Если бы еще пару лет назад меня спросили о любимом занятии, то, ни секунды не задумываясь, назвал своей страстью гонки на снегоходах. Я вообще был, наверное, первый в Москве, кто в свое время обзавелся такой машиной. Было это еще лет тринадцать назад, когда мы впервые поселились на загородной даче и из Рыбинска я привез в одном грузовике сразу три "Бурана". Как сейчас помню, стоили они тогда 7 тысяч рублей - безумные деньги. А самое главное - никто не понимал, что это вообще такое и зачем нужно. Постепенно начал читать по теме заграничные журналы, узнал, что, оказывается, существуют еще и "бомбардье", "ямахи" и много других разных. Это сейчас кажется, что вокруг нас они были всегда, а тогда приходилось все в полном смысле открывать для себя. Чуть позже жена вместе с Олегом Табаковым — делала спектакль в Хельсинки и оттуда привезла мне настоящую "Ямаху" — замечательную машину черного цвета. Гонял на ней с огромным удовольствием. Еще через пару лет друзья мне подарили синюю гоночную "Ямаху" на день рождения. Так что снегоходов у меня набралось на небольшую коллекцию. Но после серии трагедий, которые произошли со знакомыми мне людьми, я стал резким противником этого спорта, и все имевшиеся машины просто раздал. Последнюю подарил прошедшим летом.

Было время, когда мы катались на снегоходах со своим ближайшим другом Сашей Иншаковым по Москве-реке. Вообще одни, как ветер в поле. Это было здорово: простор, свобода, вольный ветер. Но со временем здесь все застроили и, как вы понимаете, гонять стало проблематично. Из-за этого люди и гибнут - никто не знает, что там торчит под снегом. Здесь же не Финляндия, где специальные следопыты прокладывают и укатывают трассы, на которых после этого пылинки не обнаружишь. Опять же на снегоходы садятся совершенно неподготовленные люди, которые становятся просто бедствием для всех остальных. Вот и я три года назад руку себе сломал из-за одного козла. Тот начал разворачиваться, не глядя по сторонам, а я сзади на полной скорости - не увернуться - въехал в него. Кисть осталась висеть на одной коже, а этот "водитель" даже синяка не получил. После же гибели Марины Левтовой, которая вообще была не виновата в аварии, во мне будто что-то сломалось. А события нынешнего года еще более укрепили в этом мнении. Так что от меня теперь можно услышать только антирекламу снегоходам. Это вообще машина, которая требует к себе очень ответственного отношения. А потому ни в какой форме, нигде непригодна для использования в России. В Подмосковье уж совершенно точно.

На снегоходе можно ездить либо со скоростью 5-7 км в час по какой-то неизвестной местности - удовольствие ниже среднего, либо гнать, но только по абсолютно знакомой трассе - и это кайф. Соответственно для России правило звучит так: сначала пройдите путь на малой скорости, потом еще раз, увеличив обороты до 50 км/час, и только на третий гоните в полную, но только по собственному следу. Но даже это еще не исчерпывающая гарантия. Конечно, мало найдется желающих кататься именно так, но все остальные - потенциальные смертники. А я таким быть не хочу. Поэтому для себя теперь выбираю более спокойные увлечения - например, горные лыжи.