ПРОЩАЛЬНЫЙ МАТЧ "ТОРИНО"

К счастью, "Реал" и "Рейнджерс" не составили компанию "Торино", который положил 4 мая 1949 года начало печальному списку команд, потерпевших воздушное крушение. В тот момент это была одна из самых великих команд в истории итальянского футбола.

"Торино" возвращался домой после товарищеской игры в Лиссабоне. На подлете к Турину густой туман сыграл с пилотом злую шутку, стоившую в итоге жизни и ему, и всем, кто находился на борту: из-за плохой видимости он неверно определил расстояние до земли, и самолет врезался в церковный шпиль на одном из холмов, окружающих город, — Суперга. Это был день величайшего траура для всей Италии: погибли 18 игроков, десять из которых входили в состав "скуадры адзурры", все руководство команды, три очень известных журналиста и пять членов экипажа — всего 31 человек.

Страна испытала шок: "Торино" — команда, доминировавшая в Италии в течение всех послевоенных лет. В тот момент она находилась в шаге от завоевания своего пятого подряд чемпионского титула! Под руководством венгерского тренера Эгри Эрбштейна туринцы освоили тактику "дубль-вэ", все еще отвергаемую наставником сборной.

По иронии судьбы, поездка "Торино" в Лиссабон, где они проиграли 2:3 "Бенфике", была просто жестом доброй воли. Феррейра, игрок "Бенфики" и большой друг Валентино Маццолы, капитана "скуадры гранаты" и сборной Италии, переживал волнительный момент. Это был его прощальный матч.

Маццола погиб в авиакатастрофе, как и его товарищ, полузащитник Эдзио Лоик, перешедший вместе с ним в "Торино" из "Венеции", где они и сделали себе имя. Учитывая, что больше полсостава "Торино" составлял цвет национальной сборной, можно сказать, что вместе с тем самолетом разбились многие надежды и амбиции итальянского футбола.

В вечер катастрофы итальянский парламент и сенат отложили свои заседания в знак скорби. Люди выходили на улицы больших и малых городов по всей Италии, чтобы продемонстрировать любовь к погибшим и выразить поддержку. Соболезнования приходили со всего мира. На другой день не менее десяти тысяч машин собрались у холма Суперга — это было настоящее паломничество.

На момент несчастья "Торино" лидировал в чемпионате с отрывом в четыре очка. И по просьбе пяти клубов — "Интера", "Милана", "Падовы", "Палермо" и "Венеции" — чемпионский титул был отдан ему досрочно. И это был не единственный по-настоящему спортивный жест: было решено, что в четырех оставшихся играх против "Торино" на поле выйдут молодежные составы команд-соперниц. Все эти матчи "Торино" выиграл.

… Время лечит любые раны. Однако пожилые болельщики "Торино" до сих пор считают, что в истории клуба больше не было такого блестящего инсайда, как Валентино Маццола. "Скуадра граната" выиграла свой следующий чемпионский титул только в 1976 году, и с тех пор "золотые времена" для этого клуба больше не повторялись, а потом он и вовсе скатился в серию В.

Клубу всегда было трудно выдерживать конкуренцию с "Ювентусом", точнее — с миллионами Аньелли. "Эпоха "Торино" умерла на Суперге вместе с самыми славными ее игроками. Эпитафией для них можно считать слова Поццо: "Их следовало бы похоронить рядом друг с другом. Так они продолжали бы оставаться все вместе, точно так, как они жили вместе, побеждали вместе и умерли вместе. Они продолжали бы составлять одну команду даже после жизни. Это было бы более естественным, да и людям легче было бы помнить их всех как единое целое, когда они вспоминают об этой величайшей трагедии в истории футбола".

"МЮ", ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА

Следующей командой, пережившей авиакатастрофу, довелось стать "Манчестер Юнайтед". Это случилось 6 февраля 1958 года. Футболисты "МЮ" возвращались из Белграда, где успешно выступили в ответном матче Кубка чемпионов против "Црвены Звезды" (3:3), обеспечив себе выход в полуфинал. В аэропорту Мюнхена, где англичане совершили промежуточную посадку, стояла отвратительная погода. Дважды самолет безуспешно пытался взлететь, а когда с третьей попытки это сделать удалось, набранная скорость оказалась все же недостаточной, и машина врезалась в здание. Выживших и погибших оказалось примерно поровну. Восемь футболистов лишились жизней (многие из них привлекались в сборную Англии, а Томми Тэйлор и Данкан Эдвардс даже считались ее лидерами). Особенно горевала Англия по Эдвардсу. Он уже в 16 лет не оставлял сомнений в своем блестящем будущем. Отделался переломами и выжил другой юный талант — 19-летний Бобби Чарльтон. Ему пришлось возрождать "Манчестер Юнайтед" из пепла.

Вообще "МЮ" конца 50-х годов, несмотря на то что к моменту катастрофы он дважды подряд становился чемпионом Англии, состоял в основном из молодых игроков и считался командой-надеждой. Возможно, "Красным дьяволам" удалось бы составить конкуренцию мадридскому "Реалу" и не позволить так надолго затянуться гегемонии королевского клуба на европейской арене.

Но это, конечно, всего лишь предположения. Новые, гораздо более высокие успехи к манкунианцам пришли в 10-ю годовщину мюнхенской трагедии: они сумели победить в финале Кубка чемпионов "Бенфику" — 4:1. И здесь нельзя не упомянуть о той роли, которую сыграл Матт Басби — многолетний наставник "МЮ". В Мюнхене он получил тяжелейшие травмы, чудом выжил, но затем, возвратясь к тренерской деятельности, по крупицам создал новый "Манчестер Юнайтед", где наряду с уже зрелым Бобби Чарльтоном появились и засверкали новые звезды — Денис Лоу и Джордж Бест.

Басби еще долгое время после Мюнхена страдал от аэрофобии. Он много лет путешествовал исключительно наземным или водным транспортом, но однажды, когда нужно было добраться в Роттердам на встречу с "Фейеноордом", страх все же был побежден. Вместе с администратором команды Луи Эдвардсом (однофамильцем Данкана) он отважился взять билет на самолет. Правда, перед рейсом им потребовалось как следует "принять" для храбрости.

НЕСЧАСТЬЕ "ПАХТАКОРА"

Третьей в списке команд, переживших авиакатастрофу, стоит вторая сборная Дании. 16 июля 1960 года при приземлении в аэропорту города Каструп погибли восемь ее футболистов.

А затем последовала целая серия происшествий в Андах. Почему-то этот горный массив стал в 60-е годы настоящим кладбищем команд.

3 апреля 1961 года команда первого чилийского дивизиона "Грин Кросс" из Сантьяго, возвращаясь с игры в Осорно, разбилась в высокогорье Лас-Ластимас. 6 февраля 1965-го та же участь постигла любительский клуб третьего дивизиона первенства Чили. Анды стали последним прибежищем и наиболее популярной боливийской команды "Стронгест" ("Сильнейшие"). Катастрофа, в которой погибли все 19 находившихся на борту игроков, произошла 26 сентября 1969 года. До Ла-Паса, куда команда возвращалась после игры в Санта-Крусе, оставалось всего 72 километра.

Последний день 1970 года стал черной датой в истории алжирского любительского клуба "Эйр Ликвид". В канун праздника руководители клуба в знак благодарности игрокам за преданность и службу устроили тур в Испанию на товарищеский матч. Однако провести его было не суждено: самолет до места назначения не долетел.

13 декабря 1979 года стал последним днем для 17 футболистов ташкентского "Пахтакора", в том числе двух игроков сборной СССР — полузащитника Михаила Ана и нападающего Владимира Федорова. Причиной катастрофы, которая произошла в небе близ Днепропетровска, стала ошибка авиадиспетчера. Нелепейшим образом два лайнера столкнулись друг с другом на многокилометровой высоте.

В рубашке родился привлекавшийся в молодежную сборную Василис Хадзипанагис, который несколько ранее эмигрировал вместе с семьей на историческую родину. Там, в Греции, он еще много лет играл в футбол и даже признавался лучшим, вот только за сборную Эллады выступать не мог, поскольку был заигран за Советский Союз.

В еще большей степени повезло другому игроку, который на момент трагедии входил в основной состав команды, но в ту поездку по какой-то причине включен не был. Его фамилия … Могильный.


ЛЮБОПЫТНО

ОТКУДА АЭРОФОБИЯ У БЕРГКАМПА?

7 июня 1989 года в суринамской столице Парамарибо потерпел катастрофу авиалайнер из Амстердама, на котором находились 23 голландских футболиста суринамского происхождения. Первоначально предполагалось, что известные футболисты "оранжевых" Рийкаард с Гуллитом, чьи корни, как известно, находятся в Суринаме, должны были лететь этим рейсом. Однако в последний момент звезды изменили свое решение - и спасли себе жизнь. Эта трагедия настолько потрясла делающего первые шаги в большом футболе Денниса Бергкампа, что он до сих пор упорно отказывается пользоваться услугами авиалиний.