Каждый, кто присутствовал на итоговой пресс-конференции "Гран-при Австрии", долго еще будет вспоминать потухший взгляд бразильца Рубенса Баррикелло, которого на последнем круге гонки руководство "Феррари" буквально вынудило уступить свое второе место лидеру чемпионата Михаэлю Шумахеру.

Давно известно, что партнерство с Михаэлем Шумахером может испортить жизнь любому пилоту. Так было с Эдди Ирвайном, который, узнав один раз сладкий вкус победы, затем уже больше не захотел отдавать немцу свой лавровый венок. Вот и Рубенс, подписав перед 2000 годом контракт с "Феррари", видимо, не ожидал, что "командная тактика" скудерии однажды так больно ударит по его самолюбию. На этот раз на трассе "А1-Ринг" Баррикелло слишком близко подошел к повторению своего триумфа годичной давности. Желание выиграть гонку и подарить своей жене Сильване на день рождения "Большой приз Австрии" было настолько сильным, что уже с первых кругов дистанции бразилец начал наседать на своего партнера, пытаясь обойти его. "На старте гонки я был гораздо быстрее, чем Михаэль, но тем не менее обойти его мне не удалось. Это значило, что я не сумел наилучшим образом использовать мои покрышки, которые в тот момент вели себя превосходно. А после пит-стопа мне и вовсе пришлось думать о том, как сохранить их до финиша. В итоге Култхард за счет более поздней остановки сумел захватить лидерство, и, несмотря на все мои усилия, догнать его я не смог". Но настоящая драма произошла потом, когда из боксов "Феррари" по радио поступило распоряжение в адрес Рубенса пропустить вперед следовавшего за ним Шумахера.

Как сообщили на этой неделе бразильские средства массовой информации, получившие в свое распоряжение расшифровку переговоров Жана Тодта с Баррикелло, спортивный директор скудерии несколько раз приказывал бразильцу посторониться, на что тот только молчал. В конце концов Рубенс на последних метрах дистанции был вынужден демонстративно скинуть скорость и подарить напарнику свои законные шесть очков. "Мы внимательно изучили ситуацию на финише. Когда стало ясно, что Рубенс не сможет бороться с Култхардом за победу, мы решили, что в интересах команды второе место должен занять Михаэль, который ведет с шотландцем борьбу за чемпионство, — заявил после финиша Жан Тодт. — Это был нелегкий выбор, но все мы работаем на пользу скудерии, и Баррикелло как профессионал должен был подчиниться правилам".

И на подиуме, и на пресс-конференции бразилец выглядел мрачнее тучи, но когда первые эмоции улеглись, Рубенс решил посмотреть на все с философской точки зрения: "Единственная вещь, которая портит мою жизнь в "Феррари", — это то, что Михаэль, вероятно, один из лучших пилотов, когда-либо выступавших в "Формуле-1". Я гоняюсь нормально, но трудно соперничать с кем-то, кто находится в команде в течение такого длительного периода". Говоря о последнем круге "Гран-при Австрии", Рубенс отметил, что в "Феррари" каждый имеет право на собственную точку зрения, и небольшие трения между ним и Тодтом не означают глобального конфликта: "Как бы то ни было, но день мы закончили шуткой. Вечером, после гонки, собравшись вместе с инженерами, я и Михаэль стали рассказывать о наших проблемах на трассе. Когда же прозвучал вопрос о том, как работало радио, я ответил с улыбкой: "Даже лучше, чем следовало!"

По мнению большинства наблюдателей, Рубенсу ничего не оставалось делать, как только уступить приказу "сверху". Вот если бы он лидировал, отмахнуться от своих руководителей имело смысл. Тогда уволенного с треском из скудерии за ослушание триумфатора "Гран-при Австрии" с удовольствием бы встретили в любой конюшне, а так Баррикелло рисковал гораздо сильнее, ведь его контракт заканчивается уже в этом году, и без серьезных успехов в чемпионате рассчитывать на хорошее место бразильцу будет сложно. Поэтому и пришлось Рубенсу наступить на горло собственной песне, дожидаясь следующей возможности проявить себя.

Ники Лауда, спортивный директор "Ягуара": "Михаэль Шумахер сегодня лидер чемпионата, именно он имеет наиболее серьезные шансы выиграть первенство. Если бы я был на месте Жана Тодта, я бы поступил точно так же".

Ален Прост, руководитель команды "Прост": "Михаэль не должен был требовать от Рубенса такую жертву".

Эдриан Ньюи, технический директор "Макларена": "То, что мы увидели на финише, наносит ущерб этике спорта".

Хуан Пабло Монтойя, пилот "Уильямса": "Подобный приказ, отданный на столь ранней стадии чемпионата, — элементарная глупость! Все это только лишний раз доказывает, что в "Феррари" нет места для любого другого пилота, пока там есть Шумахер".

Жак Вильнев, пилот "БАРа": "Не понимаю, чему все так удивляются! Рубенс, подписывая контракт, знал, что все будет именно так. Пока Михаэль в команде, все должны его обслуживать".