалось, никак не мог отойти от того инцидента, слишком много адреналина у него накопилось. Обычно после этапа он говорил: "Это была великая гонка" — или выражал свое недовольство плохим результатом. На сей раз он молчал, что являлось доказательством того, что он очень переживает последствия трагической аварии, что ему очень плохо. Я надеюсь, что он выйдет из этого состояния, ведь Вильнев известен своим холодным рассудком и способностью в нужный момент убрать из головы отвлекающие мысли". Сам Жак старался не комментировать в прессе трагедию и лишь передал свои искренние соболезнования семье погибшего.

ФОНД БЕВЕРИДЖА

Трагедия сплотила людей. Было решено провести аукцион, все средства от которого перечислить семье Бевериджа. На торгах должны были быть выставлены гонщицкая амуниция, скутер "Феррари", приобретенный боссом "Бенеттона" Флавио Бриаторе. По некоторым оценкам выручка с аукциона превысит 100 тысяч фунтов стерлингов (4,2 миллиона рублей): костюмы Михаэля Шумахера, Рубенса Баррикелло и Дэвида Култхарда проданы по 25 тысяч за каждый, Берни Экклстоун и Рон Уолкер пожертвовали по 10 тысяч из личных сбережений каждый. Однако не только представители "Формулы-1", но и простые поклонники автоспорта выражают свое сочувствие погибшему. К примеру, уже в ночь после гонки из далекого Квебека поступило денежное перечисление на имя маршала. Чтобы как-то упорядочить денежные потоки, был создан специальный трастовый фонд на имя семьи Бевериджа в Национальном банке Австралии. Он называется "Конфедерация австралийского автоспорта (CAMS) в поддержку погибшего Грэхэма Фрэнсиса Бевериджа".

Беверидж был похоронен в понедельник 12 марта, у него остались жена Карен, 19-летняя дочь Келли, сыновья Питер (22 года) и Мэтью (24). По словам Карен, ее муж умер, занимаясь любимым делом. Он знал об опасностях спорта, и смерть настигла его на боевом посту.