Всю предыдущую неделю после ужасных событий в Нью-Йорке и Вашингтоне, глядя на экраны своих телевизоров, американцы то и дело восклицали: "О мой Бог!" А когда шок постепенно стал проходить и казалось, что привычная жизнь вот-вот начнется заново, поклонники автоспорта во всем мире вновь обратили свои взоры в сторону небес. За 12 кругов до финиша гонки на "Лаузитцринге" в страшную аварию попал гонщик американской серии КАРТ, бывший пилот "Формулы-1" Алессандро Занарди. Столкновение с другой машиной на скорости 300 километров в час было такой силы, что ноги Занарди буквально раскрошило и врачам ничего не оставалось, как только ампутировать их итальянцу. В настоящий момент, по словам медиков, состояние Алекса все еще тяжелое, но стабильное.

АМЕРИКАНСКИЙ МЕМОРИАЛ

С первых же дней своего выступления в серии КАРТ Алекс Занарди сумел завоевать всеобщую любовь и уважение. Появившись в этом чемпионате в 1996 году, Алекс буквально покорил и соперников, и зрителей, и журналистов не только своим мужеством и смелостью, что свойственно многим гонщикам, но и настоящими человеческими качествами, такими, как верность, преданность, честность и взаимовыручка. По поводу его остроумия и красноречия сразу же стали ходить легенды. Пишущая и снимающая братия не отходила от Занарди ни на шаг. Все знали, что итальянец, в каком бы настроении ни находился, никогда не откажет в интервью, никогда не произнесет нечто вроде: "Без комментариев!" Таким он был и в жизни, и на трассе — истинным джентльменом с итальянским сердцем.

В прошедший уик-энд гонка серии КАРТ на "Лаузитцринге" была одним из немногих спортивных мероприятий, не отмененных для американцев из-за трагедии, произошедшей в Нью-Йорке и Вашингтоне. Да и как можно было лишить поклонников этой заокеанской серии первого свидания с Европой? Ведь приход чемпионата КАРТ в Старый Свет - это настоящее событие, которого ждали долгие годы. Пилоты решили отдать дань памяти погибших, поменяв первоначальное название гонки "500 миль Германии" на "Американский мемориал". И надо же такому случиться, что этот заезд чуть было не отнял жизнь у одного из участников. До финиша оставалось всего 12 кругов, когда лидировавший по дистанции Алекс Занарди, выезжая после дозаправки из боксов, неожиданно резко потерял скорость и развернулся поперек трассы. И в этот самый момент на скорости 300 километров в час машину итальянца протаранил автомобиль канадца Тальяни.

Занарди был немедленно доставлен в госпиталь Берлина, и, борясь за жизнь пилота, врачам в конце концов пришлось ампутировать Алексу обе ноги. Сразу же возникло подозрение и о внутренних повреждениях. Медики опасались, что у гонщика может отказать печень или не выдержать сердце. Однако теперь, спустя несколько дней, большинство специалистов склоняются к мнению, что все самое страшное в медицинском плане осталось позади. Занарди все еще находится без сознания, но это не кома, а результат действия обезболивающих средств. Час за часом доза этих лекарств уменьшается, и, видимо, через пару дней итальянец придет в себя и будет отключен от аппарата искусственного дыхания.

Жена Алекса Занарди, Даниэла, приехала в госпиталь, где находится ее муж, сразу же после трагического инцидента. Первую ночь после операции, когда жизнь Алекса висела на волоске, женщина ни на секунду не отходила от постели своего супруга. Сейчас, правда, к Даниэле в клинике присоединились некоторые друзья и родственники Занарди. Однако среди них нет двух очень близких Алексу людей — старшая сестра разбилась на мотоцикле, когда итальянцу было 12 лет, а три года назад от рака умер отец гонщика.

НЕНАСТОЯЩИЙ ЧЕМПИОН

Сын водопроводчика из Болоньи, Занарди большую часть своей карьеры провел в различных "Формулах". Как и все итальянские мальчишки, бредившие автоспортом, он мечтал о славе великих соотечественников - Тацио Нуволари и Альберто Аскари. Пройдя школу итальянской "Формулы-3" и международной "Формулы-3000", в 1991 году Алекс получил "счастливый билет", заняв в "Джордане" освободившееся после Михаэля Шумахера место. Потом было выступление за "Лотус" и кошмарная авария в 1993 году на трассе в Спа в знаменитой "Красной воде". Несколько месяцев продолжалась реабилитация Занарди, и гонщику потребовалось все его мужество, чтобы не только заново научиться водить автомобиль, но и просто ходить. "Это страшно вспоминать, ведь сразу после аварии я даже не мог заставить себя сесть в машину в качестве пассажира", — говорил впоследствии Занарди.

Но время все лечит. Прошло три года, и вот Алекс Занарди уже дебютирует в американской серии КАРТ, да так успешно, что по итогам года получает очень почетный титул "новичок года". А в 1997 году, набравшись немного опыта, Занарди и вовсе выигрывает пять гонок, а с ними и чемпионский титул. В сезоне-98 Занарди выступает еще увереннее — семь побед и второй титул подряд. Все в этот момент шло у Занарди по накатанной дорожке. Но ему непременно хотелось вернуться в Европу и доказать свою силу "формулическим" монстрам из "Феррари" и "Макларена". Однако год в "Уильямсе" не стал сладкой сказкой. Казалось, что Занарди по-прежнему не готов играть по правилам "королевских гонок". Самой большой проблемой для итальянца стала намного большая, чем в КАРТЕе, зависимость успеха гонщика от той техники, которую он пилотирует. "Год в британской конюшне преподал мне один урок, — вспоминал Алекс. — Оказывается, что я слишком мягкий человек и не могу говорить людям неприятные вещи. Возможно, это самое большое свидетельство того, что я — ненастоящий чемпион".

РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ ГОНОК

Покинув в очередной раз "Формулу-1", Занарди отправился в Монако, где в течение года чудно проводил время с женой Даниэлой и только что родившимся сыном Николо. Алекс даже и не думал о возвращении в гонки, единственное, чем он занимался в тот момент в Монте-Карло, — это прогулки с ребенком, походы по магазинам и приготовление своих любимых спагетти.

В начале 2001 года Занарди все-таки поддался уговорам своего друга и владельца одноименной команды Мо Нанна и подписал однолетний контракт на выступление в серии КАРТ. Однако, договариваясь об участии в чемпионате, Алекс настоял на том, что большую часть времени он будет проводить в Монако со своей семьей. "Если быть откровенным, единственная причина, по которой я возвращаюсь, это то, что чемпионат КАРТ начинает обосновываться в Европе. Благодаря этому я смогу чаще видеть жену и сына", — признался в начале сезона Занарди. Даниэла была категорически против решения мужа. Она умоляла его забыть об автоспорте, просила открыть какое-нибудь маленькое предприятие по продаже автомобилей в Болонье, где они совсем недавно приобрели шикарную виллу. Но Алекс был рожден для гонок… "Если, вернувшись в КАРТ, я не смогу добиться успеха, я буду похож на идиота. Но в конце концов я не мог больше сидеть без дела. Знаете, в Италии есть поговорка: "Иногда ветер закрывает окно, но открывает большую дверь". Так получилось, что роковая гонка на трассе "Лаузитцринг" в этом году была, по сути, первым реальным и, к сожалению, уже единственным шансом для Алекса выиграть хотя бы один этап чемпионата.

У трехлетнего Николо Занарди все еще есть папа, а у Даниэлы Занарди все еще есть муж. Семьи тысяч американцев, чьи сыновья, мужья, отцы лежат под развалинами Всемирного торгового центра, без раздумий поменялись бы судьбами с Николо и Даниэлой. Пусть без ног, пусть инвалид, но живой, здесь, рядом с нами! Уходя из "Формулы-1" в 1998 году, Алекс сказал: "Мне не о чем сожалеть. Я стараюсь принимать жизнь такой, какая она есть. Надо ценить каждое счастливое мгновение и немедленно предавать забытью все плохое. Мне кажется, именно это и помогает мне сохранять оптимизм несмотря ни на что!"