Биэмикс — это маленький велосипед с диаметром колес всего в 50 сантиметров, разработанный специально для прыжков и выполнения акробатических трюков. Благодаря небольшим размерам и продуманной геометрической конструкции рамы велосипедист может делать на нем высокие прыжки, а также выделывать невероятные акробатические кувырки и пируэты на земле и в воздухе.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Сейчас этот вид экстремального спорта необычайно популярен на Западе. В США насчитывается более одного миллиона владельцев биэмиксов. Статистические сведения, собранные американским журналом "Bicycle Retailer", свидетельствуют, что продажа BMXов на американском велосипедном рынке составляет 30% от продаж велосипедов всех типов. Даже врачи, недоброжелательно относящиеся к экстремальным забавам, стали рекомендовать школьникам занятия биэмиксингом как профилактическое средство против излишней тучности и юношеского ожирения.

Русское слово "биэмикс" произошло от английской аббревиатуры BMX (Bicycle Moto Extreme), что в переводе с английского означает: "велосипед, предназначенный для мотоэкстрима". На заре зарождения этого экстремального вида спорта биэмикс активно использовался гонщиками мотоэкстрима для тренировок на своих трассах. Отсюда и появилось такое название.

Помимо габаритных размеров биэмикс имеет еще ряд отличительных черт. Например, руль у него вращается на 360 градусов — хитрый механизм не позволяет тормозным тросикам запутаться. Рама велосипеда изготавливается из сверхпрочных сплавов, используемых в космической промышленности. Сами подумайте, восьмидесяти — стокилограммовые дяди, согнувшись в три погибели, скачут на маленьких, похожих на детские, велосипедах на трех-, четырехметровую высоту — настоящие сверхперегрузки. Еще одна характерная примета биэмикса, по которой его можно отличить от других велосипедов, — наличие пегов (от англ. "peg" — "втулка"). Пеги — это металлические втулки, прикручивающиеся с обеих сторон к оси колес, как шпоры к ковбойским сапогам. При помощи пегов "экстремалы" выполняют всевозможные скольжения по мраморным и гранитным парапетам словно скейтбордисты или роллеры.

"ГРЯЗНОЕ ПРЫГАНЬЕ" И "УЛИЧНОЕ КАТАНИЕ"

BMXинг делится на направления: рейсинг, стрит, верт катание и дерт джампинг и другие.

Рейсинг (racing) — это гонки на велосипедах по трассе, схожей с мотокроссовой. Та же самая извилистая земляная "дорожка" нескольких трамплинов разного размера, на которых BMXеры "летают" не намного ниже мотогонщиков.

"Флэтленд" (flatland) — выполнение акробатических пируэтов на ровной, гладкой поверхности. Именно в этой разновидности биэмиксинга экстремальные велосипедисты активно используют пеги, становясь на них, выполняя какой-нибудь заковыристый элемент. Флэтленд-соревнования напоминают цирковые номера на велосипедах: езда на заднем колесе, на переднем колесе, без рук, без ног, спиной вперед на заднем колесе, спиной вперед без рук и так далее. Недаром это направление пользуется повышенным интересом среди студентов московских цирковых училищ. Они-то активно и продвигают флэтленд.

"Стрит" (street) — экстремальное катание на городских улицах либо в специальных парках (роллердромах/скейтбордодромах). Прыжки с крыш автобусных остановок, одноэтажных домов, с многоступенчатых лестничных пролетов, скольжение по поручням — это не предел для крутых BMXеров. Самая распространенная и популярная дисциплина — 100% экстремальный спорт чистой воды!

"Верт" (vert) — возможно самый опасный и технически сложный стиль катания на BMXе. Трюки выполняются в рампе для роллеров и скейтбордистов. Рампа — это деревянный желоб высотой в четыре-пять метров высотой и шириной в десяток метров. Без защитного шлема, наколенников и налокотников лучше туда и не соваться. Постепенно разгоняясь от одного края к другому, велосипедист, набрав скорость, начинает "вылетать" над "стенкой"-рампой, зависая в воздухе на мгновение, достаточное для выполнения трюка. Необычайно эффектная дисциплина: сальто назад, вращения на 360, 540, 720 и даже 900 градусов — магические трюки вопреки всем законам земного притяжения.

Дерт джампинг (dirt jumping) — это прыжки на трассе, состоящей из нескольких последовательно насыпанных земляных горок. Предварительно разогнавшись, велосипедисты на большой скорости вылетают с таких трамплинов, приземляются на склон и снова "катапультируются" вперед, выполняя в воздухе какой-нибудь элемент. И так несколько раз, пока трасса не закончится! "Грязное прыганье" — а именно так переводится с английского название данной разновидности — получило свое необычное название за то, что велосипедистам приходилось, да и приходится по сей день, частенько валяться на пыльной земле при каждом неудачном приземлении.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Никто не знает точную дату и место рождения BMXинга, известно лишь то, что в середине 70-х на прилавках американских магазинов появился спортивный велосипед нестандартного "детского" размера. Эта модель обладала рядом преимуществ по сравнению с обычными "великами": она мгновенно набирала скорость, занимала мало места, а также весила намного меньше, чем большие "соплеменники". Стоила она также значительно дешевле. "Велосипед для мотоэкстрима" — гласила надпись на ценнике, прикрепленном к рулю. Покупатели быстро расхватали первую партию, затем вторую, и вскоре на улицах американских городов стали попадаться велосипедисты верхом на новомодном агрегате — "биэмиксе".

Несколько лет спустя в один прекрасный день какой-то лихач научился ездить на заднем колесе биэмикса и похвастался перед дружком. Тот придумал свой трюк — так потихоньку начиналось развитие трюкового катания. С развитием новых возможностей накатывает новая волна интереса к BMXингу. К сожалению, она внезапно затихает в период с 1989 по 1991 год, когда происходит резкий спад внимания к данному виду экстремального спорта.

Из кризисной ямы удалось выбраться благодаря некоторым техническим инновациям, позволившим значительно увеличить потенциальные возможности "двухколесного карлы", а также при помощи серии национальных соревнований "BS" (Bicycle stunt — "Трюк на велосипеде" с англ.), организованных Мэттом Хоффманом (Matt Hoffman) — живой легендой BMXинга и владельцем компании Hoffman bikes.

Уже к 1995 году биэмиксинг вернул себе былую популярность и стал полноправным участником первых "Экстремальных игр", проходивших в Калифорнии. Выступать на X-Games приглашались только самые крутые профессионалы, организаторы требовали от них выполнения самых опасных и самых рискованных трюков, да еще желательно на сумасшедшей скорости.

Постепенно развивался новый стиль катания — верт. В нем элементы были более опасными, но и конечно же более зрелищными. Разворот на 900 градусов, сальто назад на велосипеде в гигантском деревянном желобе — все это привлекало внимание даже самых равнодушных зевак, случайно забредших на соревнования.

Стрит также активно развивался. Биэмиксеры научились прыгать через уличные препятствия — цветочные клумбы, скамейки, скользить пегами по перилам, парапетам и бордюрам. Для соревнований строились специальные площадки, имитирующие уличные препятствия, и множество трамплинов всевозможных форм и размеров.

А КАК ЖЕ МЫ?

В России BMXинг появился совсем недавно, пару лет назад, и с каждым днем становится все более популярным экстремальным видом спорта, пользуясь повышенным интересом особенно со стороны молодежи. Главная проблема, препятствующая развитию данного вида экстремального спорта, у нас в стране заключается в достаточно высокой цене (340 — 600 американских долларов в зависимости от модели) велосипеда, отсутствие специальных площадок с необходимым оборудованием и хорошим покрытием. Тем не менее в Москве и в Санкт-Петербурге уже появились первые мастера, умеющие делать красивые и сложные трюки (например разворот на 360 градусов в прыжке с трамплина). Студенты цирковых училищ осваивают стиль флэтленд. В России уже созданы несколько площадок для "Грязного прыганья".