Приобретение лыжных ботинок и покупка креплений тесно связаны. Собственно, одно подбирается под другое или наоборот. Однако начинать рекомендуем именно с креплений.

Лыжные крепления принципиально делятся на две группы: "75 мм" и SNS (еще маркируется NNN). Отличие здесь, как вы уже поняли, в способе соединения ботинок непосредственно с лыжами. "75 мм" считается более архаичным вариантом. Принцип заключается в наличии трех штырьков, под которые в подошве ботинка производителем делаются специальные отверстия. Функция - быть направляющими. А дополняет всю конструкцию специальная скоба с фиксирующим рычажком. В общем, вставил в этот полуовал свою обувку, щелкнул и поехал, как ездили профессионалы еще в 80-х годах прошлого столетия.

"Вставил-щелкнул-поехал" - принцип, использующийся и у SNS/NNN, но совершенно иначе. Здесь скоба - атрибут, находящийся непосредственно в носке ботинка. Сами крепления состоят только из фиксатора и направляющей, роль которой играет специальный продольный широкий желобок, как у SNS бренда Salomon, или два узких желобка, как у NNN от Rottefella. Эстетические и аэродинамические преимущества налицо. При этом сейчас для бегающих "коньком" появилась модификация SNS Pilot. Отличие в том, что на ботинке устанавливается две скобки — в носке и глубине подошвы, а на креплениях соответственно два фиксатора - для более жесткого сцепления с лыжей.

Исходя из этой классификации, выпускаются и конкретные модели ботинок. Попытка соединить подошву под "75 мм" с "саломонским" креплением заведомо обречена на провал. Это можно сравнить с экспериментами по запуску арбуза на Луну вручную. Стоит ли говорить, что "новое" зачастую стоит на порядок дороже "старого". Крепление-75 чешского производства в магазинах продается максимум за 150-170 рублей, а на специализированном рынке на улице Сайкина (м. "Автозаводская") и того меньше. А вот Salomon дешевле 30 долларов не стоит даже пытаться отыскать. То же самое в полной мере относится и к ботинкам. Хотя следует признать, что здесь конкуренция складывается для "раритетов" еще печальнее. Не всякий магазин занимается их реализацией - придется поискать. Но если повезет, натолкнетесь на приличные кожаные российские образцы по цене 350-400 рублей. Хотя кожа как главный конструкционный элемент - это тоже от времен ветхозаветных. Продвинутые бренды (кстати, те же самые, что производят и лыжи) и мировой лидер в этой сфере Salomon в лучшем случае допускают "натурал" в комбинацию, а в основном используют синтетические материалы. К таким ботинкам даже традиционные шерстяные носки становятся обузой, тепло и комфорт для ноги в них предусмотрены изначально. Зато и цена!

Нужно помнить и еще одно: ботинки следует подбирать под конкретный размер стопы, как кроссовки, и под определенный тип бега. Для "классики" предназначены низкие ботинки без специальной фиксации голеностопа. Наоборот, "коньковые" — высокие, со специальными пластинами, обеспечивающими боковую жесткость, и более твердой подошвой. Такая конструкция позволяет максимально эффективно передавать толчок от ноги к лыже, да и от возможных травм в определенной степени защищает. За счет этой "жесткости" коньковые ботинки и стоят в среднем на 20 долларов дороже своих классических аналогов.


КСТАТИ

Чтобы быть уверенным в западном происхождении лыжных ботинок, ориентируйтесь, что "родная фирма" начинается у "классических" в районе 100 долларов, соответственно у "коньковых" - в 120 USD.