Как начинающий автолюбитель никогда не купит себе спортивный "Порш", предпочтя учиться на каких-нибудь простеньких "Жигулях", так и приступающему к освоению горнолыжных склонов надо объективно рассчитывать свои силы. Аналогия здесь полная, дилетанту в равной мере грозит угробиться на формулическом болиде и на Volkl P50 F1energY или Rossignol T-Power 9X PPS. Исходя из этих соображений, производители и делят свои модельные ряды на четыре условные категории: для профи, экспертов катания, совершенствующихся и любителей. Высший класс - это наиболее сложные и узкоспециализированные по задачам и стилям катания конструкции, которые порой не прощают даже малейшей ошибки. Более универсальна экипировка для "экспертов", но технологические решения, применяемые при ее производстве, также весьма строгие экзаменаторы для лыжника. Два нижних класса рассчитаны на простых смертных, которых абсолютное большинство. И градация здесь обусловлена лишь степенью требовательности владельца к своей амуниции. Кроме того, подразумевается: откатавшись на любительских лыжах 2-3 сезона, их счастливый обладатель становится таким специалистом, что должен переходить в следующую группу - совершенствующих. Соответственно экипировка ему потребуется уже новая. Потому закладывается и запас прочности, тогда как спортивные модели у профи зачастую изнашиваются гораздо быстрее.

Проследив тенденции последних лет в "лыжестроении", нетрудно обнаружить, что "карвинг" чуть ли не окончательно вытеснил традиционную "классику". Во всяком случае, прочно задвинул ее на второй план. Речь идет о геометрии лыж - соотношении размеров носка, талии - места расположения креплений и задника. В классических конструкциях еще можно обнаружить некое подобие пропорций. Карвинговые же отличаются более широкими в сравнении с талией, носком и задником. Подобная геометрия существенно облегчает катающемуся проблему закладывания виражей, и чем более велика разница в пропорциях, тем более резкими выходят они на склонах. Но опять-таки на подобные пируэты трудно отважиться с первых же дней своего пребывания на трассах. Посему экстремальная геометрия Salomon X-Scream 9 103-66-93 (в мм. - Авт.) более подойдет продвинутым катальщикам, а К2 Escape 2500 со своими немного похожими на предыдущий образец 103-70-93 - предназначена для начинающих, стремящихся усовершенствовать собственную технику.

В целом же существует несколько наиболее общих параметров, на которые следует обращать внимание при покупке лыж.

Ширина талии. Определяет поведение лыж в конкретных условиях. Более узкие - 65 мм и меньше - оптимальны для жесткого снега, широкие - от 72 мм - для глубокого снега. Так что если не предполагаете покупать по комплекту для каждого каприза погоды, то смело останавливайтесь на золотой середине. Тем более актуален этот совет для новичков.

Боковой вырез. Разница между краями: талии и наиболее широкого места - носка. Как уже было сказано, от этого зависит крутость выписываемых лыжником виражей. У навороченных экстремалов разница достигает 25 мм, но начинающим разумнее остановиться на умеренных 7-8 мм. С ними больше шансов сохранить здоровье до тех времен, пока не почувствуете себя профессионалом.

Длина. Определяет устойчивость лыж на склоне. Продавцы, рекламируя новые технологии в своих товарах, будут настаивать, что выбор - дело сугубо индивидуальное для каждой модели. Отчасти это действительно так, ныне за счет внутренней матчасти и большей ширины нормально ведут себя и более короткие лыжи. И все-таки выбирать следует исходя из собственной массы, а также уровня требований, предъявляемых к лыжам. Более подробно технология выбора длины представлена в нашей таблице.

Жесткость. Важная характеристика, обусловливающая поведение лыж на снегу и легкость управления ими. При выборе учитывается вес лыжника, отчасти рост, а также степень владения навыками катания. Но в наиболее общем виде рекомендация выглядит так: "мягкие" - для начинающих, "жесткие" — для бывалых.

Прогиб. Дуга, образуемая лыжей, лежащей на плоскости. Функции - влияет на мягкость лыжи и гашение вибрации. Чем больше такой прогиб, тем более уверенное поведение конструкции во время спуска. И наоборот, если таковой вообще отсутствует, то необходимо озаботиться покупкой другой модели.

Цены на определенные модели лыж зависят от их класса. Разумеется, супернавороченные для суперпрофи по стоимости сильно отличаются в большую сторону от комплектов, предназначенных для начинающих лыжников. Например, любительские Volkl V1 Carver оцениваются в 189 USD, тогда как профессиональные Salomon Crossmax 10 Pilot тянут уже на 820 долларов. Принципиально сэкономить можно, если не гнаться за модными моделями, нового сезона. Прошлогодние, которые также богато представлены в магазинах, и тем более на рынках, продаются со скидкой до 50%. Так любительский Dynastar, представленный для сезона 2000 года встречается в магазинах за 3,5 тысячи рублей. Такой же Kneissl на рынке свободно купишь за 100-120 долларов, Head - за 150 USD, а Fischer - за 140 USD.

Точно в такой же степени актуален совет: покупать прошлогоднее и при выборе креплений с ботинками. Визуально, в большинстве случаев, отличить "старину" от ультрасовременного может только завзятый горнолыжный модник. Ну а по качеству для начинающего вообще не существует никакой разницы. Может, будет поменьше наворотов, которые не знатоку и так оценить трудно, зато собственный кошелек от полной дистрофии убережете.


НА ЗАМЕТКУ

В первые посленовогодние дни стоимость горнолыжных туров за границу снижается. И начинает вновь расти со второй половины января, чтобы достичь своего пика к окончанию зимы, а затем вновь пойти на убыль. Сейчас недельные путевки на начало февраля на одного человека продаются на горнолыжные курорты: Италии - за 521-846 долларов, Австрии - от 753 до 945 долларов, Андорры — 545-588 USD, Франции — 689-781 USD. Цены на отели класса "3 звезды".

"Карвинг" происходит от английского to carve — вырезать, подрезать (резать по дереву, нарезать мясо, гравировать, выгравировать). В международном горнолыжном лексиконе обозначает серию крутых поворотов, которые совершает лыжник на трассе. Современные конструкции карвинговых лыж позволяют совершать резаный поворот по кругу на 360 градусов и фактически, используя инерцию разогнавшегося лыжника, двигаться обратно в гору.