Вслед за новичком "Формулы-1" "Тойотой" в британском Брэкли свою презентацию провела команда "БАР". Главным лейтмотивом прошедшего действа стала отставка руководителя команды Крэйга Поллока. Это известие настолько поразило "формулическую" общественность, что никто теперь не удивится, если в ближайшее время эту конюшню покинет и главный символ "БАРа" канадец Жак Вильнев.

Переход накануне сезона-99 чемпиона мира Жака Вильнева в "БАР" многие расценили как авантюру. Еще бы! Ведь канадец покидал пусть и испытывающую некоторые трудности, но зато видавшую виды конюшню "Уильямс". Зато переходил он в только что созданную команду, да к тому же и руководимую неискушенным в "формулических" делах Крэйгом Поллоком.

Объяснение этому шагу крылось в нескольких причинах. Во-первых, Поллок был близким другом Вильнева. Они познакомились на одном из горнолыжных курортов, где Крэйг обучал желающих азам спуска со снежных склонов, и с тех пор стали тесно сотрудничать. Во-вторых, в "БАРе" Вильнев не только стал топ-пилотом, но еще и одним из держателей акций, а это подразумевало под собой ту свободу, которой Жаку так не хватало в предыдущие годы. В-третьих, все-таки "БАР" создавался не на пустом месте, а на основе выкупленных активов некогда знаменитой конюшни Кена Тиррелла. Плюс к этому новой команде достался двигатель "Супертек" — пускай и переделанный, но все же "Рено" — третий по количеству выигранных "Гран-при" мотор за всю историю "Формулы-1" после "Форда" и "Феррари".

Не стоит забывать и еще об одном аспекте — повышенной амбициозности молодого канадца. Ему, выигравшему чемпионский титул уже на второй год своего пребывания в "Формуле-1", хотелось большего, а именно — поднять новую конюшню буквально с нуля до заоблачных высот.

Однако на этом все приятные моменты для Жака закончились. Начались суровые будни. За первый сезон команда вообще записала себе "баранку" — ни одного очка в 16 гонках. Дальше ситуация чуть улучшилась - Жак за 34 гонки 2000 и 2001 годов дважды поднимался на нижнюю ступеньку подиума и завоевал 29 очков, оба раза становясь 7-м гонщиком по итогам чемпионата. Но что означают седьмые места для спортсмена, познавшего вкус больших побед?

Многие специалисты "Формулы-1" удивлялись: что заставляло одного из самых быстрых гонщиков современности Жака Вильнева раз за разом продлевать контракт с командой-середнячком? И тут же находили единственный ответ — дружба с Поллоком, а также многомиллионный контракт, больше ничего. Ни о какой реализации чемпионских амбиций речи тут не шло.

Почему же ушел Крейг Поллок? Ведь, несмотря на отсутствие высоких результатов, команда твердо заняла место крепкого середнячка, к тому же и основная причина тяжбы с командой "Джордан" — двигатель "Хонда" — остался во владении "БАРа". Как было заявлено на презентации команды, японские моторостроители продлили свои взаимоотношения с "баровцами" еще на три сезона.

Причиной своей отставки сам Поллок назвал желание "заняться реализацией других проектов": "Я горд тем, чего сумел достигнуть "БАР" за три года своего существования. Я верю, что фундамент, который мы заложили, поможет команде в будущем достигнуть успеха. Мне было удивительно легко работать в команде все это время, и я желаю ей успеха. Что до меня, то, думаю, настало время попробовать свои силы в чем-то новом". Многие обозреватели тут же заподозрили, что Крэйг "навострил лыжи" в сторону "Рено", ведь в пору выступления Жака Вильнева за "Уильямс-Рено", Поллок был личным менеджером канадца, и у него сложились очень хорошие отношения с представителями французского автоконцерна. Как известно, с сезона-2002 "Бенеттон-Рено" превращается в "Рено", то есть эта конюшня сама будет и производить шасси, и создавать двигатели. По некоторым слухам, французов на посту руководителя команды не устраивает фигура Флавио Бриаторе. Впрочем, как разрешится вариант с заменой Поллок - Бриаторе, покажет время, а пока в "БАРе" прошла презентация нового болида "БАР 004", а также всего гоночного и вспомогательного состава конюшни.

Как и ожидалось, преемником Крэйга Поллока стал 49-летний валлиец Дэвид Ричардс, который ездил штурманом у знаменитого финского раллиста Ари Ватанена. Впоследствии он сам занимался проведением чемпионатов мира по ралли, а в 1997-1998 годах был исполнительным директором "Бенеттона". Есть подозрения, что Ричардс сразу примется за дело и сократит "непомерно большую зарплату" Жаку Вильневу, который получает в несколько раз больше, чем второй пилот конюшни француз Оливье Панис, ничуть не уступающий канадцу в скорости. Подобный шаг может привести к скорому уходу Вильнева из "БАРа".

Сам Жак не был готов комментировать отставку Поллока, отделываясь общими фразами: "У меня не было времени, чтобы отреагировать на это известие. Нам было трудно в предыдущие три года, но наметились перемены, которые не дали завершить. Это я не могу понять. Только время покажет, верным ли было это решение".

На вопрос, уйдет ли Вильнев вслед за Поллоком, канадец ответил: "Если бы я мог просто уйти, я, наверное, так бы и сделал. Но у меня контракт, и я должен его выполнять. Я не хочу подвести всех тех, кто работает со мной".

Возможно, настроение Вильневу поднимет главный конструктор "БАРа" Малькольм Оустлер, который сообщил, что шасси "БАР 004" абсолютно новое, и в его дизайне совершенно исключен даже налет неудачной прошлогодней модели: "Рано или поздно возникнет момент, когда нужно порвать прежние чертежи и начать все с чистого листа. Думаю, модель 004 заслужит всеобщее признание".

Помимо основных пилотов "БАРа" Жака Вильнева и Оливье Паниса на вечере в Брэкли была представлена четверка гонщиков-испытателей команды: Энтони Дэвидсон, Рио Фукуда, Патрик Лемарье и хорошо знакомый российским поклонникам автоспорта пилот "Формулы-3000" Даррен Мэннинг, выступавший за команду "Арден Россия".

Пытаясь поднять боевой дух своей команды, ее новый руководитель Дэвид Ричардс заявил: "Двадцать лет назад я, будучи штурманом, стал чемпионом мира, в то время Жан Тодт был всего лишь вторым. Надеюсь, мне удастся оставить его за спиной и на новой должности".

Расписание ближайших презентаций команд "Формулы-1"

Ягуар 4 января
Заубер 25 января
Рено 27 января
Феррари 1 февраля

Примечание. Команды "Макларен", "Уильямс", "Джордан", "Прост", "Эрроуз" и "Минарди" еще не определили даты своих представлений.