Последние дни Ле-Ман живет ожиданием легендарной суточной гонки, стартующей в субботу, 16 июня, и финиширующей на следующий день в воскресенье. Двадцать четыре часа несколько десятков экипажей по три гонщика в каждом, поочередно сменяя друг друга, на глазах у тысяч зрителей будут на предельных скоростях наматывать круги по знаменитой петле длиной 13 605 м. И среди пилотов, оспаривающих главный приз, немало тех, кто успел прославиться в чемпионатах КАРТ и "Формулы-1".

Автомобильный спорт прописался в Ле-Мане еще в 1906 году, когда Автомобильный клуб Франции доверил департаменту Сарт организацию первого французского "Гран-при". Однако идея суточного непрерывного соревнования оформилась только в 20-е годы, и 26 мая 1923 года был дан старт первой гонке "24 часа Ле-Мана".

БЕЛЬМОНДО РАЗБИЛСЯ… НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Тогда в заезде приняли участие 33 экипажа, и первым победителем стал трехлитровый серийный "Шенард энд Уолкер", проехавший дистанцию 2209,536 км со средней скоростью 92,064 км/час. Начинание пришлось по вкусу автомобилестроителям, и уже в последующие годы свои имена в историю гонки вписали такие фирмы, как "Бентли", одержавшая к 1930 году пять побед, а также "Альфа Ромео" и "Феррари".

Несмотря на трагедию 1955 года, в которой погибли 80 человек, послевоенная дуэль между "Феррари" и "Ягуаром", продолжавшаяся почти два десятилетия, добавила престижа соревнованию. В борьбе за новые рынки сбыта Генри Форд II поклялся выиграть матч Европа - Америка, и победную серию его машин, открытую в 1966 году Брюсом Маклареном, убедительно завершил через три года Жаки Икс.

Из 144 пилотов, участвующих в этом году в "24 часах Ле-Мана", всего три женщины. Однако по известности с одной из дебютанток трудно соперничать даже одержавшему здесь четыре победы Яннику Дальма. Мало того, что девушка по имени Ванина должна была выступать в экипаже с Полем Бельмондо (но сын великого актера, упав с велосипеда, повредил запястье и вынужден теперь пропустить гонку), так она еще носит самую что ни на есть легендарную в Ле-Мане фамилию — Икс.

ПАПА НЕ В ВОСТОРГЕ…

А отец Ванины, новый директор гонки Жаки Икс, по праву считается одним из самых разносторонних пилотов ХХ века: в "Формуле-1" он одержал 8 побед, дважды становился вице-чемпионом мира, в "24-х часах Ле-Мана" у бельгийца 6 побед. В 1985 году он выиграл марафон "Дакар".

— Жаки, как получилось, что вы стали директором гонки?

— Возможно, организаторы пригласили меня в Ле-Ман, потому что с 1984 года я занимаю ту же должность на "Гран-при Монако", а у пилотов всегда больше доверия к бывшим коллегам. Впрочем, как и в Монте-Карло, эта гонка создавалась десятилетиями, и мои заслуги в этом скромны. Главное, я считаю, избежать ненужного риска. 30 лет назад автоспорт был зоной повышенного риска, но все мы считали это вполне естественным: узкая специализация в одной дисциплине не существовала. Мы хотели выиграть все.

— И все-таки шесть побед — как такое стало возможным?

— Большое везение, удача. Ведь даже в одной команде на тех же автомобилях кого-то преследуют проблемы, а кого-то — нет. Практически все время я выступал только с одним напарником Дериком Беллом и знал, что, когда он передавал мне руль, машина находится в безупречном состоянии.

— А изменились ли с тех пор требования к гонщикам?

— Ле-Ман стал чисто скоростной гонкой. Теперь автомобиль либо выдержит, либо сломается, и чтобы выиграть, все три пилота должны ехать на пределе.

— Но от гонщика требуется гораздо меньше физического напряжения…

— Зато растут требования к нервной системе. Не стоит думать, что теперь выступать на Ле-Мане легче, чем раньше.

— Как вы относитесь к тому, что ваша дочь стала гонщицей?

— Ванина довольно поздно заинтересовалась автоспортом. Не могу сказать, что я в восторге от ее выбора, но главное, чтобы она делала то, что ей нравится. А еще я горжусь тем, что она всего добивается самостоятельно, а не благодаря моему имени.

ЧАСТНИКИ ПОБОРЮТСЯ С ЗАВОДАМИ

Регламент "24 часов Ле-Мана" различает две категории машин — "прототипы" и "гран-туризм". Теоретически заводские машины имеют некоторое преимущество над частными конюшнями, но оно может оказаться призрачным. Ведь, например, за "Чемпион Рейсинг" будут выступать такие супергонщики, как Джонни Херберт, Ральф Келленерс и Дидье Тейс, а за шведскую "Юханссон Моторспорт", помимо самого Стефана Юханссона, — Том Коронел и Патрик Лемарье. Во всяком случае, француз Лемарье, являющийся пилотом-испытателем формулической команды "БАР", не испытывает комплексов: "Мы ставим перед собой одну цель - выиграть, и я уверен, что наш автомобиль не хуже официальных".

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОБЕД В ЛЕ-МАНЕ ОДЕРЖАЛИ

6 Жаки Икс (Бельгия) 1969, 1975-77, 1981-82
5 Дерек Белл (Великобритания) 1975, 1981-82, 1986-87
4 Янник Дальма (Франция) 1992, 1994-95, 1999
4 Оливье Жендебьен (Бельгия) 1958, 1960-62
4 Анри Пескароло (Франция) 1972-74, 1984

Всего гонку выигрывали 113 гонщиков