На Играх доброй воли в Брисбене российские фигуристы завоевали золотые медали в четырех видах программы. В одиночном катании главные призы по 40 тысяч долларов достались Евгению Плющенко и Ирине Слуцкой. В парном катании вне конкуренции были Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, в танцах на льду — Ирина Лобачева и Илья Авербух.

ВОСТОЧНЫЙ РАЙ РАЕМ НЕ ПОКАЗАЛСЯ

Последними разыграли награды танцевальные дуэты и одиночницы. Бронзовые призеры чемпионата мира Лобачева — Авербух, ученики Натальи Линичук, лидировали на протяжении всех соревнований. Однако, что касается танцев, то турнир в Брисбене нельзя назвать репетицией Белой олимпиады в Солт-Лейк-Сити, поскольку его проигнорировали чемпионы мира итальянцы Барбара Фузар-Поли с Маурицио Маргальо и экс-чемпионы мира Марина Анисина с Гвендалем Пейзера из Франции.

Впрочем, французский дуэт планировал выступить на Играх доброй воли. Об этом Марина сообщила корреспонденту "Советского спорта" незадолго до начала соревнований. Скорее всего фигуристы решили не "размениваться по мелочам". Обидно, конечно, терять крупные денежные призы, но на кон поставлены золотые олимпийские медали, которые, по мнению Анисиной, могут достаться как им с Гвендалем, так и итальянцам, и россиянам. Стало быть, надо целенаправленно готовиться к более важным стартам, первый из которых этап серии "Гран-при" "Скейт Америка" состоится в конце октября.

Серебряная медалистка чемпионата мира Слуцкая сумела опередить свою давнюю соперницу четырехкратную чемпионку мира американку Мишель Кван. Ира призналась, что она не совсем довольна исполнением короткой программы, каталась на нервах, отвыкнув за лето от соревнований. А у Кван возникли проблемы с двойным акселем. Ее, представившую очень женственную и красивую композицию "Восточный рай", не спасли даже высокие оценки за артистичность. Пятое место чемпионки мира 1999 года Марии Бутырской едва ли можно назвать сюрпризом. Она могла "отлететь" еще дальше, ведь в короткой программе занимала восьмую позицию, упав на первом же прыжке.

ДАМОЧКИ БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА ЛЮБЯТ ВСПЛАКНУТЬ

Звезды выходили на лед Дворца "Брисбен интертайнмент" в основном с прошлогодними композициями. Но по редким отрывкам из нового репертуара стало ясно, что в этом сезоне не будет ни смелых экспериментов, ни новаторского стиля.

Виноваты в этом арбитры, "похоронившие" новизну и свежие идеи на последнем чемпионате мира в Ванкувере. Уникальная же постановка "Чарли Чаплин" была у двукратных чемпионов мира Бережной — Сихарулидзе, воспитанников Тамары Москвиной. Но судьи посчитали программу, изобиловавшую всяческими трюками, показательным номером, в результате чего Лена с Антоном проиграли мировое первенство канадцам Сэйл — Пеллетье. Подобная участь постигла и экс-чемпионов мира Марию Петрову и Алексея Тихонова, которые в феврале вынуждены были сменить короткую "непонятную", по мнению специалистов, программу на старую. Или взять, к примеру, Слуцкую. Она с тренером Жанной Громовой и хореографом Еленой Матвеевой тоже сделала шаг в "сторону", исполнив партию Китри из балета Минкуса "Дон Кихот". И эта композиция была принята с прохладцей — слишком уж веселой и беззаботной выглядела героиня Ирины!

Все дело в том, что судейское жюри составляют, как правило, дамочки, давно перешагнувшие рубеж бальзаковского возраста. Они консервативны, любят лирику, хорошо знакомые классические произведения, под трогательную музыку которых порой не грех растрогаться и даже всплакнуть за судейским столиком, вспомнив бурную молодость.

— Мы мечтали о "Чаплиниане", — говорит Москвина. — Думали, что в Солт-Лейк-Сити блеснем постановкой в том же ключе. Но после проигрыша в Ванкувере решили не дразнить "гусей", поэтому вернулись к традиционному лирическому стилю.

Петрова — Тихонов тоже больше не оригинальничают:

— Для короткой программы мы выбрали адажио из балета "Щелкунчик", для произвольной — популярный в США мюзикл "Шахматы". Мы учли ошибки прошлого сезона, теперь наши композиции понятны всем, в том числе бабушкам и дедушкам.

Виктория Волчкова, третий номер российской сборной, занявшая в Брисбене шестое место, как и ее коллеги, предпочитает не рисковать.

— Я исполняю "Лунную сонату" Бетховена в короткой программе. А в произвольной по совету моего тренера Виктора Кудрявцева и хореографа Матвеевой, как и два года назад, обратилась к образу Скарлетт из "Унесенных ветром", — рассказывает она. — Не скрываю, что подстраиваюсь под обстоятельства: Олимпиада пройдет в США, где Скарлетт — национальная героиня.

МУЖЧИНЫ - ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЙ КЛАСС

Мужчины-одиночники находятся в привилегированном положении. Им по сути дозволено все! Чемпион мира Евгений Плющенко, подопечный Алексея Мишина, сделал из очередной короткой композиции классный мини-спектакль "Майкл Джексон". Скажем, в женском одиночном катании такой зажигательный "танец" наверняка приравняли бы к циркачеству. А выступление Плющенко, ничего, скушали и приняли на ура! Просто в состязаниях фигуристов в последнее время внимание приковывает не столько художественное впечатление от программ, сколько их сложность. Арбитры только и успевают подсчитывать количество оборотов в прыжках. Правда, на сегодняшний день нет равных Плющенко, который в Брисбене безукоризненно выполнил свою коронную комбинацию из прыжков в четыре, три и два оборота. Но Женя ждет, что вот-вот его кто-нибудь догонит.

— Американцы здорово прогрессируют, — уверен Плющенко. — Тим Гейбл на моих глазах пытался прыгнуть каскад из двух четверных тулупов. Я, кстати, готов увеличить число ультра-си, которые, возможно, включу в свою произвольную программу. Но пока не знаю, будет ли эта композиция новой или останется прежней — под мелодии из кинофильма "Однажды в Америке". Если честно, много времени ушло на "Майкла Джексона", мы с Мишиным и хореографами Давидом Авдышем и Эдуардом Смирновым долго искали музыку, дорожки шагов и так далее.

— Плющенко, как и всей элите сборной команды России, созданы великолепные условия для подготовки к Олимпийским играм, — добавляет Алексей Мишин. — Меня уже сейчас спрашивают, насколько тяжело будет выигрывать в Солт-Лейк-Сити, соревнования-то пройдут на высокогорье, а мы, например, зимой тренируемся в Питере. Но мое глубокое убеждение: географический фактор будет играть второстепенную роль, тем более что непосредственно перед Олимпиадой мы проведем сбор в США, в горах. Кто проиграет, тот и будет пенять на подготовку!

— Алексей Николаевич, американские фигуристы заметно прибавили в технике и, естественно, претендуют на олимпийское золото. Не боитесь, что судейство будет субъективным?

— Не боюсь. Обязанность тренера заключается в том, чтобы помочь спортсмену подготовиться, а не настраивать на то, что его кто-то будет судить предвзято. В конце концов, у нас есть высший суд — Международный союз конькобежцев, представители которого, как показывает практика, стремятся к объективности и разумному, справедливому распределению мест.


Игры доброй воли. Австралия. Брисбен.
Фигурное катание. Дворец "Брисбен интертайнмент", 8 сентября.

Спортивные танцы на льду. Сумма оригинального и произвольного танцев. 1. И.Лобачева — И.Авербух (Россия) — 1,5; 2. Г.Чат — С.Сахновский (Израиль) — 3,0; 3. Т.Навка — Р.Костомаров (Россия) — 5,0. Женское одиночное катание. Сумма короткой и произвольной программ. 1. И.Слуцкая (Россия) — 1,5; 2. М.Кван (США) — 3,0; 3. Ф.Сугури (Япония) — 4,5... 5. М. Бутырская — 9,0; 6. В.Волчкова — 10,5... 9. Е.Соколова (все — Россия) — 14,5.