Сезон-2001 прошел под диктовку Михаэля Шумахера и его "Феррари". Мало того, что немец и Скудерия еще задолго до окончания чемпионата добились своих очередных титулов, так и после этого они не остановились, продолжая бить рекорд за рекордом. Михаэль, словно сорвавшись с цепи, решил под конец сезона всем рекордам дать свое звонкое имя. Так, в последней гонке он добился сумасшедшего показателя — завоевал за чемпионат 123 очка, больше, что кто-либо за всю историю "Формулы-1", а также перешагнул рубеж в 800 очков за карьеру, что раньше также никому не удавалось сделать.

Это был последний уик-энд для Мики Хаккинена и Жана Алези, которые по разным причинам покидают "Формулу-1". Естественно, оба этих опытных гонщика хотели завершить свою карьеру красиво, но по большому счету это ни тому, ни другому не удалось, хотя Алези и начал "Гран-при Японии" на высокой ноте — неожиданно для всех стал обладателем лучшего времени в пятничной свободной практике. На втором месте расположился Хуан-Пабло Монтойя, а на третьей позиции оказался еще один довольно необычный персонаж — Педро де ла Роса. Братья Шумахеры и Рубенс Баррикелло в первый день формулического уик-энда довольствовались местами с 8-го по 10-е.

Вечером в пятницу состоялась пресс-конференция, на которой произошла стычка между Эдди Джорданом и Хайнцем-Харальдом Френтценом. Эдди поведал о том, что пытается подыскать работу Жану Алези, который после появления в "Джордане" японца Такумы Сато объявил о своем уходе из "Формулы-1". "Сначала пусть найдет работу для меня", — пробурчал Френтцен, уволенный Джорданом из команды в середине этого сезона. К счастью, до рукоприкладства дело не дошло. Эдди попытался перейти на официальный тон, заявив: "Я не разговариваю с Френтценом, а общаюсь только с его адвокатами, хотя мы и сидели рядом в самолете во время перелета в Японию".

Во время квалификации на первые роли вышли уже те, кого мы привыкли там видеть на протяжении всего нынешнего сезона, — "Феррари", "Макларены" и "Уильямсы". Лишь Джанкарло Физикелла смог вклиниться на шестое место, отодвинув с него Дэвида Култхарда. Кстати, для "Бенеттона", команды Физикеллы, этот уик-энд так же, как и для Хаккинена с Алези, последний в истории. С нового сезона эта конюшня будет представлять заводскую марку "Рено".

Михаэль Шумахер довольно-таки легко выиграл свою 11-ю поул-позишн в сезоне и 43-ю в карьере, попутно обновив свой же рекорд (6) для японской трассы. Любопытно, что немец опередил своего преследователя Хуана-Пабло Монтойю на 0,7 секунды, использовав для этого всего три попытки. А вот следующие места распределили между собой Ральф Шумахер, Рубенс Баррикелло и Мика Хаккинен.

Во время старта особых приключений не произошло, не считая повышенной активности обоих "Бенеттонов", а также излюбленного приема Михаэля Шумахера — перекрывания траектории своему главному конкуренту в гонке Монтойе. В конце первого круга Баррикелло удалось опередить Ральфа Шумахера, а затем он проделал такой же трюк и с Хуаном-Пабло. Забрезжила перспектива, что Михаэль Шумахер отдаст лидерство своему партнеру по "Феррари", однако этого не произошло, потому что колумбиец буквально через минуту вернул себе вторую позицию. Резвость Рубенса, как оказалось позднее, объяснялась тактикой трех пит-стопов. В принципе она могла бы сработать, если бы он не застрял за Монтойей. Забегая вперед, скажем, что таким образом Рубенс лишился возможности отобрать титул вице-чемпиона у Дэвида Култхарда, который проехал всю дистанцию довольно ровно и финишировал в тройке призеров.

Тем временем на 5-м круге произошел довольно неприятный инцидент. Открытие нынешнего сезона — Кими Райкконен в первом повороте потерял управление, и его машину занесло. Следовавший за ним ветеран "Формулы-1" Жан Алези не смог увернуться от болида финна и со всего маху врезался в него. В итоге оба гонщика досрочно покинули дистанцию. Француз поинтересовался самочувствием Кими, пожал ему руку и побрел в сторону боксов, приветствуя зрителей, которых в этот день собралось на трассе около 150 тысяч. К сожалению, последняя гонка для ветерана "Формулы-1" закончилась так бесславно.

Победитель определился задолго до окончания заезда. Михаэль Шумахер уступал свое лидерство лишь на время дозаправок, после чего вновь возвращался на первое место. Только Хуан-Пабло Монтойя не соглашался с таким положением дел, однако ему пришлось довольствоваться второй ступенькой на подиуме. Так получилось, что три лидирующие команды поделили между собой все очки в гонке. И лишь Дженсону Баттону из "Бенеттона" удалось не отстать от них на круг, что говорит о неплохих перспективах этой обновленной команды на будущий сезон.

НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ ЗА ЧЕМПИОНАТ

2001 М.Шумахер Феррари 123
1992 Мэнселл Уильямс 108
2000 М.Шумахер Феррари 108
1995 М.Шумахер Бенеттон 102
1998 Хаккинен Макларен 100
1993 Прост Уильямс 99
1996 Д.Хилл Уильямс 97
1991 Сенна Макларен 96