ФОРМУЛА-1
Постепенно чемпионат мира в классе “Формула-1” приближается к своему экватору. До финиша осталось 10 гонок, и напряжение нарастает с каждым днем. Перед “Гран-при Канады” повышенное внимание к представителю этой страны Жаку Вильневу. Впрочем, интерес к этой незаурядной личности не ослабевает никогда. А вот сможет ли нынешняя гонка на острове Нотр Дам пройти без ставших уже традиционными массовых завалов — еще вопрос. Ведь после старта пилоты почти сразу входят в очень крутой поворот имени Сенны и, не успев растянуться по дистанции, тут же образуют настоящее столпотворение, грозящее многочисленными вылетами. Есть еще одно опасное место — стена в последнем повороте перед финишной чертой, куда в прошлом сезоне врезались и Михаэль Шумахер, и Дэймон Хилл, и все тот же Жак Вильнев.
Положение в чемпионате пилотов
после семи этапов
1. М.Шумахер (Феррари) 46
2. Д.Култхард (Макларен) 34
3. М.Хаккинен (Макларен) 29
4. Р.Баррикелло (Феррари) 22
5. Дж.Физикелла (Бенеттон) 14
6. Р.Шумахер (Уильямс) 12
7. Х.-Х.Френтцен (Джордан) 5
8. Ж.Вильнев (БАР) 5
9. Я.Трулли (Джордан) 4
10. Э.Ирвайн (Ягуар) 3
11-12. Дж.Баттон (Уильямс) 3
11-12. М.Сало (Заубер) 3
13-14. Р.Зонта (БАР) 1
13-14. П.де ла Роза (Эрроуз) 1
Положение в Кубке конструкторов
1. Феррари 68
2. Макларен 63
3. Уильямс 15
4. Бенеттон 14
5. Джордан 9
6. БАР 6
7. Ягуар 3
8. Заубер 3
9. Эрроуз 1
51-й чемпионат мира. 8-й этап. “Гран-при Канады”. Монреаль. Трасса имени Жиля Вильнева. 18 июня.
Длина круга 4421 м
количество кругов 69
дистанция гонки 305,049 км
Победители последних 10 гонок
1990 Айртон Сенна (Макларен)
1991 Нельсон Пике (Бенеттон)
1992 Герхард Бергер (Макларен)
1993 Ален Прост (Уильямс)
1994 Михаэль Шумахер (Бенеттон)
1995 Жан Алези (Феррари)
1996 Дэймон Хилл (Уильямс)
1997 Михаэль Шумахер (Феррари)
1998 Михаэль Шумахер (Феррари)
1999 Мика Хаккинен (Макларен)
Победитель 1999 года: Мика Хаккинен (Макларен-Мерседес) 1:41.35,727 (180,155 км/ч).
Поул-позишн 1999 года: Михаэль Шумахер (Феррари) 1.19,298 (200,706 км/ч).
Быстрейший круг в гонке 1999 года: Эдди Ирвайн (Феррари) 1.20,382 (198,000 км/ч).
Современные пилоты на “Гран-при-Канады”
Пилот 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
Дж.Херберт нкв - нкв 6/-* 20/10 17/8 6/- 15/7 13/5 12/- 10/5
Ж.Алези - 8/- 7/- 8/3 6/- 2/3 5/1 4/3 8/2 9/- 8/-
М.Хаккинен - - 24/- 10/- - 7/- 7/- 6/5 9/- 2/- 2/1
М.Шумахер - - - 5/2 3/2б 1/1б 1/5б 3/- 1/1 3/1б 1/-
Р.Баррикелло - - - - 14/- 6/7 9/2 8/- 3/- 13/5 5/-
Д.Култхард - - - - - 5/5 3/- 10/4 5/7б 1/- 4/7
Х.-Х.Френтцен - - - - - 10/- 12/- 12/- 4/4 7/- 6/11
Э.Ирвайн - - - - - 8/- 8/3 5/- 12/- 8/3 3/3б
П.Диниц - - - - - - 24/- 18/- 16/- 19/9 18/6
М.Сало - - - - - - 15/7 14/- 17/- 17/- -
Ж.Вильнев - - - - - - - 2/2б 2/- 6/10 16/-
Дж.Физикелла - - - - - - - 16/8 6/3 4/2 7/2
Й.Ферстаппен - - - - - - - 13/- 14/- - -
Р.Шумахер - - - - - - - - 7/- 5/- 13/4
Я.Трулли - - - - - - - - 20/- 14/- 9/-
А.Вурц - - - - - - - - 11/- 11/4 11/-
М.Жене - - - - - - - - - - 22/8
Р.Зонта - - - - - - - - - - 17/-
П.де ла Роза - - - - - - - - - - 20/-

* стартовое место/итоговое место.
б быстрейший круг в гонке.
нкв не квалифицирован.
Для троих пилотов Дж.Баттона, Н.Хайдфельда и Г.Маццакане “Гран-при Канады” будет первым в карьере.
ЖАК ВИЛЬНЕВ:
ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ
Чемпион мира 1997 года канадец Жак Вильнев в последние недели, словно витязь на распутье, стоит перед выбором. Остаться ли ему в команде “БАР”, которая, увы, пока не может предоставить пилоту конкурентоспособную машину, или все же поменять “коня”, пожертвовав при этом свободой и независимостью.
ПАН ИЛИ ПРОПАЛ

Проведя три года в “Уильямсе”, Вильнев на себе испытал все прелести пребывания в сильной команде. У него было множество побед, поул-позишн, редко в какой гонке Жак не участвовал в распределении призовых мест. Но Фрэнк Уильямс славится своей жесткостью и, мягко говоря, “неадекватным” отношением к пилотам, коих он считает, чуть ли не “винтиками”. Поэтому ничего не было удивительного в том, что после сезона-98 Жак Вильнев покинул английскую конюшню и, став совладельцем команды “Бритиш Американ Рэйсинг”, перешел туда в качестве первого пилота. Свободолюбивый Вильнев, наконец, смог самостоятельно принимать решения, влиять на политику команды и не отчитываться ни перед кем за свои действия. Все бы было хорошо, если бы болиды “БАРа” не были так безнадежно слабы. В прошлом году на протяжении 11 этапов вплоть до “Гран-при Бельгии” канадец безуспешно сражался со своей машиной, стараясь хоть как-то доползти до финиша. “Довольно трудно испытать настоящее удовлетворение, финишировав пятнадцатым, но, по крайней мере, мне удалось проехать под клетчатым флагом, — говорил тогда после финиша Жак. — Все свои надежды на будущее я связываю с приходом “Хонды”. Новый мотор должен вывести “БАР” из группы неудачников. 2000 год станет решающим — либо пан, либо пропал!”.
И действительно новый сезон начался для Вильнева обнадеживающе. Уже в первой же гонке он завоевывает три очка, затем в Имоле приезжает к финишу пятым. Казалось, команда постепенно выходит из черной полосы, но вместо ожидаемого прогресса “БАР” откатывается назад. Регулярно выигрывая на старте этапа несколько мест, Вильнев собирает позади себя целый пелетон, сдерживает атаки конкурентов, но в конце концов техника подводит гонщика, и он сходит с дистанции. “Команда сделала колоссальную работу в межсезонье, и на первых этапах это было заметно, — сказал Жак накануне “Гран-при Канады”, — но в последние шесть недель, кажется, мы остановились. Нам необходимо увидеть положительные результаты своего труда в ближайшее время! Атмосфера в команде все еще хорошая. Каждый член коллектива упорно трудится на своем участке, и на последнем “Гран-при” в Монако, к счастью, у меня не было проблем с надежностью автомобиля, на пит-стопах механики также работали слаженно. Единственное, что теперь меня беспокоит, это скорость”.
Вильнев признается, что, будучи профессиональным гонщиком, он не может не мечтать о победах: “Если вы попали в этот мир, вы должны отдаваться делу до конца!” Но, по его словам, проведя два года своей жизни за рулем “БАРа”, он вовсе не потратил время впустую. По его словам, это был полезный опыт. “Я много узнал, многому научился. Каждая гонка отнимала у меня столько сил и физических, и психологических, что с лихвой хватит на несколько лет. Надеюсь, что когда я вновь сяду в быстрый автомобиль, это окупится”. Вольно или невольно, но Жак сам подталкивает прессу делать выводы о том, что “БАР” — это не машина, которая может удовлетворить амбиции экс-чемпиона. “В следующем сезоне я буду гулять по паддоку “Формулы-1”, но пока еще не знаю, под какими цветами. Конечно, было бы здорово одержать победу, выступая за “БАР”, команду, в которую я вложил столько энергии. Покинуть же конюшню, не достигнув цели, будет настоящим позором для меня”.

СПРОС НА ВИЛЬНЕВА РАСТЕТ
Но, кажется, Жак действительно готов лишиться свободы ради побед. Уже весной, когда чемпионат едва успел начаться, в паддоках “Формулы-1” стали циркулировать слухи о том, что канадец со следующего сезона перейдет в “Макларен”. Шеф команды “серебряных стрел” не отвергал такую возможность, тем более что в это же время стали поговаривать об уходе Мики Хаккинена из “королевских гонок”. Со стороны могло показаться, что дуэт Култхарда и Вильнева может стать идеальной парой, тем более что Дэвид и Жак считаются очень близкими друзьями. Но, видимо, как раз здесь и лежит камень преткновения.
“Формула-1” знает немало примеров, когда закадычные друзья-напарники в борьбе за титул или просто за очки превращались в непримиримых врагов. Жак отлично помнит историю своего отца — легендарного Жиля Вильнева, когда тот, выступая за “Феррари”,“уступил” в 1979 году чемпионский титул Джоди Шектеру, надеясь, что в следующем сезоне южноафриканец ответит ему тем же. Но в новом году машина была уже не та, и гонщики Скудерии не могли на равных бороться с лидерами. А спустя два года, когда алые болиды подтянулись и стали участвовать в борьбе за победу в гонках, партнер Вильнева француз Дидье Пирони нарушил в Имоле командную договоренность, и на последних кругах дистанции обошел канадца. С этого момента дружбе пришел конец. По мнению некоторых пилотов, хорошо знавших Жиля, противоборство Вильнева и Пирони косвенно повлияло на трагический инцидент в Спа, когда накануне “Гран-при Бельгии” канадец, отчаянно атакуя лучшее время напарника, потерял управление над болидом и разбился насмерть.
Поэтому маловероятно, что Жак решит поставить на кон свою дружбу с Култхардом и перейдет в “Макларен”. Скорее всего, он станет под знамена “Бенеттона”, а точнее, “Рено”. Флавио Бриаторе не отвергает самой возможности перехода чемпиона мира-97 в его конюшню, при этом делая оговорку: “Вильнев достоин лучшей машины, чем та, которая есть у него сейчас и которую в настоящее время может предоставить “Бенеттон”. Если мы хотим заполучить такого высококлассного пилота, нам придется как следует потрудиться над скоростью болида”. Одним словом, Жаку есть из чего выбирать, только времени на размышление у него остается не так много, иначе найдутся другие, и канадец останется ни с чем.

СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ
ДОМАШНИХ СТЕН
Разговоры о будущем Вильнева не мешают ему готовиться к “Гран-при Канады”. К монреальской трассе у Жака особое отношение. С одной стороны, автодром назван в честь его отца, с другой стороны, будучи пилотом “Формулы-1”, канадец лишь однажды удачно финишировал здесь. Это было на заре карьеры Вильнева в 1996 году. Тогда Жака обошел его партнер по “Уильямсу” Дэймон Хилл, отодвинув совсем еще юного гонщика на вторую позицию. А затем дважды в 1997 и 1999 годах Вильнев выбывал из соревнования, разбивая болид в одном и том же месте. “Мне нравится трек Монреаля. В 1993 году, выступая в “Формуле Атлантик”, я одержал здесь победу. Но сочетание быстрых и медленных поворотов беспощадно к двигателю и тормозам, к тому же большинство ошибок пилоты совершают из-за грязи, которая попадает на трассу. Надеюсь, на этот раз я смогу избежать столкновения со “своей стеной”. Во всяком случае, не хотелось бы, чтобы на трассе Жиля Вильнева появилась стена, названная в мою честь”.
Кто-то может подумать, что, приехав на родину, Вильнев проводит дни перед гонкой в общении со своими друзьями и родственниками, которые со всей Канады стекаются на автодром, чтобы поболеть за своего любимца. Однако Жак признается, что все время у него занимает подготовка к этапу. “Я предпочитаю возвращаться в Канаду, когда утихают страсти вокруг чемпионата. Тогда я могу расслабиться и отвести душу, побродив по родным местам”.
Но слухи, сопровождающие канадца повсюду, касаются не только его карьеры. Сразу после того, как в октябре прошлого года во время романтического ужина Вильнев сделал предложение своей подруге австралийской поп-певице Данни Миноуг, репортеры не сводят с парочки глаз, надеясь раньше других сообщить миру весть о предстоящей свадьбе. Однако звезды “Формулы-1” и эстрады не готовы пока удовлетворить любопытство прессы. “Я думаю иногда о семейной жизни, о детях. Но пока мы с Данни не строим подобных планов. Всему свое время. Единственное, чего мне сейчас не хватает, так это победы в гонках. В моей же частной жизни я вполне счастлив и не хотел бы что-либо менять”.
новости

В Индианаполисе
Френтцену понравилось
Накануне “Гран-при Канады” Хайнц-Харальд Френтцен стал первым действующим пилотом “Формулы-1”, который посетил новую трассу, построенную к осеннему этапу чемпионата мира внутри знаменитого 4-километрового овала Индианаполиса.
Проехав по треку, гонщик “Джордана” поделился своими впечатлениями об автодроме: “Дорожка в Инди очень сложна, и подобрать здесь правильные аэродинамические настройки будет не так-то просто”. И тем не менее Френтцен высоко оценил работу, проделанную организаторами “Гран-при США”, отметив, что в сентябре любители автоспорта увидят грандиозное зрелище: “Каждый пилот “Формулы-1” с нетерпением ждет предстоящую гонку в Индианаполисе. Трасса имеет огромное количество мест, обеспечивающих возможность для обгона, а именно эта часть состязания и является наиболее привлекательной для болельщиков”.

Култхард отступать не собирается
Триумфатор “Гран-при Монако” Дэвид Култхард, кажется, сейчас вплотную приблизился к заветной цели — титулу чемпиона мира.
Несмотря на то, что шотландец сейчас занимает лишь вторую строчку в общем зачете, гонщик “Макларена” преисполнен оптимизма. “Я дважды лидировал по ходу “Гран-при Канады”, но по разным причинам не смог выиграть этап. Так что монреальская трасса мне задолжала! Я действительно полагаю, что мировое первенство теперь для меня открыто. Я чувствую себя на трассе все сильнее и увереннее. В оставшихся 10 гонках я должен догнать Шумахера, навязать ему борьбу, а затем опередить”. Если говорить о Михаэле, то на этой неделе Култхарду частенько задавали вопросы о взаимоотношениях с лидером чемпионата: когда Дэвид был гостем американского ток-шоу, вспомнил ли он знаменитый инцидент в Спа-98? “Мы с Шумахером работаем вместе над проблемами безопасности как два члена Ассоциации гонщиков “Гран-при”, и поэтому время от времени полезно держать друг друга в некотором напряжении, дабы не расслабляться, — пошутил Дэвид Култхард. — Вообще, Михаэль хороший парень, отец семейства, но на трассе он не уступит тебе ни дюйма. И это естественно”.

Виртуальная скорость
Всем известный “виртуальный маньяк” Жак Вильнев накануне домашнего этапа “Гран-при Канады” предстал перед общественностью в новом качестве. Пилот команды “БАР” станет консультантом новой компьютерной игры под названием “Виртуальная скорость”.
Программа создается канадской компьютерной фирмой, причем к этому проекту привлечено более 50 разработчиков. По словам Вильнева, это будет “совершенная гоночная стратегия, о которой я мечтал всю свою жизнь!”. Продукт, в который будет вложено около 4 миллионов канадских долларов, должен появиться на рынке в конце 2001 года, и Жак надеется, что многотысячная армия любителей виртуальных гонок в скором времени сможет устроить через Интернет настоящий мировой чемпионат.

Футбольная лихорадка в Канаде
Вместо того чтобы думать о предстоящем этапе чемпионата “Гран-при Канады”, лидер первенства Михаэль Шумахер больше обеспокоен сегодняшним “матчем века” между футбольными сборными Германии и Англии, участвующими в чемпионате Европы-2000.
По мнению Шумахера, самой большой угрозой для его соотечественников сегодня вечером будет Майкл Оуэн. “Многие болельщики считают, что наиболее опасен Дэвид Бекхэм, но парень, за которым я действительно люблю наблюдать, — Оуэн”, — признался двукратный чемпион мира “Формулы-1”. — Поединки между нашими командами всегда проходили в острой борьбе. Вспомните хотя бы сомнительную победу англичан в финале чемпионата мира 1966 года”. Как известно, Михаэль является настоящим футбольным фанатом, не упускающим любой возможности не только посмотреть игру “живьем”, но и самому побегать по полю. Кстати, и Майкл Оуэн тоже не чужой человек в “королевских гонках”. Так, во время “Гран-при Великобритании” футболист “Ливерпуля” не только находился в ложе для почетных гостей команды “Ягуар”, но и имел возможность прокатиться по трассе вместе с Джонни Хербертом.
Кроме Шумахера футбольными болельщиками считают себя и другие гонщики. К примеру, голландец Йос Ферстаппен, чтобы поддержать свою сборную на первенстве континента, даже изменил дизайн шлема, добавив туда немного футбольной атрибутики.

Ральф Шумахер: быть или не быть?
Получивший серьезное повреждение на трассе в Монако две недели назад, пилот команды “Уильямс” Ральф Шумахер все еще не уверен, что готов вновь сесть за руль гоночного автомобиля и принять участие в заезде на “Гран-при Канады”.
Окончательное решение немец должен принять после свободных заездов. “Для того чтобы быть до конца уверенным в своих силах, я должен проехать по треку несколько кругов. Сейчас все в порядке, но я еще не пробовал садиться за руль, — признается Шумахер-младший. — Передо мной не стоит задача выйти на старт только ради самого участия в гонке. Если я не смогу тормозить из-за болей в левой ноге, то не следует рисковать”. В случае если гонщик пропустит этап, “Гран-при Канады” станет дебютом в “Формуле-1” для бразильца Бруно Жункуэйры, который после пяти этапов уверенно лидирует в Международном чемпионате “Формула-3000”. Фрэнк Уильямс сейчас размышляет о том, кто будет напарником Ральфа Шумахера на будущий год: нынешний второй номер Дженсон Баттон, Хуан-Пабло Монтойя или Жункуэйра. Так что бразильцу может представиться великолепный шанс обойти конкурентов, продемонстрировав в Монреале свое гонщицкое искусство рядом с асами “Формулы-1”.