Японский учитель Дзигоро Кано, создавший в конце 19 века основы и принципы борьбы дзюдо, вряд ли мог думать, что всего через сотню лет его детище превратится в коммерческий вид спорта, а первая страница новой истории дзюдо будет перевернута в России.

13 октября 2001 года в московском Гостином дворе состоится первый в истории мужской турнир "Гран-при" по дзюдо с призовым фондом 100 тысяч долларов.

Кано сумел сделать так, что творение его рук и интеллекта постепенно рапространилось по всем пяти континентам и в итоге было признано олимпийской системой и включено в программу Игр-1964. Естественно, поначалу на чемпионатах мира и Олимпиадах родоначальники дзюдо занимали практически все первые ступени пьедесталов. Но с течением времени их стали теснить европейцы и советские борцы-самбисты. Принципиальные в вопросах традиции японцы долго не позволяли реформировать свою борьбу. "С боем", но все-таки добились в мире отмены ритуала принятия наказаний — на коленях. Ввели весовые категории, сократили время схватки. Для лучшего зрительского восприятия обязали одного борца выходить на татами в белом, а другого в синем кимоно. К некоему компромиссу пришли в споре с японцами в отношении призовых на коммерческих турнирах. Если раньше они были сурово категоричны и отказывались бороться за деньги, которые "противоречат духу дзюдо", то ныне спортсменов Страны восходящего солнца уже можно увидеть на татами турниров с финансовым наполнением. Незыблемыми, тем не менее, остались терминология на японском языке и непонятная на первый взгляд система оценок и наказаний, в которой некоторые оценки суммируются, а другие почему-то нет. На самом деле, если отбросить страх перед "коками", "юками", "шидо", "чуйями", "ваза-ари" и "иппонами" и попробовать вникнуть, то окажется, что схема проста и логична, как все восточное. Наказания перетекают друг в друга, приближая победу соперника. "Иппон" — безоговорочная победа — это быстрое, техничное и красивое действие. И с одним броском не сравнится даже десяток худших, а значит, ниже оцененных: "кок" и "юк". Их количество никогда не перейдет в качество. Суммироваться могут только максимально приближенные к идеалу "иппона" — броски на оценку "ваза-ари". Два таких удачных движения тоже приносят досрочную победу.

Лучших примеров для разбора, чем схватки элиты мирового дзюдо на татами в Атриуме Гостиного двора, просто не найти. 56 сильнейших спортсменов (по восемь в каждой из семи весовых категорий) — чемпионы и призеры Олимпийских игр в Сиднее и последнего чемпионата мира в Мюнхене — съедутся в Москву в середине октября. Под стеклянным сводом Атриума загорятся сразу 56 "звезд", и всего семь из них по окончании турнира смогут добавить к статусу "стар" приставку "супер".