Бруно Саби вернулся из небытия: пять лет ему не доставался душ из шампанского. Эмоции, может, стресс или потерял навык, но он как-то неловко карабкался на капот своего "Форда". Победитель "Тур де Корс"-1986, "Монте-Карло"-1988, "Дакар"-1993 и "Вызов пустыне"-1996 с пятой попытки прошел всю 2328-километровую дистанцию двадцатого издания Тунисского ралли. Отлично выступили и российские спортсмены: Александр Хроль и Владислав Ракитянский пробились в шестерку, а Владимиру Чагину не было равных в зачете грузовиков.

К последнему, скоростному, участку "Форд" Саби исчерпал практически все ресурсы, а передняя подвеска готовилась отдать богу душу, но Бруно вместе со штурманом Тьери Делли-Зотти дотянули до финиша, сохранив пять минут преимущества над "Ниссаном" Де Лаверня, и выиграли третий этап Кубка мира ФИА. "С трудом осознаю, как это произошло. За тридцать лет гонок со мной такое впервые… В пяти километрах от финиша мы застряли, преодолевая брод перед песчаным подъемом. Мотор заглох, и батарея почти разрядилась. И вдруг каким-то чудом мотор схватил", — выдохнул на финише Бруно Саби, сдернув шлем.

Сценарий ралли Туниса-2001 и вправду был не для слабонервных. На первом же этапе поломка трансмиссии "Паджеро" отбросила на 46-е место лидирующую в Кубке мира Ютту Кляйншмидт, и Жан-Луи Шлессер уже предвкушал первую победу в сезоне. Но до развязки еще было далеко, и на следующий день не выигрывавший этапов со времени последнего "Мастер-ралли" Тьери Де Лавернь первым прибыл в Эль Борма, тогда как слегка заблудившийся обладатель Кубка мира хоть и проиграл ему более минуты, но сохранил лидирующее положение с таким же преимуществом. Экипаж Протрака до тех пор держался на третьей позиции, сохранив ее и после традиционной песчаной петли Эль Борма, правда, отставая от багги "Рено" уже на 20 минут. К этому моменту Кляйншмидт сделала невозможное, подтянувшись на пятое место. Затем, в самом начале четвертого этапа, на полчаса засел в дюнах Де Лавернь, и Саби стал вторым по сумме. Выступавшие на "Мицубиси" и не слишком заметные до сих пор россияне Александр Хроль и Владислав Ракитянский вплотную подтянулись к первой десятке, заняв соответственно 11-е и 12-е места.

На следующий день на 138-м километре скоростного участка улетучились надежды Шлессера: до третьего контрольного пункта его багги с одним ведущим мостом тянул на буксире "Кангу" верного ассистента Хосе Мария Сервия, несмотря на это финишировавшего шестым и сохранившего четвертое место по сумме, тогда как выигравшая этап Кляйншмидт поднялась на третье. Трудно сказать, кому больше улыбнулся такой расклад: возглавившему гонку Саби или впервые финишировавшему пятым на этапе Кубка Александру Хролю, но в Тамерза российские экипажи занимали уже 7-е и 9-е места по сумме этапов. Предпоследний этап стал сенсационным в квадрате: Ракитянский финишировал третьим, пропустив вперед только Де Лаверня и Саби, а вот на "Паджеро" Кляйншмидт сломалась подвеска. И пока французские телевизионщики умилялись 30-му месту отправившегося покорять пески Сахары национального рок-идола Джонни Халлидея, коломенские ребята заняли пятое и седьмое места в табели о рангах. Между ними вклинился лишь "Мерседес" матерого раллийного волка Тьери Маньялди, лидировавшего с самого старта среди серийных автомобилей.

На заключительном этапе третьим финишировал уже Хроль, заслуженно занявший пятую строчку в общем зачете. Владислав Ракитянский завершил гонку шестым. Таких результатов наши экипажи давно не показывали на Кубке мира. "Здорово ехал Раки-и-тьян-ски", — с трудом артикулировал непривычный набор звуков обычно молчаливый, как финн, бельгиец Жан-Мари Луркин, штурман занявшего третье место испанца Сервии, которое тоже можно отнести к разряду сенсаций. Конечно, победитель "Мастер-ралли"-2000 имеет в своем активе результаты и получше, но на этот раз он выступал на "Кангу", превращенном во внедорожный болид в ателье Шлессера. Тьери Де Лавернь, выигравший три этапа, утешался вторым местом и первым в категории Т2. Да и в Т1 фортуна улыбнулась норманнской конюшне Андре Дессуда: на "Мерседесе" лидировавшего со старта Маньялди в трех километрах от финишной черты сломалась распределительная коробка, и первое место среди серийных автомобилей досталось Жерому Ривьеру, показавшему лучший на сегодняшний день для "Ниссана" результат.

А что "КамАЗ"? "КамАЗ" без особого напряжения выиграл грузовой зачет, показав результат на уровне первой автомобильной двадцатки. Хотя Владимир Чагин, опередивший более чем на 9 часов дебютировавшую за рулем грузовика француженку Алин Рамбо, не слишком форсировал события.

В мотогонке, проходившей в качестве первого этапа Кубка мира ФИМ, пилоты австрийской КТМ соревновались практически между собой, и сильнейшим оказался Фабрицио Меони, в 44 года вошедший в пик формы и до финиша сохранивший минутное преимущество над своим товарищем по команде французом Ришаром Сенктом. "Похоже, на пенсию мне еще рановато", — сказал итальянец, собиравшийся завершить профессиональную карьеру еще в начале года.


Тунисское ралли. Кубок мира ФИА по внедорожным ралли.
Третий этап.

Авто: 1. Бруно Саби/Тьери Делли-Зотти (Франция, "Форд") — 19:34.50, 2. Тьери Де Лавернь/Жаки Дюбуа (Франция, "Ниссан") — отставание 5.17, 3. Хосе-Мария Сервия/Жан-Мари Луркин (Испания/Бельгия, "Рено-Кангу") — 52.41, 4. Жан-Франсуа Гино/Манфред Кроис (Франция, "Ниссан") — 1:52.52, 5. Александр Хроль/Александр Марзалюк (Россия, "Мицубиси") — 3:03.06. 6. Владислав Ракитянский/Андрей Демьяненко (Россия, "Мицубиси") — 3:27.06.

Грузовики: 1. Владимир Чагин/Айдар Беляев/Сергей Савостин (Россия, "КамАЗ") — 29:08.50, 2. Алин Рамбо/Жозеф Адуа/Жан-Клод Каке (Франция, "Мерседес") — отставание 9:02.54, 3. Яп Ван Дер Кой/Иохан Де Броувер/Крис Сегерс (Бельгия, "Рено") — 18:43.40.

Кубок мира ФИМ по внедорожным ралли. Первый этап.

1. Фабрицио Меони (Италия, КТМ) — 18:53.18, 2. Ришар Сенкт (Франция, КТМ) — отставание 1.53, 3. Карло Де Гавардо (Чили, КТМ) — 39.01.

ПОЛОЖЕНИЕ В ПЕРВЕНСТВЕ-2001 ПОСЛЕ ТРЕХ ЭТАПОВ

1 Ютта Кляйншмидт Германия 174
2 Хосе-Мария Сервия Испания 118
3 Бруно Саби Франция 87
4 Хироши Мацуока Япония 84
4 Жан-Луи Шлессер Франция 84
5 Тьери Де Лавернь Франция 72
6 Карлос Соуза Португалия 68
7 Жерар Марси Франция 48
8 Владислав Ракитянский Россия 46
9 Жан-Франсуа Гино Франция 42
10 Жан-Пьер Фонтене Франция 40
11 Пауло Мартинш Португалия 36
12 Александр Хроль Россия 33

ЗАЧЕТ ЗАВОДСКИХ МАРОК В СЕЗОНЕ-2001

1 Мицубиси 153
2 Ниссан 142
3 Мерседес 65
4 Тойота 42