На днях в Санкт-Петербурге состоялось ледовое шоу, посвященное предстоящему юбилею знаменитого питерского тренера Тамары Москвиной. Представление с участием мировых звезд-профессионалов организовал ученик Тамары Николаевны, двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев. В роли его ближайшего помощника выступил двукратный чемпион мира, серебряный призер Олимпиады в Нагано Олег Овсянников. Напомним, в 2000 году Олег и его партнерша Анжелика Крылова внезапно ушли в профессионалы: Анжела не могла более выдерживать напряженные тренировки в любителях из-за травм спины.

В интервью корреспонденту "Советского спорта" Овсянников признался:

— К сожалению, руководство Федерации фигурного катания России запретило любителям выступать в нашем шоу, на лед вышли только Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, потому что их тренирует Москвина, и они не могли не принять участия в чествовании своей наставницы. Не понимаю, почему Федерация вступила с нами в конфронтацию, и какие игры там ведутся? Мы же одно дело делаем! Думал, что можем найти компромисс.

Более того, мы узнали, что была команда не продавать часть билетов. То есть они лежали в кассах мертвым грузом и в итоге пропали. Сейчас мои коллеги проверяют, откуда пришел такой приказ.

— Но шоу не потерпело фиаско?

— Нет! Обидно, конечно, что было много пустых мест: новый ледовый Дворец вмещает 14 тысяч зрителей, а на шоу пришли около 6 тысяч. Но выступления произвели фурор. Нас принимали потрясающе, кричали: "Приезжайте еще!" Если получится, то уже в этом году мы сделаем турне по городам России, приедем в Красноярск, Омск. Возможно, присоединимся к туру известного французского фигуриста Филиппа Канделоро. И тогда у нас будет бесподобное шоу!

— Олег, простите, но вам не кажется, что подобное предприятие в нашей стране — утопия? Звезды капризны, привыкли к баснословным заработкам. Да и вообще, зачем им, имеющим славу и контракты с профессиональными коллективами за рубежом, тратить время и силы на российскую глубинку?

— Я не думаю, что это утопия. Мы любим свою страну. И мне, к примеру, очень жалко россиян, которые не имеют возможности видеть нас. Чем Россия хуже Америки? В конце концов, не все измеряется деньгами, хотя определенные гонорары у нас, естественно, будут предусмотрены. Вы не представляете, сколько фигуристов мечтали приехать в Питер, но не смогли. Скажем, олимпийский чемпион Илья Кулик, который вынужден был остаться в Лос-Анджелесе, потому что его подруга, двукратная олимпийская чемпионка Катя Гордеева, вот-вот родит.

СТАВКИ НА ИТАЛЬЯНЦЕВ

— Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию в танцах?

— Последний чемпионат мира в Ванкувере ничего интересного не показал. Может, просто перед Олимпийскими играми народ решил не рисковать. Кто-то не хочет искать свежие идеи, а кто-то, вероятно, не может.

— Это, наверное, вы многих напугали своим сюрреалистическим танцем под барабанную дробь, который на чемпионате мира 1999 года в Хельсинки подвергся такой критике, что вы чуть было не проиграли Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера из Франции.

— "Барабаны" действительно вызвали неоднозначную реакцию, но самое смешное в том, что после некоторые дуэты пытались поставить программы в том же духе.

— Танцы сегодня топчутся на месте. Не исключено, на заседании МОК на повестку дня будет вынесен вопрос о том, чтобы вывести этот вид из программы Олимпиад. Вы бы поддержали эту точку зрения?

— Я считаю, что Людмила Пахомова слишком много сделала для того, чтобы ввести танцы в олимпийскую семью. Зачем же теперь от них отказываться? Надо просто искать какие-то критерии для оценки выступлений. Президент ИСУ Оттавио Чинкуанта пытается это сделать. В следующем году будут действовать новые правила, допустим, дорожка по кругу будет в обратную сторону — по часовой стрелке, а не против, как сейчас. Запрещена позиция "рука в руку" и так далее. Сразу будет видно, кто "умеет" кататься, а кто — нет.

— Кто, как вам кажется, выиграет в Солт-Лейк-Сити?

— Скорее всего, чемпионы мира итальянцы Барбара Фузар-Поли с Маурицио Маргальо.

— А что "светит" бронзовым призерам мирового первенства Ирине Лобачевой и Илье Авербуху?

— Трудно делать прогнозы. Если ребята пойдут на риск, уверен, это будет оправдано. Главное, чтобы они пошли, не побоялись. Измениться им надо. Для этого необходимо пахать как проклятым. Но, безусловно, они должны быть в первой тройке.

ДУЭТ С ГРИЩУК НЕ СОСТОЯЛСЯ

— Если бы вы с Крыловой вернулись в любители, то смогли бы достойно выступить на Олимпиаде?

— Конечно! Мы бы подготовились. Я бы боролся только за золото. Но таких мыслей, увы, нет. У Анжелики по-прежнему проблемы со спиной, ей опасно много тренироваться. Никогда не забуду, как она мучилась! В 1999 году на этапе "Гран-при" — "Скейт Америка" вроде бы несложные движения причиняли ей невыносимую боль. Я запихнул ее в автомобиль и повез в госпиталь. Представляете, по автобану полз со скоростью черепахи, иначе Крылова умерла бы от боли.

— Сожалеете, что ушли, тем более что сейчас место лидеров в танцах вакантно?

— Уже немножко перегорел. А первый год, когда Анжела в больнице лежала, жутко маялся. У нас ведь программа была готова, в частности, произвольный танец "Кармина Бурана". Он был, поверьте, в сто раз сильнее постановки Анисиной — Пейзера, по закону подлости выбравших то же произведение. Мы потом катали "Кармину" на профессиональном чемпионате мира, но это был очень облегченный вариант.

— Вам же предлагали в партнерши двукратную олимпийскую чемпионку Пашу Грищук. Почему же дуэт не состоялся?

— Знаете, когда я узнал, что она потеряла статус любителей, то немедленно прекратил переговоры. Но дело даже не в этом. Я верил, что Анжела восстановится. И ждал.

— Крылова не общается с Натальей Линичук, вашим бывшим тренером. А вы?

— Мы ее практически не видим, несмотря на то, что живем в одном небольшом городке Ньюарке. Если случайно сталкиваемся, то, разумеется, здороваемся, можем перекинуться парой фраз.

— Считаете, ее вина в том, что в 1999 году из-за "барабанного танца" надорвались морально, а Крылова еще и физически? Эта постановка была целиком ее идеей.

— Никого не хочу обвинять. Раз так случилось, значит, это судьба. Богу так было угодно. Я настолько миролюбивый человек, что делать кого-то "козлом отпущения" не намерен. Наверное, в чем-то были неправы мы, в чем-то — тренер. Это работа.

— Не планируете брать у нее уроки?

— Однозначно нет!

ЗАКУЛИСНЫЕ ИГРЫ В ПРОФЕССИОНАЛАХ

— Олег, вы востребованы в профессиональном бизнесе?

— Да, но переход в эту сферу деятельности был тяжелым. Мы же не имели агентов, не обзавелись ими в любителях, потому что Линичук считала, что нам это не нужно. Это, кстати, очень плохо, сильно по нам ударило, потому что мы оказались в вакууме. И никто нам руки не протянул. Пришлось все начинать с нуля, приглашать агентов, спускаться на очень низкие гонорары и потом их постепенно поднимать. Но сейчас мне нравится моя жизнь. У нас много интересных проектов и с Канделоро, и с чемпионом мира канадцем Брайаном Орсером, который, наконец, возрождает свой тур. В этом году мы сделали у него восемь шоу, в будущем их будет, по-моему, уже 26.

— Насколько вам для дальнейшей карьеры важно выиграть чемпионат мира среди профессионалов и стремитесь ли вы к этому?

— Не скажу, что очень важно, ведь этот турнир, по большому счету, тоже шоу. Места распределены заранее. Когда мы с Анжелой приехали на соревнования в прошлом году, то, в принципе, знали, что это — авантюра. Правда, мы, новички, готовились к этому чемпионату как к любительскому — серьезно. Но Артур Дмитриев мне очень быстро и популярно все объяснил, шепнув: "Расслабься и получай удовольствие, запомни, здесь — свои игры". Возможно, мы снова выступим на этих состязаниях. Все будет зависеть от расписания гастролей, которое нам составили агенты. Моя мечта — попасть в ревю олимпийского чемпиона Скотта Хэмилтона "Stars on ice".

— Что необходимо для того, чтобы вас позвали туда?

— Интересно узнать! Впрочем, убежден, главное — сделать нормальные программы и почаще мелькать на глазах.

— Чем это ревю отличается от других?

— Фигуристы тут работают одной семьей, выступают в разных амплуа, помимо сольных представлений, разучивают совместную концертную программу. Групповых номеров, наверное, штук семь.

— Видимо, подобное можно сделать, например, в туре Филиппа Канделоро?

— Это же очень дорого, чтобы поставить общие номера, надо собрать фигуристов, которые заняты в разных шоу, хотя бы на 5 — 6 дней, "сидеть" вместе, репетировать. За один день не слепишь спектакль! А плата за отели, аренду льда высока. Но, наверное, мы придем к тому, чтобы устраивать такие представления. Однако для начала необходимо, чтобы тур появился.


Овсянников Олег

Фигурист. Выступает в танцах на льду в дуэте с Анжеликой Крыловой. Родился 23 января 1970 года в Москве. Чемпион Европы, двукратный чемпион мира, серебряный призер Олимпийских игр 1998 года в Нагано. В 2000 году ушел в профессионалы. Серебряный призер чемпионата мира среди профессионалов. Бывший тренер — Наталья Линичук. Живет в Ньюарке, штат Делавэр, США.