В программе Олимпийских игр фигурное катание по традиции играет одну из главных ролей. Вот и на турнир фигуристов в Солт-Лейк-Сити билеты уже распроданы. Американцы придут поболеть за своих звезд. Но наши звезды еще ярче! Россияне, как и на двух предыдущих Олимпиадах, намерены бороться за золотые медали в трех из четырех видов программы. Правда, мы немножко сдали позиции в спортивных танцах на льду. Зато заметно прибавили одиночницы. Ирина Слуцкая или Мария Бутырская вполне могут рассчитывать на золото. В мужском одиночном катании наши надежды связаны с Евгением Плющенко и Алексеем Ягудиным, в парном — с Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе.

МУЖЧИНЫ НА ОЗЕРЕ

Фигурное катание дебютировало на летней Олимпиаде 1908 года в Лондоне. Как явствует из советской спортивной литературы, в мужском одиночном катании олимпийским чемпионом стал петербуржец Николай Панин-Коломенкин. Увы, в международных справочниках этот факт не зафиксирован, а победителем указан швед Ульрих Сальхов. Нет, это не ошибка. Попросту россиянин завоевал малое золото — в соревнованиях по отдельным элементам, но это не позволило ему в итоге войти даже в тройку призеров.

Мы, разумеется, придерживаемся выгодной для нас точки зрения, поэтому гордимся тремя своими олимпийскими чемпионами в мужском одиночном катании — Паниным-Коломенкиным, Алексеем Урмановым (победителем Олимпиады-94 в Лиллехаммере) и Ильей Куликом (победителем Олимпиады- 98 в Нагано).

Панин-Коломенкин прославился не только, как фигурист и организатор "юсуповского кружка" по своему любимому виду спорта. Он снискал популярность и как классный стрелок из пистолета и револьвера, выигрывал всяческие соревнования. И, по некоторым источникам, сотрудничал с ЧК.

Однако еще до него в Российской империи имелись титулованные фигуристы. В 1896 году Георг Сандерс и Николай Подусков заняли соответственно третье и четвертое места на первом чемпионате мира (он проводился в мужском одиночном катании) в Санкт-Петербурге. А чемпионом стал немец Гилберт Фухс.

Мужчины встали на коньки гораздо раньше женщин. В конце ХVII века они предпочитали этот вид "транспорта" всем остальным. Охотники из северных европейских государств скользили по замерзшим прудам и озерам в поисках добычи или таким образом добирались друг к другу в гости. Коньки изготовлялись из костей крупного рогатого скота и крепились к ботинкам толстыми бечевками.

Спустя два столетия начали пробиваться ростки современного фигурного катания. Родоначальником этого вида спорта признан американец Джексон Хейнз (1840 — 1875), который впервые использовал для своих программ музыкальное обрамление, ввел в практику прыжки и вращения.

Новинки подхватили в Англии, Австрии, Германии и России, где определилось два стиля: венский — с акцентом на изящное, элегантное катание в сочетании с рисковыми элементами и нордический, представители которого обожали скорость и сложные элементы. Аксель Полсен, Алоиз Лутц, Вернер Ритбергер и Ульрих Сальхов дали жизнь прыжкам, названным позже в их честь. Нынешнее поколение усложняет эти прыжки не только двумя и тремя оборотами, но и четырьмя. Вот и на ноябрьском этапе "Гран-при" в Санкт-Петербурге чемпион мира Евгений Плющенко замахнулся было на уникальный четверной лутц, но попытка оказалась неудачной.

ПИОНЕРЫ В ПРЫЖКАХ

Одиночники потихоньку осваивали ультра-си. В 1925 году австриец Карл Шафер, впоследствии двукратный олимпийский чемпион и семикратный чемпион мира, сделал прыжок в два оборота. Двукратному олимпийскому чемпиону, пятикратному чемпиону мира американцу Дику Баттону покорились двойной аксель (1948), двойной лутц и тройной ритбергер (1952). Автором четверного тулупа стал чех Йозеф Сабовчик на европейском первенстве 1986 года в Копенгагене. Но фанаты фигурного катания наверняка не забудут, как Александр Фадеев чуть было не выполнил этот суперэлемент на "мире"-83 в Хельсинки.

Норвежка Соня Хени, трехкратная олимпийская чемпионка (1928, 1932, 1936), щеголяла акселем. Тот же прыжок, но в три оборота принес победу японке Мидори Ито на чемпионате мира 1989 года в Париже. В середине семидесятых сложными мужскими прыжками Елена Водорезова производила фурор, но так и не смогла подняться на высшую ступень пьедестала на самых престижных турнирах. Ирина Слуцкая первой из советских и российских фигуристок выиграла чемпионат континента (София, 1996), а Мария Бутырская — чемпионат мира (Хельсинки, 1999).

ГРЕЗЫ ЛЮБВИ

Господство наших пар на олимпийской арене началось с победы Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова в Инсбруке в 1964 году. И продолжается до сих пор. А например, окно в Европу прорубили Нина и Станислав Жуки, завоевавшие серебряные медали на чемпионатах континента 1959 -1960 годов.

Ирина Роднина, любимая ученица Жука, десятикратная чемпионка мира (1969-78), трехкратная олимпийская чемпионка ( 1972, 1976, 1980), олицетворяла собой эпоху торжества отечественного парного катания. Впрочем, она, перешедшая в 1973 году к Татьяне Тарасовой и на протяжении многих лет признававшаяся в ненависти к экс-наставнику, так и осталась "продукцией" великого маэстро. Исповедовала сугубо атлетическую манеру катания — от элемента к элементу. Тарасова, творческая натура, так и не сумела научить Ирину актерскому мастерству.

Новаторами своего вида стали не Роднина и ее партнеры — Алексей Уланов и Александр Зайцев. Эти "титулы" по праву принадлежат двукратным олимпийским чемпионам (1964, 1968), четырехкратным чемпионам мира (1965-68) Белоусовой — Протопопову, эмигрировавшим в период застоя в Швейцарию и посему надолго преданным забвению на родине. Тем не менее именно питерские фигуристы разработали необычный стиль — любовный диалог на льду, который спустя тридцать лет смогли повторить Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Кроме того, Людмила Евгеньевна с Олегом Алексеевичем придумали четыре спирали — Любви, Жизни, Смерти и Космическую. Кстати, за спираль Смерти, тодес, фигуристы до сих пор "благодарят" чету Протопоповых, особенно тогда, когда допускают ошибки на этом сложнейшем элементе.

Белоусова — Протопопов совершили революцию своим показательным номером "Грезы любви" Ференца Листа. О том, как родилась эта программа, они вспоминают в своей книге "Золотые коньки с бриллиантами":

"Мы искали "Подмосковные вечера" Вэна Клайберна. Это было в 1959 году, все были в восторге от Вэна Клайберна, нам тоже очень понравился этот американский пианист. В один прекрасный день мы отправились в музыкальный магазин на Невском проспекте. Приветливая девушка быстро нашла необходимую пластинку. Мы внимательно прослушали ее: как будто то, что нам хотелось. Популярно. Звучно. И тонко. Можно поставить танец.

— А что на обратной стороне? — мы спросили просто так, из любопытства.

— "Грезы любви". Лист. Послушаете?

После первых же нот мы поняли, что нашли именно то, о чем думали все последнее время. Музыка захватила нас полностью. Она звучала в нас беспрерывно.

Через час мы уже были на катке, что на улице Лейтенанта Шмидта. Каток маленький - 16х16 метров. Уложить на нем рисунок трудно, почти невозможно. Но нас в тот день это только подзадоривало и еще больше заставляло работать фантазию.

Танец был поставлен за 10 минут".

В парном катании прогресс в сложности катания идет медленно. Лидеры международных соревнований россияне Елена Бережная с Антоном Сихарулидзе и канадцы Джеми Сэйл с Давидом Пеллетье больше внимания уделяют художественной стороне программ. Технические новшества приходят в основном из Китая — серебряные призеры чемпионатов мира Сюе Шэнь и Хонбо Чжао в этом сезоне отважились на четверную подкрутку.

ТАНЦЫ БЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Танцы на льду пополнили олимпийскую семью в 1976 году. К слову, в этой дисциплине наши танцоры проиграли только одну Олимпиаду — в Сараево-84, уступив англичанам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину.

Кто не помнит "Кумпарситу" Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, или "Умирающего лебедя" Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, или "Лезгинку" Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова, или, к примеру, "Болеро" Торвилл-Дина? А ведь в свое время некоторые из этих постановок вызывали неприятие и осуждение, поскольку казались судьям слишком смелыми.

Оксане Грищук с Евгением Платовым, в разное время работавшим с наставницами мирового класса — Натальей Дубовой, Натальей Линичук и Тарасовой — единственным в своей "номинации" удалось выиграть две Олимпиады — в Лиллехаммере и Нагано. И это при том, что спортсменов постоянно сопровождали трудности. Сперва — травмы партнера. Затем, в сезоне 1996/97, разрыв с Линичук. Именно тогда ребята решились на эксперимент, самостоятельно поставив восточный танец.

Сегодня дуэты отказываются от свежих идей, все немножко однотипны. Может, поэтому место лидеров вакантно. Победу в Солт-Лейк-Сити могут присудить как итальянцам Барбаре Фузар-Поли — Маурицио Маргальо, так и Марине Анисиной — Гвендалю Пейзера из Франции. Думается, вернись Грищук — Платов из профессионалов в любители (ИСУ узаконил такое возвращение), они бы выиграли, поскольку их уровень пока что остался непревзойденным. Но знаменитые спортсмены рассорились. Летом 1998 года их альянс распался. Платов теперь выступает в паре с Майей Усовой, а Грищук "затерялась" во второразрядных шоу.


НАША СПРАВКА

Международный союз конькобежцев (ИСУ) был основан в июле 1892 г. в Шевенингене (Нидерланды). Несмотря на то, что чемпионаты Европы по фигурному катанию среди мужчин проводились ежегодно с 1891 г., еще четыре года результаты соревнований считались неофициальными, так как скандинавская и центрально-европейская группировки чиновников не могли прийти к единой системе подсчета очков. В 1895 г. на своем конгрессе "исушники" приняли решение провести первый мужской чемпионат мира в Санкт-Петербурге в 1896 г., так как питерский Клуб конькобежного спорта входил в состав ИСУ с 1893 г. и был его активным участником. Мировое первенство среди женщин дебютировало в 1906 г. в Давосе. Но любопытно, что в порядке исключения на чемпионате мира 1902 г. в Лондоне разрешили выступить представительнице слабого пола — англичанке Мэдж Сиерз, которая заняла второе место, уступив лишь шведу Ульриху Сальхову, впоследствии олимпийскому чемпиону и десятикратному чемпиону мира. Спортивные пары включились в чемпионаты мира в 1908 г. в Санкт-Петербурге, а танцевальные дуэты — в 1952 г. в Париже.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Панин-Коломенкин (настоящая фамилия Коломенкин) Николай Александрович (1871/72 — 1956), российский спортсмен, кандидат педагогических наук (1938), заслуженный мастер спорта (1940). Единственный в Российской империи обладатель золотой медали (1908) и шестикратный чемпион России (1902 — 1907) по фигурному катанию; многократный чемпион страны ( 1906 — 1917) и победитель Всесоюзной спартакиады (1928) в стрельбе из пистолета и боевого револьвера.

дословно...

Евгений Плющенко, чемпион мира в мужском одиночном катании:

— В этом сезоне я ни разу не выступал с новой произвольной программой. Собирался представить ее на этапе "Гран-при" в Питере, но раздумал, сосредоточившись на уникальном прыжке — лутце в четыре оборота. Правда, он мне не удался, но я не огорчаюсь, это только одна из первых попыток.