Сегодня в испанской Саламанке гонкой с раздельным стартом стартует 46-я по счету "Вуэльта Испания" - третья из серии супермногодневок. Для российских велосипедистов "Вуэльта" стала в 1985 году первой ступенью в профессиональный спорт. В этом году Россия представлена лишь екатеринбуржцем Сергеем Сметаниным, но это не должно сделать легендарную гонку менее интересной.

ПЬЯНЫЕ ЗА РУЛЕМ

Первая в истории "Вуэльта" состоялась в 1935 году. Несмотря на то, что в те годы велосипедный спорт был уже достаточно популярен в Европе, какие-либо газетные публикации о первой многодневке (если они имели место) до наших дней не сохранились и о результатах известно лишь благодаря музейным архивам информационного агентства "Дарио Информасионес", обнаруженным сравнительно недавно.

Из 50 гонщиков, отправившихся 66 лет назад в 14-этапную велоодиссею, до финиша добрался лишь 21, лучшим из которых стал бельгиец Густав Делур. Столь массовое выбывание велосипедистов объясняет как неважное состояние дорог, так и модные в те времена сверхдлинные этапы (из 14 заездов 10 по протяженности превышали 250 километров). Преодолевать такие расстояния на тяжелых велосипедах начала века было под силу немногим, и нередко гонщики финишировали пешком, толкая "железных коней" впереди себя.

Впрочем, причиной этого была не только усталость. В те годы считалось, что подкреплять свои силы на дистанции лучше всего с помощью всевозможных горячительных напитков. Не умевшие пользоваться различными допинг-препаратами гонщики тогда активно экспериментировали с алкогольными коктейлями. Фантазии велобарменов тех лет позавидовал бы даже герой романа Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки". В самом деле, куда "Поцелую тети Клавы" или "Слезе комсомолки" до такого, например, рецепта: "Ораннж Биттер", "Гран Маринер", "Кордон рохо", английский джин и полстакана итальянского вермута. Смесь этих ингредиентов в суммарном объеме один литр считалась магической формулой успеха в велоспорте. Мудрено ли, что разогретые алкоголем и горячим Пиренейским солнцем, гонщики часто валились из седла прямо на середине дистанции.

Прошли десятилетия. Велосипедисты наших дней применяют куда более сложные по химическому составу препараты, но особенное пьянящее чувство азарта, передающееся всем зрителям, каждый год снова и снова захватывает участников "Вуэльты".

НАША ДВЕРЬ В ПРОФИ

Первоначально гонка проводилась весной, в апреле-мае, и считалась открывающим соревнованием в длинном сезоне. Со временем "Вуэльта" перекочевала на осенние месяцы, чем убавила себе престижности, поскольку тем, кто солировал на "Джиро" и "Тур де Франс", редко удавалось сохранить силы еще и для испанской многодневки. Однако на количестве зрителей это не сказалось никоим образом. Более того, по количеству телезрителей испанский тур оставляет далеко позади все остальные велосипедные гонки. Оно и немудрено - именно это соревнование считается главным для всех испаноговорящих любителей велосипеда во всем мире, а таковые живут на всех континентах, кроме Антарктиды.

Впрочем, для нас "Вуэльта" интересна не только этим. Именно в Испании в 1985 году состоялся дебют тогда еще советских велосипедистов на профессиональной арене. Причем на "Вуэльту" наши гонщики были приглашены в составе сборной Советского Союза, что, как со стороны испанцев, так и со стороны наших руководителей, было довольно смелым политическим решением. Вспоминает начальник той первой команды, заслуженный тренер СССР Геннадий Горунов:

— Идея выступить в профессиональной гонке вызревала давно. Я в те годы внимательно изучал методики профессиональных велогонщиков, сравнивал с нашими, и кое-какие детали из арсенала профи мы уже умели использовать. После московской Олимпиады в журналистских кругах активно обсуждалась тема: "Кто сильнее - Сергей Сухорученков или Бернар Ино". Понятно, что ответ на этот вопрос могла дать лишь очная встреча, но организовать такую было практически невозможно. Профессионалы были для нас запретной темой. Достаточно сказать, что мои статьи о велогонщиках-профи Валерий Кудрявцев (в те годы главный редактор "Советского спорта") выбрасывал в корзину, не читая.

Первые тенденции к нашему дебюту в профи начались в 1984 году. Президентом международной любительской федерации велоспорта в те годы был наш Валерий Сысоев, а профессиональную возглавлял испанец. После того как на Олимпиаду в Лос-Анджелес были допущены первые профессионалы, стало очевидно, что тенденция сближения двух полярных позиций в спорте будет продолжена. В тот год в Испании прошел чемпионат мира, и нашей сборной предложили остаться и принять участие в ближайшем про-туре с целью ознакомления. Однако денег на такое мероприятие у нас не было, и от предложения пришлось отказаться. Дальше последовало приглашение на "Вуэльту". Это было уже очень серьезно и требовало политического решения. Нас вызывали в Госкомспорт, ВЦСПС и даже в ЦК КПСС. После долгих согласований решили отправить в Испанию не самую сильную команду, составив ее из возрастных гонщиков (как говорят — "на сходе"). Главной целью было ознакомление, хотя и ответственности за результат никто не снимал. Ставилась задача - не провалиться и всем доехать до финиша. Ее мы с честью выполнили. 10 гонщиков нашей сборной достойно боролись на этапах и заняли итоговое 6-е место, а Владимир Малахов даже выиграл последний этап, опередив на финише в Саламанке самого Индурайна (впрочем, "самим" он стал позже).

Та победа была приятным сюрпризом, хотя, изучив профессиональное закулисье, мы поняли, что у победы Малахова была обратная сторона. Для нас не было секретом, что выигрыши отдельных этапов "расписывались" заранее. Не могли профи при таких нагрузках, которые существовали и существуют до сих пор, выкладываться, как любители, на каждом этапе. Оттого и турнирная, и этапная борьба ведется не только на шоссе. Тренеры и менеджеры часто договариваются между собой, позволяют кому-то уехать в отрыв, победить, побороться за лидерство в одном из зачетов. Победителей велогонок так, конечно, не определяют, а на отдельных этапах это часто встречается. Малахов в той гонке шел хорошо и входил в тройку самых активных гонщиков. Кто давал указание, не знаю, но то, что на последнем этапе ему не стали мешать, очевидно. Впрочем, умалять его заслуг ни в коем случае нельзя. Такое к себе отношение тоже надо заслужить.

КАК У НАШИХ ДЕНЕГ НА ВЗЯТКУ НЕ ХВАТИЛО

После победы Малахова на этапе советские, а потом российские велосипедисты не раз отличались на "Вуэльте". Этапные победы (и немало) были у Асята Саитова, Джамолидина Абдужапарова, Дмитрия Конышева, Сергея Сметанина, Павла Тонкова, Вячеслава Екимова и многих других. Наши выступали в Испании сначала в составе сборной, потом в первой советской профессиональной команде "Альфа Люм", а позже и в зарубежных велоконюшнях. С одной из них — испанским "Сеуром" связана довольно скандальная история.

В 1989 году победителем "Вуэльты" второй раз подряд стал испанец Педро Дельгадо, выигравший в том же году и "Тур де Франс". Захватив лидерство на 16-м этапе, он уверенно удерживал его до самого финиша. В том же году в составе "Сеура" ехали сразу 6 гонщиков, представлявших Советский Союз. О существовавшей практике "росписи" этапов вы читали выше. Участвовали в этом и руководители "Сеура", понимавшие, что победа или второе место на этапе для Дельгадо - вопрос не слишком принципиальный. Для решения таких задач в командах имелись черные кассы. Часть денег предназначалась тренеру или менеджеру, а часть — самому гонщику. С тренером Дельгадо испанцы договорились накануне старта, а с самим гонщиком не успели. Тогда пакет с деньгами (2000 долларов) передали нашему (мы умышленно не называем имени известного и заслуженного гонщика, закончившего недавно свои выступления) велосипедисту.

Как и предполагалось, Делгадо уехал в горах от пелетона и уверенно катил к победе. Наш неотступно следовал за ним, выжидая момента, чтобы передать деньги и сказать подходящие для случая слова. Сделать это удалось наверху труднейшего подъема, когда велосипедисты уже с трудом крутили педали. Испанец взял деньги и как будто бы согласился на сделку. По крайней мере, еще 60 километров гонщики ехали дуэтом без всяких попыток со стороны Дельгадо удрать. Однако на финише прыткий велокабальеро забыл о данном обещании и спуртом выиграл этап. Не знаем, вернули ли "нечестные" мздоимцы деньги, но заявлять о взятке никто никуда не стал. Зато сама полиция заинтересовалась произошедшим. Камера с вертолета ясно зафиксировала момент, как наш передал нечто испанцу и как гонщики похлопали друг друга по плечу. Участников инцидента вызвали на допрос. Первым допросили нашего.

— Что было в пакете? - задал вопрос дознаватель, — и с какой целью вы передали его Дельгадо?

— Там была поздравительная открытка. Я вспомнил, что у Дельгадо день рождения, и решил его поздравить, - с обезоруживающей прямотой ответствовал подозреваемый.

Самое интересное, что у Дельгадо в самом деле был день рождения. Узнавать от гонщика, откуда на высоте 1200 метров, на вершине труднейшего перевала у него взялась открытка и почему именно этот момент он посчитал самым подходящим для поздравления, полицейские не стали. Очевидцы утверждают, что над ответом нашего спортсмена два дня хохотал весь велокараван.


В ОЧЕРЕДИ ЗА ПОБЕДОЙ.
СОВЕТУЕМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

В нынешнем году на старт "Вуэльты" в составе 21 команды выйдут 208 гонщиков. Среди претендентов на победу специалисты называют прошлогоднего победителя супермногодневки Роберто Эраса, сменившего в этом году испанскую команду "Кельме" на американскую "Ю. Эс. Постал". Предполагается, что бороться с ним за победу в личном зачете будут соотечественник Хосэба Белоки, победитель "Джиро" Джильберто Симони и, возможно, вновь севший в седло любимец итальянских болельщиков Марко Пантани.

Роберто Эрас (Испания, "Ю. Эс. Постал"). Впечатляющая победа на прошлогодней "Вуэльте", достигнутая, главным образом, за счет горных этапов, способствовала заключению 27-летним испанцем выгодного контракта со своей новой командой. В "Ю. Эс. Постал" Эраса, будучи на "Тур де Франс" помощником Лэнса Армстронга на горных этапах, с возложенной на него миссией блестяще справился. На "Вуэльте" в отсутствие Армстронга Эрас определенно будет играть роль лидера команды.

Хосэба Белоки (Испания, ОНСЕ). Третий призер "Тур де Франс" подтвердил в этом сезоне репутацию универсального турнирного бойца, одинаково хорошо чувствующего себя и в горах, и на "разделках". При поддержке своей сильной по составу команды Белоки вполне может бороться с Эрасом.

Абрахам Олано (Испания, ОНСЕ). После победы в "Вуэльте-98" многие называли его наследником Индурайна. Однако совершить нечто достойное славных традиций пятикратного победителя "Тур де Франс" Олано с тех пор не смог. В этом году он был вторым на "Джиро Д'Италия", чем заставил говорить о своем ренессансе как турнирного бойца.

Джильберто Симони (Италия, "Лямпре"). Победитель "Джиро" и вице-чемпион (уступил только Армстронгу) престижного "Тура Швейцарии" заставляет в этом году внимательно следить за собой. Уроженец маленькой деревушки в Доломитовых Альпах, Симони отлично едет на горных этапах.

Оскар Севилья (Испания, "Кельме"). Именно его называют соавтором прошлогодней победы Эраса на "Вуэльте". В этом году молодой (24 года) Севилья едет под первым номером своей команды.

Марко Пантани (Италия, "Меркантоне Уно"). Для кумира всех итальянцев "Вуэльта" — шанс спасти бледный сезон. "Джиро" Пантани покинул после начавшегося там допингового скандала под предлогом одолевшей его простуды. На "Тур" "Пирата" попросту не пригласили. Гонка в Испании — последняя возможность заткнуть рот критикам, считающим, что своими прошлыми успехами Пантани обязан медицине.

Ришар Виранк (Франция, "Домо-Фарм Фритс"). Пропустивший большую часть сезона из-за допинговых разбирательств, сильнейший французский гонщик называет "Вуэльту" тренировкой перед чемпионатом мира. Однако гонщики класса Виранка и в ходе тренировок способны на многое.