Как известно, итальянцев хлебом не корми, дай лишь поболеть за родную "Феррари". И даже иностранцы, облачаясь в алый комбинезон, сразу же становятся "своими". А вот жители туманного Альбиона, имея несколько потенциальных объектов поклонения - "Уильямс", "Макларен", "Джордан" или "Ягуар", выбирают в качестве кумира именно гонщиков- земляков. Сегодня в "королевских гонках" участвуют четыре британских пилота - Дэвид Култхард, Эдди Ирвайн, Джонни Херберт и Дженсон Баттон. Каждый из них мечтает о славе Мэнселла или Ханта, и кто знает, не подарит ли нынешний сезон нового "героя Британии"?

Дэвид Култхард

Что и говорить, шотландцу из всех британских пилотов больше всех повезло и с командой, и с машиной. Все прекрасно понимают: только при условии, что возникнут проблемы у гонщиков "Макларена" и "Феррари", остальные команды могут рассчитывать на успех. Дэвид Култхард не раз заявлял, что вырос из роли "вечно второго" и готов бросить вызов Михаэлю Шумахеру и Мике Хаккинену. А вот вечный оппонент Култхарда ирландец Эдди Ирвайн скептически смотрит на шансы второго пилота "Макларена" завоевать титул: "Дэвид в начале каждого сезона говорит, что намерен выиграть чемпионат, но дальше слов дело не идет. Хаккинен как был быстрее него, так и остается до сих пор. Кроме того, только из-за непомерных амбиций Култхарда "Макларен" в прошлом сезоне потерял Кубок конструкторов".

Но шотландец не унывает и надеется в Сильверстоуне повторить прошлогодний успех, когда он в отсутствие выбывших из борьбы Хаккинена и Шумахера сумел подарить соотечественникам прекрасную победу. "Просто великолепно было бы выиграть "Гран-при Великобритании" второй раз подряд. Если кто-то думает, что я стану помогать Мике бороться с Михаэлем, он ошибается. Я тоже мечтаю о титуле. Конечно, сейчас у меня в активе только четыре очка, но впереди длинный путь... Мне остается лишь концентрироваться на гонках и стараться быть как можно быстрее". Все бы ничего, только вызывает удивление настойчивое желание шотландца переключить внимание своих соотечественников с юного Дженсона Баттона на собственную персону . Порой Култхард напоминает маленького мальчика, который ревнует родителей к младшему брату. "Похоже, про меня в Великобритании все забыли. Только и говорят о Баттоне и победе "Феррари"! Конечно, это не имеет большого значения для меня. Я должен хорошо делать свое дело, а мои самые преданные болельщики и без всякого призыва придут поддержать меня".

Эдди Ирвайн

После весьма бурного прошлого сезона, когда имя Эдди не сходило с первых полос газет, сегодня страсти вокруг ирландца несколько поутихли. Это неудивительно: ведь, покинув надежную и стабильную "Феррари", Ирвайн перешел в "Ягуар", который только-только обкатывает новый болид. И тем не менее многие специалисты "Формулы-1" ждут от конюшни Ирвайна первых очков уже в ближайших гонках. Тем более что, по словам Эдди, обстановка в его новой команде разительно отличается от атмосферы, которая царила в "Феррари". "Та скрупулезность, с которой работают в Скудерии, частично виновата в отсутствии гоночного духа. Безусловно, Росс Браун - блестящий стратег, но он так тщательно планирует все для первых, вторых, третьих кругов дистанции, что порой становится скучно. Это не мозг, а компьютер. Жаль, что из современных гонок ушли романтика, загадка и импровизация".

Свои шансы в Сильверстоуне Ирвайн расценивает и оптимистично, и реалистично одновременно. "Хорошее и быстрое начало должно гарантировать отличный финиш. Старт крайне важен на этой трассе. Если вы квалифицируетесь в семерке, вполне реально приехать в очках. Но на большее я, естественно, не рассчитываю, если, конечно, не пойдет дождь или не случится какая-нибудь заваруха". Вообще, по мнению Ирвайна, для "Ягуара" очень важен этот этап - здесь впервые команда представит перед своими поклонниками болид традиционного для Британии зеленого цвета. Будем надеяться, что дебютный сезон для британской конюшни сложится гораздо лучше, чем это было в прошлом году у команды "БАР", так и не получившей ни одного очка.

Джонни Херберт

Однако едва ли Эдди сможет вытянуть все один, если его напарник Джонни Херберт наконец "не поедет". Как говорит Ирвайн, он не может понять, что происходит с англичанином, ведь в межсезонье Джонни "летал по трассам как на истребителе", а сейчас "ползет как черепаха". "Если Херберт и дальше будет квалифицироваться 17-м или 20-м, мы не сможет составить конкуренцию не только "Джордану", но и "Минарди". Правда, надо отдать должное Джонни, и в прошлом году в первой половине сезона он постоянно проигрывал своему партнеру Рубенсу Баррикелло, но, как говорится в русской пословице, долго запрягая, потом он быстро поехал, выиграв "Гран-при Европы". Кстати, тот успех на "Нюрбургринге" состоялся в дождливую погоду, и сейчас Херберт надеется, что в воскресенье в Сильверстоуне будет такая же погода. У Джонни в карьере пока было всего три победы, и самая первая из них, кстати, произошла в 1995 году, как раз на "Гран-при Великобритании". "Я принадлежу к тем, кто никогда не сдается, - говорит 35-летний англичанин. - Финиш на трассе Имолы придал мне уверенность. Я по-прежнему считаю, что могу бороться за место в шестерке, ничуть не уступая Эдди Ирвайну". Надо сказать, что Херберт и Ирвайн - полные противоположности. Эдди - искатель приключений, ненавидящий рутину и тихую размеренную жизнь. А вот Джонни - примерный семьянин, который с удовольствием проводит вечера в кругу жены и детей. "Для многих отводить детей в школу - это повинность, а я от каждой минуты общения с домочадцами получаю истинное удовольствие".

Может так статься, что в скором времени Херберт станет проводить с семьей больше времени, чем ему хочется... Место в "Ягуаре" под ним сильно шатается, и пилот уже строит планы на будущее. "Если это действительно мой последний "Гран-при Великобритании" в "Формуле-1", я продолжу выступать в других чемпионатах. Возможно, уеду в США, как это сделал когда-то Найджел Мэнселл".

Дженсон Баттон

В Великобритании сегодня царит "Баттономания". 20-летний англичанин Дженсон Баттон заставил чопорных соотечественников вновь обратить внимание на "королевские гонки". Может, такой повышенный интерес к молодому пилоту объясняется тем, что другие британские гонщики уже разочаровали поклонников автоспорта, а может, потому, что приход Дженсона в "Формулу-1" сопровождался шумными комментариями как "за", так и "против" юного дарования. Критики в один голос утверждали, что 20 лет - это не совсем подходящий возраст для дебюта в таком опасном виде спорта, как "Формула-1". Мика Сало, например, предостерегая Баттона, сказал: "Одно дело - тестировать машину, когда ты один на трассе, и другое дело - гонка, где кроме тебя есть еще 21 болид. Одно неверное движение, и ты покалечишь и себя, и еще кого-нибудь".

Не обращая внимания на советы и предупреждения, Фрэнк Уильямс и Герхард Бергер продолжали готовить Баттона к дебюту. И вот прошли уже три гонки, и можно констатировать, что Дженсон ни в одной из них не явился причиной сколько-нибудь серьезной аварии. Более того, благодаря дисквалификации Култхарда на "Гран-при Бразилии" англичанин стал самым молодым пилотом "Формулы-1", получившим очки. Предстоящая гонка на трассе Сильверстоуна должна еще больше упрочить позиции Баттона в "королевских гонках". "Неплохо было бы квалифицироваться в первой десятке. Тогда все британцы будут болеть только за меня, - смеется Баттон. - Но если серьезно, я не хочу, чтобы меня называли "вторым Мэнселлом или Хиллом". Я мечтаю о том, чтобы меня запомнили как Дженсона Баттона!" А пока Дженсон скорее похож на обыкновенного мальчишку, который с восторгом рассказывает о том, как он взял автограф у "самого Михаэля!" и нуждается в опеке отца, так как в Великобритании машину напрокат разрешается брать лицам старше 21-го года. Симпатичная мордашка, несомненно, привлечет к Баттону внимание его сверстников, поэтому мало кто сомневается, что новый стиль одежды "Баттон колекшн", который был представлен в Лондоне накануне "Гран-при Великобритании", будет пользоваться на туманном Альбионе успехом.

ПИЛОТЫ-БРИТАНЦЫ

2. Дэвид КУЛТХАРД

Команда: "Макларен-Мерседес".

Место рождения: Твинхольм, Шотландия (Великобритания).

Дата рождения: 27.03.1971.

Дебют в "Формуле-1": "Гран-при Испании" (29.05.1994).

В команде "Макларен": с 1996 г.

Предыдущие команды: "Уильямс" (1994-1995).

Лучшее достижение: 3-е место в чемпионате (1995, 1997, 1998).

Провел 93 гонки: 6 побед, 8 поул-позишн, 11 быстрых кругов, 225 очков.

7. Эдди ИРВАЙН

Команда: "Ягуар-Косуорт".

Место рождения: Ньютаунардс, Сев. Ирландия (Великобритания).

Дата рождения: 10.11.1965.

Дебют в "Формуле-1": "Гран-при Японии" (24.10.1993).

В команде "Ягуар": с 2000 г.

Предыдущие команды: "Джордан" (1993-1995), "Феррари" (1996-1999).

Лучшее достижение: 2-е место в чемпионате (1999).

Провел 100 гонок: 4 победы, 0 поул-позишн, 1 быстрый круг, 173 очка.

8. Джонни ХЕРБЕРТ

Команда: "Ягуар-Косуорт".

Место рождения: Ромфорд, Эссекс (Великобритания).

Дата рождения: 25.06.1964.

Дебют в "Формуле-1": "Гран-при Бразилии" (26.03.1989).

В команде "Ягуар": с 2000 г.

Предыдущие команды: "Бенеттон" (1989, 1994-1995), "Тиррелл" (1989), "Лотус" (1990-1994), "Лижье" (1994), "Заубер" (1996-1998), "Стюарт" (1999).

Лучшее достижение: 4-е место в чемпионате (1995).

Провел 146 гонок: 3 победы, 0 поул-позишн, 0 быстрых кругов, 98 очков.

10. Дженсон БАТТОН

Команда: "Уильямс-БМВ".

Место рождения: Фрум, Сомерсет (Великобритания).

Дата рождения: 19.01.1980.

Дебют в "Формуле-1": "Гран-при Австралии" (12.03.2000).

В команде "Уильямс": с 2000 г.

Провел 3 гонки: 0 побед, 0 поул-позишн, 0 быстрых кругов, 1 очко.