Вряд ли в нашей стране найдется еще одна корпорация, которая столь же много внимания уделяет развитию отечественного спорта, как компания "ЛУКОЙЛ".

Лидеры российской нефтяной промышленности оказывают поддержку женской сборной России по лыжным гонкам, многократному чемпиону России по футболу московскому клубу "Спартак", обладателю Кубка России по водному поло "ЛУКОЙЛ-Спартак" (Волгоград), одному из сильнейших отечественных гандбольных коллективов "ЛУКОЙЛ-Динамо" (Астрахань). А кроме того, поддерживает свои профессиональные команды по автогонкам и спидвею на гаревой дорожке. А с недавних пор "ЛУКОЙЛ" начал сотрудничать и с Детской футбольной лигой. Естественно, столь масштабная деятельность в области спорта не могла не привлечь наше внимание.

Честно говоря, зная о напряженном графике работы президента "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, мы почти не надеялись, что нам удастся переговорить о спорте с главой компании. Однако Вагит Юсуфович все же смог выкроить время, чтобы встретиться с представителем нашей газеты Ольгой Гориной.

БОЛЬШОЙ СПОРТ - ЭТО ПРЕСТИЖ РОССИИ

— Компания "ЛУКОЙЛ" уже давно известна не только своими успехами в мире нефтяного бизнеса, но и своей деятельностью, направленной на развитие российского спорта. В связи с этим хотелось бы услышать об основных принципах, по которым компания строит свою работу в этой области.

— Сейчас очень много говорится о меценатстве, о помощи, но в большинстве случаев, к сожалению, никто не подходит к этой проблеме системно. Частенько принимаются какие-то решения-однодневки. Например, сегодня спонсор решает поддержать одну команду, завтра другую, а послезавтра вообще никого. В нашей компании мы стремимся работать по-другому.

Что я имею в виду? Во-первых, мы выбираем несколько спортивных проектов, которые отвечали бы профилю деятельности компании "ЛУКОЙЛ". Например, это проекты, связанные с авто- и мотоспортом. Ведь наша компания производит моторные масла, топливо, и, разумеется, мы используем спорт как полигон для испытаний нашей продукции в экстремальных условиях.

Но в то же время мы раскручиваем такие зрелищные виды спорта, как кольцевые автогонки и спидвей. А это немаловажно. До прихода "ЛУКОЙЛ" они влачили, не побоюсь этого слова, нищенское существование. Это был даже не спорт а скорее шоу. Достаточно сказать, что у большинства участников были чуть ли не самодельные машины. С нашим приходом в мире автогонок многое изменилось. Сначала мы создали команду "ЛУКОЙЛ-Рейсинг". За нами пришли и другие спонсоры, скажем ТНК, и совместными усилиями мы добились многого. Начали создаваться действительно профессиональные команды, появились новые автомобили, да и конструкторы заметно подтянулись к мировому уровню.

— Как известно, в Москве, возможно, будет построена трасса, способная принять соревнования "Формулы-1". В связи с этим нет ли желания у компании "ЛУКОЙЛ" продвинуться в мир элитных гонок, ведь как мы знаем, "Формулу-3000" вы уже освоили (в ней выступает команда "Ardenn Тeam Russia" и российский пилот Виктор Маслов)?

— Об этом говорить рано, хотя бы потому, что пока еще не принято окончательного решения о строительстве трассы вообще и в Москве в частности. Но в целом всякое дело должно принести определенный экономический эффект. Пока мы не видим, что наше участие будет оправданно. Почему? Дело в том, что в настоящий момент мы не настолько масштабно присутствуем на международном рынке. Мы широко участвуем на региональном уровне, в странах СНГ и Восточной Европы. Там мы действительно представлены на соревнованиях, а во всемирных турнирах... Повторюсь, пока наши аналитики не считают это целесообразным.

— Поддерживать технические виды спорта вам сам бог велел. Но ведь этим помощь "ЛУКОЙЛ" не ограничивается?

— Вы правы, второе направление — это проекты, связанные с поддержкой национального спорта.

Прежде всего это лыжный спорт. Мы работаем с нашей женской сборной, сильнейшей в мире. Вспомните, что было года четыре назад, во время Олимпиады в Нагано. Лыжницам практически никто не помогал. А недавно мы в очередной раз принимали в компании "ЛУКОЙЛ" лучших спортсменов, выступающих под нашим флагом. И мне было очень приятно, что наши лыжницы, представители других спортивных команд окружены заботой и вниманием. Кому-то помогает "ЛУКОЙЛ", кому-то "Роснефть", другие наши фирмы. Я думаю, что нам удалось совершить большой прорыв в области спортивного меценатства, и это очень хорошо.

— Вот уже больше года компания является спонсором футбольной команды "Спартак" (Москва).

— Футбол — самый популярный вид спорта в России, и, разумеется, мы не могли остаться в стороне. "Спартак" — серьезный клуб, это по-настоящему народная команда. А реалии современного футбола таковы, что у претендующей на высокие места команды должен быть мощный спонсор. Посмотрите на турнирную таблицу, кто наверху? С самарскими "Крыльями Советов" работает "Сибирский алюминий", спонсор "Зенита" - "Газпром", и так далее.

— Помогает ли "ЛУКОЙЛ" провинциальным клубам?

— Работе в регионах у нас традиционно уделяется большое внимание. Вообще мы считаем, что администрация города или области должна выбрать какой-либо пилотный спортивный проект для своей территории.

БУДЕМ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД

— Снова системный подход?

— Совершенно верно! Мы помогаем развивать виды спорта, учитывая особенности конкретных регионов. Ведь нельзя везде пропагандировать только футбол или хоккей. Россия занимает огромную территорию, каждый регион самобытен, поэтому в каждом регионе мы будем развивать какой-то определенный вид спорта. У наших губернаторов есть такая болезнь, они все хотят иметь футбольную или хоккейную команду, за любые деньги. При этом иногда не обращают внимания на то, что рядом у них уже есть команда или спортивная школа с богатейшими традициями, способная стать визитной карточкой города, области, региона.

За примерами далеко ходить не надо. В Астрахани есть совершенно уникальная гандбольная команда. И дети во дворах играют не в футбол, а в гандбол. Астраханские гандболисты выступают на всероссийской и европейской арене, завоевывают награды. Поэтому мы поддерживаем этот коллектив, а через него и вид спорта, который не так уж сильно распространен в России.

Или возьмем, скажем, Волгоград. Там очень популярен футбольный клуб "Ротор", и это прекрасно! Но когда идут соревнования по водному поло, бассейн тоже забит до отказа. И мы очень рады, что та небольшая помощь, которую мы оказываем волгоградским ватерполистам, позволяет региону быть представленным на европейском и мировом уровне. То есть, повторюсь, мы продвигаем регионы России, а вместе с ними и всю нашу страну на международный уровень.

Таким образом, можно выделить четыре основных направления деятельности нашей компании в области спорта — это футбол как спорт номер один в России, это авто— и мотогонки, это виды спорта, которые наиболее распространены в конкретных регионах, и это детский спорт.

— У вас есть две организации — спортивный клуб и спортивный комитет. Как распределяются задачи между ними?

— Спортивный комитет - это больше контролирующий орган. На его заседание спортклуб должен вынести проект, который будет изучен и в результате либо получит одобрение, либо нет. Но, конечно же, всю основную работу ведет спортивный клуб "ЛУКОЙЛ".

— И какова ваша точка зрения на программу, намеченную в рамках спортклуба "ЛУКОЙЛ"?

— Вся история показывает, что спорт, культура и наука развиваются в странах, имеющих определенный экономический потенциал. И каждое государство, развиваясь, начинает вкладывать средства. Куда? В спорт, культуру, науку. Это четко видно на всем историческом опыте человечества. Еще древние римляне говорили: "Хлеба и зрелищ!" В общем, так осталось и в современном мире. И наше общество обязательно будет возрождаться, в том числе и через культуру, науку, спорт. А через них пойдет вверх и бизнес. Мы обеими руками за это, поэтому и выбрали спорт одним из приоритетных направлений нашей благотворительной деятельности. И мы гордимся тем, что первыми в России стали строить свои взаимоотношения с крупнейшими спортивными командами страны на постоянной основе.

Если же говорить о завтрашнем дне, то, скорее всего, мы будем продвигаться на общефедеральный уровень, будем поддерживать наши лучшие клубы, но ни в коем случае не бросим и региональный спорт.

СПАРТАКИАДА — РАЗВЕ ЭТО ПЛОХО?

— Про спорт высших достижений все ясно. Но как нам известно, в компании развивается и массовый спорт.

— Это также большое направление в нашей деятельности. Здесь у нас работают в тесном контакте спортклуб и профсоюзный комитет. Сейчас идут отборочные старты I Спартакиады ОАО "ЛУКОЙЛ", посвященной 10-летию компании. Хочу специально отметить тот факт, что в соревнованиях принимают участие сотрудники компании. Мы создали несколько региональных групп, в каждой из которых идут соревнования по различным видам спорта. Наиболее популярны у нас футбол, лыжи, плавание, волейбол, армрестлинг, шахматы, настольный теннис. Но в общем, в каждом регионе есть свои пристрастия. Так, в группе "Север" нашли возможность провести турнир хоккеистов, а москвичи включили в свою программу такой экзотический вид спорта, как дартс.

Хочу специально сказать о том, что у соревнований не будет общего зачета. Мы будем подводить итоги по видам спорта раздельно. Это сделано, чтобы не было нечестной борьбы, чтобы на спортивных площадках сражались именно наши сотрудники, а не подставные лица.

Поэтому никто и не ставит задачу, скажем, Лангепасу или Когалыму выиграть любой ценой. Главная цель — пообщаться, поучаствовать в турнире. Представьте, вечером собрались руководители, сотрудники, поиграли в волейбол, футбол - это здорово! А если за команду будет выступать профессиональный спортсмен? Конечно, он выиграет, но будут ли наши люди, нефтяники, причастны к этой победе? Нет.

— На Западе сейчас считается, что такие совместные мероприятия здорово помогают корпорации в плане укрепления сотрудничества в большом коллективе, воспитании чувства локтя.

— Да, несомненно. Человек начинает чувствовать принадлежность к компании, гордость за нее. И спорт мы рассматриваем, как один из таких связующих стержней. За какую бы команду человек не болел, он видит, что "ЛУКОЙЛ" поддерживает, например, футбол, и будет горд, зная, что и его труд приносит пользу отечественному спорту.

— Вы упомянули, что одним из направлений деятельности является помощь детскому спорту.

— У нас есть программа развития спорта как национальной культуры, в которой детям отведено далеко не последнее место. По возможности мы всегда стремимся им помочь. Причем это относится не только к детям сотрудников Компании. Сейчас мы наметили несколько больших программ, которые, надеемся, поднимут детский спорт. Так, например, "ЛУКОЙЛ" оказывает поддержку, причем не только финансовую, Детской футбольной лиге. Впрочем, как мне известно, ваша газета уже рассказывала об этом.

— Получается, что деятельность компании "ЛУКОЙЛ" в области развития физической культуры охватывает и детский спорт, и массовый, и профессиональный. И в этом она сравнима с работой крупной федерации.

— А кстати, мы и сотрудничаем с Олимпийским комитетом России, с национальными федерациями по видам спорта и, будем рады, если они почерпнут что-то из нашего опыта. Лишь бы это способстовало дальнейшему развитию нашего спорта.

В завершение нашей беседы хочу сказать, что мне было приятно разговаривать с журналистом спортивной газеты. В ваших вопросах я вижу единомышленника, гордящегося своей страной. Но сегодня я не могу не упомянуть и о том, сколько мне довелось прочитать и увидеть журналистских домыслов, скажем, о том, как "отмываются" деньги в футбольном "Спартаке" или что в составе спортивных команд выезжают лица, не имеющие к ним отношения, что наша благотворительная де ятельность носит исключительно рекламный характер, и многое другое. Такие люди должны понимать, что они обливают грязью прежде всего свою страну, спортсменов, нефтяников, бизнесменов. Давайте лучше делать так, чтобы в России жилось лучше всем, чтобы были ориентиры для подражания в спорте, бизнесе, культуре