Дебютант нынешнего сезона колумбиец Хуан-Пабло Монтойя на итальянской трассе в Монце впервые в карьере выиграл "Гран-при" чемпионата мира "Формулы-1", обойдя обе машины "Феррари" и своего партнера по команде Ральфа Шумахера. А вот пилоты "Макларена" проехать под клетчатым флагом так и не сумели.

ХАККИНЕН УХОДИТ

Главным лейтмотивом 15-го этапа чемпионата мира "Формулы-1" — "Гран-при Италии" стала трагедия в США. Команды тяжело восприняли весть о терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне и в знак скорби почтили память погибших минутой молчания. Более того, "Феррари" на весь уик-энд полностью отказалась от спонсорских наклеек, оставив на своих болидах лишь порядковые номера и эмблему Скудерии, закрасив носы автомобилей черной краской. Кроме того, "Джордан" поместил на свои машины изображение американского флага.

Второй темой, муссировавшейся в Монце, стало решение Мики Хаккинена по окончании сезона уйти в творческий отпуск, иными словами, не участвовать в чемпионате мира 2002 года. То, что "Макларен" так долго тянул с объявлением состава пилотов, настораживало, ведь их главные соперники - "Феррари" давным-давно определились с призовыми пилотами на будущий год. Все лето в паддоке обсуждали судьбу гонщиков "серебряных стрел". И если в отношении Култхарда все сходились во мнении, что он останется в команде, то с Хаккиненом ничего не было ясно. А вот в последние недели только и говорили о том, что "Макларен" заинтересован в Кими Райкконене и что в новом сезоне молодой финн заменит "старого". Так в итоге и получилось. Накануне "Гран-при Италии" на специально созванной пресс-конференции босс команды Рон Дэннис объявил состав "Макларена" на 2002 год: Дэвид Култхард и Кими Райкконен.

Свой уход из гонок в далеко не пенсионном возрасте двукратный чемпион мира Мика Хаккинен объяснил тем, что он очень устал. Ему необходимо побыть с семьей и "перезарядить свои батарейки". Финна поддержал и Рон Дэннис, который сказал, что это не окончательный уход Хаккинена из спорта, а всего лишь "творческий отпуск": "Вполне возможно, что Мика вернется в гонки в 2003 году, и в этом нет ничего неблагоразумного. Вспомните хотя бы примеры знаменитых чемпионов Ники Лауды и Алена Проста, которые после пропуска сезонов возвращались в гонки и вновь выигрывали первенство".

Михаэль Шумахер, узнав о решении Мики, посетовал, что ему будет не хватать финна на трассе, ведь на протяжении четырех последних сезонов самые захватывающие дуэли у него были именно с Хаккиненом: "Я всегда уважал Мику и считал его равным себе. Надеюсь, он еще вернется". А вот ирландец Эдди Ирвайн из команды "Ягуар" сомневается, что Хаккинен сможет вновь участвовать в "королевских" автогонках: "Люди склонны помнить твою последнюю гонку. Ален Прост ушел и вернулся, но я бы не стал сравнивать с ним Мику. Прост уже тогда был живой легендой, а Хаккинену сильно подпортил репутацию этот сезон".

ПИЛОТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ РИСКОВАТЬ

Естественно, что Мика в оставшихся гонках хочет показать все, на что он способен, однако квалификация на "Гран-при Италии" стала для него откровенно провальной, так же как и для другого представителя "Макларена" — Дэвида Култхарда. А вот "Феррари" и "Уильямс" смотрелись гораздо уверенней.

Едва начался зачетный час, как первыми на дорожку автодрома в Монце выехали новички "Формулы-1" Юнг и Энге. Чех Томаш Энге заменил в "Просте" травмированного бразильца Лусиано Бурти пока только на одну гонку, а вот малазиец Алекс Юнг будет пилотировать "Минарди" до конца сезона. У Юнга дебют выдался не из легких: и у него, и у его партнера Фернандо Алонсо сразу же возникли проблемы с машинами, и, чтобы успеть квалифицироваться, им пришлось по очереди делить запасной автомобиль.

Первым из лидеров на 23-й минуте промежуточную поул-позишн захватил Ральф Шумахер - 1.23,216, что на полсекунды лучше прошлогоднего результата его старшего брата. Затем на первой позиции побывали Монтойя и Михаэль Шумахер. Асфальт постепенно прогревался, и пилотам необходимо было закрепить свой успех. Во второй попытке Монтойя вновь вырвался вперед, а вот братьям Шумахерам этот выезд на трассу особого успеха не принес. В третье же свое появление на треке Хуан-Пабло установил тот ориентир - 1.22,216, который в дальнейшем так никому и не покорился. Рубенс Баррикелло вклинился на второе место и, таким образом, впервые в этом сезоне обогнал в квалификации своего партнера по "Феррари" Михаэля Шумахера.

За 7 минут до конца сессии "отличился" Мика Хаккинен. Его болид вылетел с трассы в повороте Лесмо и врезался в отбойник. Квалификацию остановили, но, к счастью, с финном все было в порядке. В итоге серьезных изменений в расстановке сил больше не произошло. Хуан-Пабло Монтойя из "Уильямса" завоевал свою третью поул-позишн в карьере и воплотил тем самым часть своих обещаний испортить настроение итальянским тиффози.

А вечером в Монце узнали, что на трассе "Лаузитцринг" во время этапа серии КАРТ бывший пилот "Формулы-1" Алекс Занарди попал в тяжелую аварию, в результате которой ему были ампутированы обе ноги. Обеспокоенный этим известием президент Ассоциации пилотов "Гран-при" Михаэль Шумахер собрал всех гонщиков и предложил коллегам в трех первых поворотах гонки не производить обгоны, чтобы избежать серьезных столкновений. Однако не все согласились с мнением четырехкратного чемпиона мира, и старт оказался захватывающим и весьма интригующим.

КОЛУМБИЙСКИЙ ГИМН В МЕККЕ "ФЕРРАРИ"

Первыми неудачниками гонки стали Джанкарло Физикелла и Ник Хайдфельд, которые из-за технических проблем были вынуждены начать дистанцию из боксов. А затем сразу после старта в первом же повороте не повезло занявшему в квалификации 5-е место итальянцу Ярно Трулли. Его задел будущий партнер по "Бенеттону" Дженсон Баттон. Пилоты были вынуждены объезжать развернувшийся "Джордан" и терять при этом позиции. Очень много драгоценных секунд растратил Мика Хаккинен, а гонку тем временем возглавил обладатель поул-позишн Хуан-Пабло Монтойя, следом за которым пристроился Рубенс Баррикелло. За третье место развернулась нешуточная борьба между братьями Шумахерами. Сначала Ральф смог просунуть вперед нос своего "Уильямса", а затем Шумахер-старший показал младшему его место. На шестой и седьмой позициях пристроились два "Ягуара" — де ла Росы и Ирвайна, а перед ними шел Дэвид Култхард, пока на седьмом круге у его болида не отказал двигатель. Партнер шотландца по "Макларену" Мика Хаккинен также не смог закончить гонку, и надежды финна перед годичным отпуском прибавить к своему послужному списку еще одну победу пока не оправдались.

Было заметно, что "Феррари" Баррикелло движется явно быстрее, чем "Уильямс" Монтойи, и на девятом круге Рубенс сумел обойти колумбийца. Едва произошел обгон, как Михаэль также начал присматривать бреши в обороне Хуана-Пабло. Однако реализовать угрозы немцу не удалось. Как оказалось впоследствии, быстрый темп алых болидов объяснялся тактикой двух пит-стопов. Первая остановка для "Феррари" произошла на 19- 20-м кругах. Сначала в боксы заехал Михаэль, а затем в них оказался и лидер гонки Баррикелло. После этого первая четверка стала выглядеть следующим образом: Монтойя, Ральф, Баррикелло, Михаэль.

Через некоторое время часть "формулического" каравана также совершила свои дозаправки, но в основном это были их единственные заезды в боксы. Монтойя остановился на 28-м круге, а Ральф и того позже - на 36-м. В районе 40-го круга "Феррари" совершили свои вторые дозаправки, после чего лидерами вновь стали "Уильямсы", вслед за ними были пилоты Скудерии, а вот 5-е и 6-е места благодаря позднему и единственному пит-стопу захватили де ла Роса и Вильнев.

За 6 кругов до финиша Баррикелло смог вклиниться между "Уильямсами", опередив Ральфа, и, нажимая на газ, старался изо всех сил настигнуть Монтойю, но слишком большое преимущество Хуана-Пабло за такой короткий срок Рубенс отыграть уже не смог. В итоге, впервые в истории "Формулы-1" на подиуме звучал гимн Колумбии, а вот традиционного обливания шампанским не было. Так гонщики выразили свое сострадание американскому народу и бывшему коллеге Алексу Занарди.