На этой неделе в Германии должно быть принято окончательное решение о том, каким образом составить расписание матчей чемпионата бундеслиги, чтобы все три заинтересованные стороны — клубы, болельщики, а также телевизионные компании, транслирующие эти встречи, не остались внакладе.

Как говорится, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, и на икру хватало бы. Тема — болезненная для российского зрителя, в начале каждого сезона гадающего, в каком же формате предстанет на телеэкранах национальное первенство.

Главным новшеством предстоящего сезона в Германии обещает стать переход на систему с семью матчами в субботу (начало всех игр в 15.30 по местному времени) и двумя — в воскресенье (17.30), взамен старой, когда одна или две игры выносились на пятницу. Кроме того, предполагается передвинуть по времени так называемое футбольное обозрение на общедоступном канале SAT 1 с 18.30 на 20.15. Ратифицировать данные судьбоносные решения должны 36 лицензированных клубов первой и второй бундеслиг.

ФУТБОЛИСТЫ НЕ ХОТЯТ ИГРАТЬ В ВОСКРЕСЕНЬЕ

На днях глава недавно образованного союза Лиги Вернер Хакманн выступил с подробнейшим докладом о необходимости этих нововведений, заручившись поддержкой президента Немецкого футбольного союза (DFB) Герхарда Майера-Форфельдера. В его речи прозвучала также идея использования электронных средств для обслуживания матчей, таких, как видеокамеры за воротами. Специальная комиссия должна разработать концепцию по внедрению "электронного глаза" в помощь судьям при определении того, пересек ли мяч линию ворот или нет.

Вроде прогресс налицо, однако не все торопятся хлопать в ладоши, подпрыгивая от радости. Проведенный журналом "Kicker" опрос наглядно показал, что интересы Лиги и компании, выкупившей права на телетрансляции, не совпадают с мнением игроков и болельщиков. Восемьдесят восемь процентов профессиональных футболистов высказались против проведения матчей в воскресенье, в чем с ними было согласно большинство зрителей.

Тем временем интересы финансовой группы Кирха, которая в прошлом году приобрела все права на футбольные телетрансляции за 3 миллиарда марок (около 1,3 миллиарда долларов) до 2004 года, идут вразрез с мнением респондентов. Как показал прошлый год, футбольная программа "Ran" ("Вперед"), выходившая в пятницу вечером, набрала очень низкий рейтинг, а потому глава медиаконцерна Лео Кирх решил волевым решением вычеркнуть из пятничного плана эту передачу. Дефицит финансового баланса в размере нескольких миллионов обнаружился и на канале Premiere World. В конце 1999 года, когда это платное телевидение транслировало лишь три матча впрямую, расчет шел на три миллиона абонентов. Однако в прошлом году зрительская аудитория составила лишь 2,5 миллиона человек, хотя канал с лета 2000 года стал осуществлять прямые трансляции всех матчей бундеслиги за дополнительную плату. Исходя из всего этого, Кирх настаивает теперь на переносе футбольного обозрения на 20.15 в надежде собрать у телеэкранов как можно больше абонентов. Чем же ответят непосредственные участники праздника под названием футбол? С Лигой и DFB все понятно. Они всегда будут идти на поводу у концерна, боясь, что важнейший финансовый партнер попадет в затруднительное положение.

А вот клубы все настойчивее выражают свое несогласие с действиями телевизионщиков. Наиболее горячая дискуссия разворачивается вокруг пятницы. Клубами начисто отвергается один из аргументов о невозможности проведения игр бундеслиги в этот день - мол, в четверг играются матчи Кубка УЕФА. В этом соревновании примут участие лишь две команды — "Герта" и "Фрайбург". Даже при условии, что "Боруссия" и "Байер" провалятся в квалификационном раунде Лиги чемпионов, а "Вердер", "Вольфсбург" и "1860 Мюнхен" пробьются в Кубок УЕФА из Кубка Интертото, максимальное количество клубов, занятых в четверг, будет равняться семи. Из остальных одиннадцати команд кто-то вполне мог бы сыграть в пятницу, чтобы освободить воскресный день.

"БОРУССИЯ" ЖАЛУЕТСЯ В ЕС

Дальше всех же пошла дортмундская "Боруссия", которая не согласилась не только с вышеперечисленными нововведениями, но и выступила против централизованного распределения прибылей от продажи телевизионных прав, которое взял на себя DFB. Президент черно-желтых Герд Нибаум заявил на слушаниях в европейском парламенте в Брюсселе, что подобное явление противоречит законам ЕС. Подобные высказывания льют воду на мельницу комиссара евросоюза Марио Монти, который занимается вопросами конкуренции и считает практикуемое централизованное распределение доходов картелью, что противоречит статье 81 амстердамского соглашения ЕС. Ринувшись в одиночку и в обход DFB добиваться справедливости конституционным путем, "Боруссия" значительно осложнила позиции немецкого союза и УЕФА, которые как раз сделали запрос в ЕС на разрешение продолжения централизованного распределения доходов в Лиге чемпионов и бундеслиге. Решение этого вопроса отложено на осень, а пока на коне группа Кирха, которую все-таки поддерживают другие клубы. В частности, чемпион Германии "Бавария".

Менеджер мюнхенцев Ули Хенесс сразу же после подписания нового телевизионного контракта предсказал немецким клубам доход от продажи прав за четыре года в сумме одного миллиарда марок. Высмеянный как неисправимый мечтатель, Хенесс аргументирует свои высказывания новой "волшебной формулой" телевидения, которая носит название "Pay-per-View". Суть этой системы заключается в том, что зритель за дополнительную плату в пять марок сам выбирает один из матчей, который он хотел бы посмотреть впрямую. Хенесс видит в этом шанс таких клубов, как "Бавария" или "Байер", уменьшить финансовую пропасть между немецкими командами, с одной стороны, и клубами из Италии, Испании и Англии — с другой, и оставаться, таким образом, конкурентоспособными на международном уровне.

МАТЧ "БАВАРИЯ" - "БОРУССИЯ" ДОЛЖЕН СОБРАТЬ МИЛЛИОН ЗРИТЕЛЕЙ

"Я убежден, что на четвертом году контракта "Бавария" будет получать около миллиарда марок", — уверенно высказался Хенесс, принимая во внимание тот факт, что мюнхенский клуб, имеющий наибольшее число поклонников во всей Германии, извлечет достаточно выгод из показа матчей по системе "Pay-per-View". Видимо, руководство "Баварии" именно это держало в уме, когда, скрипя зубами, согласилось на систему централизованного распределения доходов от телевизионных продаж, которую жаждут разрушить "Боруссия" и "Байер". Таким образом, мюнхенцы получают от нового контракта в качестве фиксированной суммы 17 миллионов марок, как и другие участники бундеслиги. Однако Хенесс не успокаивается и на этом: "Первый год я рассматриваю как переходный. В будущем, я уверен, что за игрой "Баварии" с "Боруссией" будет наблюдать миллион зрителей, которые заплатят за это удовольствие десять, пятнадцать или даже двадцать марок". Даже если все пророчества Хенесса сбудутся только наполовину, все равно становится ясно, что большинство клубов согласятся со всеми требованиями медиаконцерна, владеющего телевизионными правами, ибо зарезать корову, дающую рекордные удои, решится разве что неисправимый глупец. И потому выказываемое недовольство по отдельным вопросам со стороны клубов, видимо, обусловлено лишь желанием сохранить свой вес в обществе. На деле же все готовы броситься на шею богатенькому "папаше".

И напоследок еще некоторые детали телевизионного контракта, о которых поведал Хенесс болельщикам. Так, группа Кирха намерена инвестировать на этот проект 650 миллионов марок с последующим увеличением объема вливаний с каждым годом. Доходы от системы "Pay-per-View" в наступающем сезоне предполагается распределять между клубами равномерно, и лишь на второй год будет учитываться принцип "каждому по заслугам". Минимум семь и максимум пятнадцать домашних матчей каждого клуба покажет телевидение в режиме "Pay-per-View". Центральные матчи первенства, как и прежде, будут транслироваться на платном канале Premiere World, за который абонент платит 60 марок в месяц.