Игра, которую показывает их любимый клуб в нынешнем сезоне, удовлетворит аппетиты даже самых взыскательных футбольных гурманов.

ИСТОРИЯ

Огней так много золотых
на улицах Саратова.
Команд так много неплохих,
а я люблю САРАТОВ - СОКОЛ!!!
(самая популярная песня фанов саратовского клуба)

Саратовский фанатизм пустил свои первые ростки в 1985-м, когда "Сокол" выступал во второй союзной лиге: на 3-м секторе одноименного пятитысячного заводского стадиона на 3-й Дачной улице возник первый отряд молодых людей, болеющих нестандартно. Этот сектор в болельщицких кругах того времени называли не иначе, как "грядка".

В 80-е годы по всей стране, как грибы после дождя, росли так называемые КЛФ — клубы любителей футбола. Не отстал в этом отношении и Саратов. В те времена все хорошие начинания молодежи контролировал ВЛКСМ. Летом 1988 года саратовцев взял под свое крыло Фрунзенский районный комитет комсомола в лице его секретаря Игоря Галишникова, который решил объединить фанатов в "организованных болельщиков".

Тогда же появились первые самодельные флаги, материал для которых "одалживался" с летних тентовых торговых палаток, так как они были окрашены в цвета, полностью совпадающие с официальными цветами клуба.

В 1986-м на секторе-грядке появился парень из Волгограда, который учился в одном из саратовских вузов. Он охотно поделился опытом волгоградских "тиффози", после чего многие особенности волгоградского "боления" были адаптированы к саратовским условиям, а в кричалках слово "Ротор" заменили на "Сокол". В те далекие времена на фан-секторе собиралось в среднем человек по сорок. А благодаря Эдику-трубачу, который имел профессиональное музыкальное образование, создавался особый колорит "боления".

В том же 1986 году на переходном матче с луганско-ворошиловградской "Зарей" (за право на следующий год выступить в первой союзной лиге) саратовцы впервые стали свидетелями присутствия на своем стадионе приезжих фанов в количестве 35-40 человек. Это оказало своеобразное влияние на умы саратовских "фантасмагоров" и навеяло мысль о том, что и самим пора начать собственную выездную эпопею, которая успешно взяла старт два года спустя.

В начале 90-х все это дело на некоторое время заглохло. В 1993 году началось возрождение саратовского фанатизма, а в 97-м возникла группа "White-Blue Rovers" ("Бело-синие бродяги") по инициативе фана по прозвищу Малыш, который больше известен в своем городе как "человек, способный поднять волну на трибунах". Первая группа насчитывала пацанов пятнадцать, но за три года существования "Rovers" саратовское фан-движение возросло до 150 человек в возрасте от 14 до 40 лет, из них около сорока считаются "боевой основой". Также официально состоят в группе "Бродяг" 15 девчонок, но на выездах они практически не бывают.

Москвичей мало чем можно удивить, но даже продвинутые московские фаны "выпали в осадок" и устроили грандиозные овации местным болельщикам, бурные и продолжительные, увидев знаменитую "саратовскую перекличку". Это когда в едином порыве несколько сот глоток с Восточной трибуны орет: "Со-кол Са-ра-тов!", а Западная мгновенно скандирует в ответ: "Выс-ша-я ли-га!" И такая перекличка на протяжении нескольких десятков минут через футбольное поле. Впечатляет, не правда ли?

На саратовском стадионе "Локомотив", где ныне выступает клуб "Сокол", основная масса фанатов базируется на 2-м секторе Южной трибуны — по требованию стражей правопорядка они перебрались на "Юг" с начала этого сезона.

АТРИБУТИКА

В 1995 году здесь появился первый солидный транспарант с надписью "SOKOL FANS", 1,5 на 6 метров, с белыми буквами на голубом фоне, и буквы "SS" напоминают сверкающие молнии. А в 98-м — "WHITE-BLUE POWER" размером 1,5 на 3 метра.

К началу сезона-2000 клуб по макету фанатов изготовил здоровенный банер "WHITE-BLUE SARATOV ROVERS" с размерами 6 на 10 метров, пошив которого обошелся в 7 тысяч рублей. Этот банер не только огромный, но еще и очень тяжелый. На матче в Ярославле внезапно грянул дождь, банер намок и сделался совершенно неподъемным, и фаны прокляли все на свете, перетаскивая его от своего сектора до клубного автобуса. А как его постирать — об этом даже и подумать страшно! Вообще этот банер хранится в офисе клуба, но любой фанат "Сокола", если очень пожелает, может взять к себе домой эту саратовскую святыню. Но по причине чугунной тяжести изделия желающих пока не нашлось.

"Розетки" здесь трех видов.

1) "СОКОЛ САРАТОВ — ГОРДОСТЬ САРАТОВА", по бокам герб клуба. Выпущены в 1998 году в количестве 12 штук, только для самых-самых достойных. Но в то время еще мало разбирались в том, как должны выглядеть шарфы просто болельщиков, фанатов, хулиганов, поэтому на "розетках" этой дюжины вы не увидите характерного для "хулиганок" черного цвета. Потеря такой "розы" влечет за собой серьезнейшие последствия: от общественного порицания вплоть до полного исключения из фанатских рядов. Пошив каждого отдельно взятого шарфа обошелся примерно в 120 рублей по докризисным ценам.

2) Так сказать, для всеобщего пользования, и правых, и левых — крупными буквами надпись "СОКОЛ" с кельтскими крестами по краям.

3) А третий вид — это уже атрибутика "Бело-синих роверсов": верхняя строка "Sokol", нижняя — "White-Blue Rovers". А на другой стороне другим цветом то же самое, но по-русски. По бокам уже не кресты, а эмблема "Бродяг".

Кроме того, с 1999 года появились футболки с той же эмблемой. Они считаются настоящими раритетами, так как выпущены в количестве всего 5 штук! Их сделали на заказ на швейной фабрике города Энгельс, до которого от Саратова можно доехать троллейбусом, как до какого-нибудь столичного Митино или Новокосино. Майку с гербом любого клуба там вам сделают за 150 рублей. А если придете со своей футболкой, одноцветной, то набить на нее эмблему обойдется еще дешевле — рублей в семьдесят.

СВОИ ГЕРОИ

Человек, совершенно справедливо называющий себя фанатом, известный в Саратове как Федорыч, в возрасте 78 лет совершил то, что у настоящих "Ультрас" считается истинной доблестью. В сезоне-99 он впервые за свою поистине долгую жизнь добрался до Липецка вместе с другими саратовскими "суппортерами" на четырех "собаках" (т. е. электричках), проделав путь около 500 километров. И точно таким же образом вернулся назад в Саратов.

В 72 года этот энтузиаст, все так же полный сил и энергии, начал писать книгу об истории саратовского футбола.

О непререкаемом авторитете Федорыча в родном городе говорит тот факт, что на саратовском стадионе "Локомотив", где "Сокол" проводит свои домашние матчи, только два человека удостоились великой чести иметь личные именные кресла (которые никто не имеет права занимать) — губернатор области Аяцков и собственно сам Федорыч.

А знаменитый фан Акула живет в ста с лишним километрах от Саратова в райцентре Ровное и на каждый домашний матч "Сокола" добирается, как на выездной.

Принято считать, что благодаря Акуле о саратовском фанатизме узнали далеко за пределами родного города. Как мне рассказал известнейший спартаковский фан Сироп, за почти двадцатипятилетнюю историю отечественного фанатизма еще никому из наших фанатов в первой лиге не удавалось записать в свой актив "Золотой сезон" — посетить все домашние и кубковые матчи своей команды и в чемпионате, и в Кубке страны. И в сезоне-99 сразу семеро фанатов сделали то, что до них не удавалось никому. А саратовский фан Акула среди них самый молодой — свой "золотой" он сделал, еще даже не достигнув совершеннолетия!

ПРЕССА

Это, конечно, забавно, но факт остается фактом. Увидевшие свет два номера саратовского фанатского издания вышли под двумя хотя и похожими друг на друга, но все-таки разными названиями. Первый называется "ГолодающЕЕ ПоволжьЕ", а второй почему-то уже "ГолодающИЕ ПоволжьЯ". Интересно, какое же из этих названий получит третий номер?

По № 1, вышедшему в свет, если верить написанному на обложке, в марте 2000 года (хотя рождался он, говорят, в тяжелых мучениях еще с Нового года), можно кратко ознакомиться с выездами саратовских "фантасмагоров" с 1988 по 1993 год, а также узнать подробности некоторых выездов в сезоне-99.

Второй номер, подготовленный специально к перенесенному с осени на 21 марта матчу с московским "Спартаком" (к сему долгожданному действу во всеоружии подошли не только местные "полисы", но и фанаты), содержит гораздо больше интересной и полезной информации, нежели предыдущий. В нем помимо описания выездов есть размышления о "Спартаке" и спартаковских болельщиках, рассказ об их пребывании в Саратове, а также обращение редактора. Но особо стоит выделить материал, озаглавленный "Фанатские гуляния" — повествование о своеобразном саратовском ноу-хау, уличном шествии фанатов, причем официально разрешенном городскими властями. Фаны прошли маршем около двух километров, от Набережной Космонавтов до Театральной площади, где по официальным данным в результате собралось где-то 1200 людей в атрибутике саратовского клуба. Процитирую дословно наиболее понравившийся мне абзац из этого четырехстраничного материала: "Растянув над головами банеры, народ с речевками, притоптываниями и прихлопываниями двинулся в путь. Сразу чувствовалось, что основная масса никогда не принимала участия в демонстрациях: с такой скоростью нужно в киоск за пивом бегать, а не праздничные манифестации проводить. Почти стройными рядами, в количестве от 500 до 800 человек, колонна двигалась по центру города, распугивая вышедших погреться на солнце или чего-нибудь прикупить обывателей старшего поколения. Зато вся мало-мальски активная молодежь в возрасте от 10 до 30 с большим воодушевлением присоединялась к колонне".

Да, а почему, собственно, "Голодающее (-ие) Поволжье (-я)"? Исполняющий обязанности главного редактора Олег ЖаркOFF объясняет это так: "Да мы просто изголодались по красивой игре и хорошим результатам. Мы изголодались по игре, в которой судьбу матча решают футболисты, а не человек со свистком. Мы голодаем по изумрудному газону стадиона, по "шарику", мечущемуся от одних ворот к другим, по команде, которую мы любим вне зависимости от того, выигрывает она или нет".

Рассказывают, что фан-зин в продаже особо не задерживается, продают его сами фанаты (желающих продавать немало, поэтому выдают по 10 штук в одни руки), зачастую на привокзальной площади и в окрестностях стадиона за 15-20 рублей.

Самые ярые "ультрас" решили отделиться от "Бело-синих бродяг" и выпускать свой фан-зин, выход которого планируется после первого круга нынешнего сезона.

ВЫЕЗДНАЯ СЕССИЯ

Исторический 1-й выезд состоялся 14 августа 1988 года в город Волжский, что в 380 километрах от Саратова. Желающих набралось более сотни, но автобус был выделен только один. Кстати, официально эта поездка носила отнюдь не фанатский характер — тогда строго следили за всеми неформальными молодежными объединениями. По этой причине в бумагах местного райкома комсомола, который предоставил автобус, все саратовские "суппортеры" были оформлены как туристы, заплатившие за экскурсию с посещением футбольного матча по 14 рублей с носа. В общем на волжском стадионе имени Логинова на матче с местным "Торпедо" присутствовало 44 саратовца (по количеству мест в автобусе).

Рекорд всех лет — Астрахань-2000 — 80 человек. Зато побывало 6 человек в Нальчике.

Выездная сессия-2001:
10.03 Москва ("Спартак") - 160
31.03 Ростов - 59
11.04 Москва ("Спартак", 1/4 финала Кубка) - 12
14.04 Раменское - 25
28.04 Москва ("Динамо") - 48
12.05 Москва ("Торпедо") - 10
26.05 Махачкала - 4
16.06 С-Петербург - 15

Союзники:

Фаны волгоградского "Ротора", они дружат еще с 1-й лиги.

Враги:

Казань, Нальчик, Сочи. С туляками в прошлом сезоне даже произошло столкновение, шесть саратовцев против тридцати красно-желтых фанов "Арсенала".

Эмблема:

Треугольник острием вниз. Сверху расположен полукруг, плавно переходящий в верхнюю сторону этого треугольника. На верху полукруга изображено что-то наподобие фанатской "розетки" с надписью Саратов, чуть ниже — 1988 (год первого выезда саратовцев, положившего начало активной фанатской деятельности). А в самом треугольнике, в верхних его углах, крупные буквы W, B, в углу, который острием указывает вниз, буква R (White-Blue Rovers). Буквы расположены вокруг фигуры, напоминающей авиабомбу, внутри которой на футбольном мяче сидит птица - сокол.