ФОРМУЛА-1

Последние гонки между Шумахером и Култхардом проходят словно игра в кошки-мышки. С одной стороны, Михаэль, взяв себе роль хищника, не торопится съесть жертву и даже порой позволяет ей “дергать себя за усы”. А с другой стороны, не слишком ли самоуверен немец? Сможет ли он держать ситуацию под контролем до конца сезона? Или же Дэвид вырвется из цепких лап двукратного чемпиона мира и уведет у него из-под носа венок победителя…
В предыдущие годы на трассе “А1-ринг” успех сопутствовал Вильневу, Хаккинену и Ирвайну, а пилоты, которые расположились сейчас на первых двух строчках в общем зачете, еще не поднимали над головой “Большой приз Австрии”. И помимо естественного желания укрепить свои позиции в первенстве и у Шумахера, и у Култхарда на этот раз есть дополнительная мотивация.
Положение в чемпионате пилотов
после девяти этапов
1. М.Шумахер 56
2. Д.Култхард 44
3. М.Хаккинен 38
4. Р.Баррикелло 32
5. Дж.Физикелла 18
6. Р.Шумахер 14
7. Ж.Вильнев 8
8. Я.Трулли 6
9. Х.-Х.Френтцен 5
10. Э.Ирвайн 3
11—12. Дж.Баттон 3
11—12. М.Сало 3
13. Й.Ферстаппен 2
14—15. Р.Зонта 1
14—15. П.де ла Роза 1

Положение в Кубке конструкторов
1. Феррари 88
2. Макларен 82
3. Бенеттон 18
4. Уильямс 17
5. Джордан 11
6. БАР 9
7-9. Ягуар 3
7-9. Заубер 3
7-9. Эрроуз 3

51-й
чемпионат
мира.
10-й этап.
“Гран-при
Австрии”. Шпильберг, трасса
“А1-ринг”.
16 июля
длина круга 4319 м
количество кругов 71
дистанция гонки 306,649 км
Победители последних 10 гонок
1981 Жак Лаффит (Лижье)
1982 Элио де Анджелис (Лотус)
1983 Ален Прост (Рено)
1984 Ники Лауда (Макларен)
1985 Ален Прост (Макларен)
1986 Ален Прост (Макларен)
1987 Найджел Мэнселл (Уильямс)
1997 Жак Вильнев (Уильямс)
1998 Мика Хаккинен (Макларен)
1999 Эдди Ирвайн (Феррари)
Победитель 1999 года: Эдди Ирвайн (Феррари) - 1:28.12,438 (208,587 км/ч).
Поул-позишн 1999 года: Мика Хаккинен (Макларен-Мерседес) - 1.10,954 (219,134 км/ч).
Быстрейший круг в гонке 1999 года: Мика Хаккинен (Макларен-Мерседес) - 1.12,107 (215,630 км/ч).
Пилот 1 этап 2 3 4 5 6 7 8 9
М.Шумахер 3/1* 3/1б 2/1 5/3 1/5 2/1б 1/- 1/1 1/-
Д.Култхард 2/- 2/дк 3/3 4/1 4/2 1/3 3/1 2/7 2/1б
М.Хаккинен 1/- 1/- 1/2б 3/2б 2/1б 3/2 5/6б 4/4б 4/2
Р.Баррикелло 4/2б 4/- 4/4 1/- 3/3 4/4 6/2 3/2 3/3
Дж.Физикелла 9/5 5/2 19/11 12/7 13/9 7/5 8/3 10/3 14/9
Р.Шумахер 11/3 11/5 5/- 7/4 5/4 5/- 9/- 12/14 5/5
Ж.Вильнев 8/4 10/- 9/5 10/16 6/- 9/- 17/7 6/15 7/4
Я.Трулли 6/- 12/4 8/15 11/6 7/12 6/- 2/- 7/6 9/6
Х.-Х.Френтцен 5/- 7/3 6/- 2/17 8/6 10/- 4/10 5/- 8/7
Э.Ирвайн 7/- 6/- 7/7 9/13 9/11 8/- 10/4 16/13 6/13
Дж.Баттон 21/- 9/6 18/- 6/5 10/17 11/10 14/- 18/11 10/8
М.Сало 10/дк сн 12/6 18/8 12/7 19/- 13/5 15/- 12/10
Й.Ферстаппен 13/- 14/7 16/14 8/- 11/- 13/- 15/- 13/5 20/-
Р.Зонта 16/6 8/9 14/12 16/- 16/8 18/- 20/- 8/8 19/-
П.де ла Роза 12/- 16/8 13/- 19/- 22/- 12/6 16/нс 9/- 13/-
Ж.Алези 17/- 15/- 15/- 15/10 17/- 17/9 7/- 17/- 18/14
А.Вурц 14/7 13/- 11/9 20/9 18/10 14/12 12/- 14/9 17/-
Н.Хайдфельд 15/9 19/- 22/- 17/- 19/16 дк 18/8 21/- 16/12
Дж.Херберт 20/- 17/- 17/10 14/12 14/13 16/11 11/9 11/- 11/-
П.Диниц 19/- сн 10/8 13/11 15/- 15/7 19/- 19/10 15/11
М.Жене 18/8 18/- 21/- 21/14 20/14 20/- 21/- 20/16 21/15
Г.Маццакане 22/- 20/10 20/13 22/15 21/15 21/8 22/- 22/12 22/-
* стартовое место/
итоговое место
б быстрейший круг в гонке
дк дисквалифицирован
нс не стартовал
сн снят
МАКСИМАЛЬНОЕ
УСКОРЕНИЕ
ЙОХЕНА РИНДТА
Как вы думаете, что скажут люди, если спросить, какие ассоциации возникают у них в связи со словом Австрия? Большинство ответит: горные лыжи. Кто-то назовет Моцарта, а некоторые, вспомнив школьную программу, произнесут: “Это то место, где Суворов переходил через Альпы”. Однако человека, интересующегося автоспортом, подобный вопрос не поставит в тупик. Недолго думая, он воскликнет: Австрия — страна, давшая миру великих гонщиков Риндта, Лауду и Бергера!
АВСТРИЕЦ ПО ХАРАКТЕРУ

Родившийся в 1942 году в Германии, в семье немца и австрийки, Йохен Риндт рано осиротел. Его родители погибли во время бомбежки, когда мальчику едва исполнился год. И тогда бабушка и дедушка по материнской линии увезли ребенка в Австрию, навсегда связав судьбу будущего пилота “Формулы-1” с этой страной. Как отмечают многие биографы Риндта, в его характере было очень мало от холодного и расчетливого немца. Это был довольно вспыльчивый, высокомерный и в тоже время сентиментальный человек, не делающий поблажек ни себе, ни своим механикам, ни своим боссам. О его способности выжимать из полуживой машины все соки до сих пор ходят легенды. Говорят, что когда в очередной раз мотор на его автомобиле начинал тарахтеть от перегрева, Риндт, не обращая внимания на присутствие своей красавицы жены Нины, отпускал в адрес своего железного коня крепкие выражения. Кстати, о жене… Ежедневные вспышки гнева, которые позволял себе Риндт, однажды заставили его менеджера Роя Сальвадори заявить пилоту: “Самое приятное, что дает мне работа с вами, — это общение с вашей женой!..” Вообще Нина Риндт была настоящей “боевой подругой” для своего супруга. Она колесила за ним по всему миру, выполняя обязанности хронометриста. И тем не менее конец 60-х в “Формуле-1” был временем заката романтизма. Тогда еще между гонщиками, которые боролись на трассе за очки, как львы за добычу, вне трека господствовали теплые человеческие отношения. Джеки Стюарт, Джек Брэбхэм, Грэхэм Хилл, Пирс Курэдж были самыми близкими друзьями Риндта.

ПОБЕДА С БОРОДОЙ
К своей первой победе Йохен шел довольно долго. После четырех лет, что австриец провел за рулем “Купера” и “Брэбхэма”, первое место на подиуме словно ускользало от него, причем большинство гонок он закончил из-за аварийного отказа. Один из известных журналистов даже обещал сбрить свою знаменитую бороду, если Риндт все-таки сумеет финишировать первым. Перейдя в 1969 году в “Лотус”, Йохен Риндт надеялся прервать полосу неудач. Но на втором же этапе сезона австриец попал в жуткую аварию, в результате которой сломал себе челюсть и получил сотрясение мозга. Посчитав, что во всем виноваты антикрылья, он объявил им настоящую войну и даже написал открытое письмо с требованием их запретить. Прошло еще несколько гонок, прежде чем Риндт наконец отпраздновал свою первую победу. Произошло это в Уоткинс Глене на “Гран-при США”. Все было бы ничего, если бы этот успех не омрачил несчастный случай, в который попал его напарник Хилл.
В сезоне 1970 года команда Колина Чепмэна все свои основные надежды связывала с новой моделью “Лотус-72”, но к “Гран-при Монако” эта машина еще не была достаточно подготовлена, и Риндту пришлось сесть на старый вариант болида “Лотус-49”. Стартовав с восьмого места, Йохен вскоре выбрался на пятую позицию, а затем стал прессинговать Пескароло, Хьюльма и Амона (и это на узких улочках Монте-Карло, где обгоны практически невозможны!). В результате впереди австрийца был уже только лидер гонки Брэбхэм. Штампуя быстрые круги, Риндт попытался подобраться к “Блэк Джеку”. Но, как часто бывает и в современной “Формуле-1”, на помощь преследователю пришли круговые. Уткнувшись в медленно идущую по трассе машину Пирса Курэджа, Джек Брэбхэм сделал резко движение для обгона и… заглох. Через мговение промчавшийся мимо него Риндт устремился к финишу, чтобы второй раз в жизни записать свое имя в список победителей “Гран-при”.
После триумфа в Монако у Йохена словно открылось второе дыхание, еще четыре раза в этом сезоне он поднимался на высшую ступень подиума. Правда, в Голландии ощутить до конца сладкий вкус победы Риндту не пришлось. В той гонке трагически погиб его лучший друг и напарник Пирс Курэдж. И как ни пытался австриец заставить себя думать об очках и призах, смерть, которая словно ходила за ним по пятам, не давала покоя. Стали даже поговаривать о том, что по окончании сезона Риндт покинет гонки и займется производством спортивной одежды…

ПОБЕДА ПОСЛЕ СМЕРТИ
На “Гран-при Италии” в первый уик-энд сентября Йохен Риндт приехал в качестве лидера чемпионата, но уже во время первой практики его настроение резко ухудшилось. Как ни старался австриец, его “Лотус” никак не мог выйти из 1.28, в то время как главные конкуренты показывали лучший круг на 4 секунды быстрее. И тогда Риндт потребовал от своих механиков убрать с болида крылья. Он был уверен, что это поможет увеличить скорость на прямых, а удержать плохо сбалансированный автомобиль такому мастеру, как Йохен, не составит большого труда. То, что произошло 5 сентября 1970 года во время квалификации на трассе Монцы в повороте “Параболика”, так и осталось загадкой. По словам Дэнни Хьюльма, ехавшего позади Риндта, болид австрийца неожиданно заходил по трассе из стороны в сторону, затем, резко уйдя влево, врезался в отбойник. Удар был настолько силен, что выжить в такой ситуации гонщик не мог. Как рассказывают свидетели, тело Риндта врезалось в приборную доску, а шею мертвой хваткой стянул ремень безопасности. По дороге в Милан пилот скончался.
Большая часть тех, кто хорошо знал Йохена, не верили, что этот классный гонщик ошибся, потеряв контроль над машиной. Существует версия, что причиной гибели Риндта стала поломка передней полуоси болида. Но это всего лишь предположение, и спустя 30 лет после аварии формулический мир так и не установил истину.
Гибель лидера “Лотуса” ошеломила автогонщиков. Заключительные этапы чемпионата были омрачены, и уже мало кого волновал вопрос, вытеснит ли Жаки Икс с первой строчки общего зачета Йохена? Но заменивший Риндта за рулем “Лотуса” бразилец Эмерсон Фиттипальди на “Гран-при США” сумел обойти Жаки Икса, сделав результат австрийца недосягаемым. Таким образом, Карл Йохен Риндт стал первым и, будем надеяться, единственным пилотом “Формулы-1”, получившим чемпионский титул посмертно.
ДЭВИД КУЛТХАРД
ИЗ КЛАНА “МАКЛАРЕНА”
Постепенно формулический мир начинает привыкать к тому, что Дэвид Култхард превращается в реального конкурента Шумахера в борьбе за чемпионство. Победу шотландца в Сильверстоуне кое-кто из специалистов воспринял как случайность, успех на “Гран-при Монако” — как везение. А что означает триумф Дэвида во Франции? Наверное, Михаэлю стоит внимательнее присмотреться к Култхарду и не слишком радоваться, когда у него в зеркалах заднего вида появляется не Хаккинен, а партнер финна по “Макларену”.
Стартующий в воскресенье “Гран-при Австрии” станет сотой гонкой в карьере Култхарда. Обычно юбилеи в “Формуле-1” бывают неудачными. Вспомнить хотя бы пятисотое “Гран-при” “Макларена”, которое с помпой отмечалось в Канаде. Дэвид и Мика смогли на пару набрать в Монреале всего лишь 3 очка, что существенно подпортило праздничное настроение. Или еще один пример этого года, когда Френтцен и Ирвайн дружно откатали в Имоле “на ноль” свои гонки под порядковым номером “100”. Но шотландец, судя по всему, намерен изменить эту печальную традицию, тем более что “А1-ринг” — трасса удобная. Все три предыдущих старта на автодроме, возведенном в покрытой лесами холмистой Штирии, заканчивались для Култхарда вторым местом. Для полного счастья ему не хватает только победы.
По слухам, “Макларен”, продлив на следующий год контракт с шотландцем, предложил тому еще и дополнительную премию в 3 миллиона долларов, если Дэвид завоюет в конце сезона чемпионский титул.
— Деньги для меня, конечно, имеют некоторое значение, но это ни в коей мере не может управлять мной. В конце концов я и так уже миллионер, — объясняет Култхард, — и поэтому могу себе позволить делать то, что мне нравится. Я хочу побеждать в гонках, хочу выиграть мировое первенство. И хотя говорить, что Дэвид Култхард — чемпион мира, слишком рано, сейчас я близок к своей цели как никогда.
— Вы рассчитываете на помощь Хаккинена?
— Я уверен, что по итогам сезона смогу опередить Мику, но я реалист и понимаю, что Хаккинен вряд ли будет работать на меня “вторым номером”. Он — великий чемпион и к тому же очень быстр. Надеюсь только, что в ближайшее время мой напарник не создаст мне дополнительных проблем.
— Как вы прокомментируете старт гонки в Маньи-Куре? Ведь Шумахер откровенно вас “подрезал”.
— Правила не запрещают изменять траекторию. Этот маневр Михаэля позволил Баррикелло опередить меня, после чего Рубенс стал сдерживать оба “Макларена”, пока Шумахер отрывался от нас. Меня это, конечно же, сильно расстроило, ведь я хотел победить.
— Вы довольно легко разделались с Баррикелло...
— Да. Баланс автомобиля был удачным, а я был в хорошей спортивной форме.
— Однако с Шумахером вам пришлось потрудиться. Как вам удалось все же его опередить?
— Обгон Михаэля в повороте “Аделаида” я совершил совершенно чисто на торможении. Шумахер выбрал слишком широкую траекторию, и мне ничего не оставалось делать, как воспользоваться ситуацией. Воздушный поток вынес мою машину вперед, и хотя наши болиды немного коснулись, я уже стал лидером.
— Столкновение как-то повлияло на автомобиль? Может, повредились покрышки?
— Нет. Касание было незначительным, поэтому не вызвало у меня никакого беспокойства.
— А что вы скажете по поводу вашего жеста рукой в адрес соперника?
— Я должен извиниться за этот жест, который противоречит духу спорта. Вы понимаете, какое у меня было эмоциональное состояние, ведь победа в гонке была мне необходима, как воздух, чтобы продолжить борьбу за первенство. Тогда мне было не до сантиментов. Когда вы хотите выиграть гонку, очень трудно забыть о проблемах, которые преследуют вас весь уик-энд. Считайте это моим оправданием.
— Гонка в Австрии станет для вас 100-й в карьере. Для вас это имеет значение?
— Я никогда не увлекался статистикой. Но недавно узнал, что Джеки Стюарт провел 99 этапов, так что я буду рекордсменом среди шотландцев.
— До конца чемпионата осталось
8 этапов. Где вы еще надеетесь победить, кроме Австрии, в которой вы трижды финишировали на подиум и считаетесь одним из фаворитов?
— Для меня нет никакой разницы, в какой гонке участвовать. Я бы не назвал какую-либо трассу “непроходимой” для себя. Нужно быть последовательным везде, если вы хотите добиться победы в первенстве.
— После откровенного провала команды “Макларен” в Канаде через две недели во Франции вас ждал грандиозный успех. Как вы смогли выйти из психологического кризиса и вернуть себе боевое расположение духа?
— Настроение мне подняла совершенно фантастическая поездка в Шотландию. Погода тоже не подкачала, она была идеальной для осмотра достопримечательностей. Особенно впечатлил Эдинбургский замок, построенный на месте потухшего вулкана. Меня поразили средневековые орудия осады, а ежедневный залп из пушки застал меня просто врасплох, хотя автомобили “Формулы-1” шумят гораздо сильнее. Надо заметить, что устроители моего турне постарались на славу! Получилось много замечательных кадров.
Затем была экскурсия “Ведьмы и призраки”, которая оказалась гораздо менее пугающей, чем посещение обычного брифинга пилотов “Формулы-1”. Следующий день мы полностью посвятили гольфу.
— Считается, что эта игра была изобретена именно в Шотландии. Наверное, вы лучший гольфист в “Формуле-1”?
— Мои успехи здесь явно скромны. Я должен сказать спасибо защитной сетке, натянутой возле поля, которая предохранила меня от получения огромного счета за разбитые стекла в гостинице. Благодаря карманной видеокамере у меня остался своеобразный дневник, который я надеюсь иногда просматривать долгими зимними вечерами, поднимая себе настроение.
— Дэвид, как вы выдерживаете эти огромные перегрузки во время гонки и что вы делаете для поддержания формы?
— Да, действительно, порой после финиша мы едва стоим на ногах. Особенно изматывает пилотаж на таких трассах, как “Хунгароринг”. Там все 90 минут проходят в колоссальном напряжении. Стоит только расслабиться на мгновение, и гонка для тебя заканчивается на обочине. К тому же когда вы испытываете в конце прямой на торможении перегрузки в 5 G, создается впечатление, что по вашей спине бьют кувалдой. Это очень неприятно… Поэтому, чтобы держать себя в форме, я все свободное время посвящаю фитнесу: бегаю по набережным Монте-Карло, катаюсь на велосипеде, занимаюсь скалолазанием. Иногда не прочь сыграть в баскетбол или футбол.

новости

Вурц может спать спокойно
Несмотря на усиливающиеся слухи о том, что в скором времени команда Александра Вурца может отказаться от его услуг, австриец сохраняет железное спокойствие. Пока он не теряет надежды на то, что и следующий сезон проведет за рулем “Бенеттона”.
По словам Александра, пока никто из команды не говорил с ним по поводу продления его контракта: “Бенеттон” имеет на меня права до августа 2001 года, и до этого времени мне не разрешается обсуждать эту тему. Что касается возможного перехода в команду канадца Жака Вильнева, я думаю, что он останется в “БАРе” еще в течение следующего года. Я внимательно слежу не только за тем, что происходит вокруг меня, но и что творится в стане соперников. Это как в шахматной партии, когда очень важно предугадать ход противника”.
Похоже, Вурц действительно может спать спокойно. По последним сообщениям из “БАРа”, не исключено, что Вильнев вообще возьмет творческий отпуск на 2001 год. По словам менеджера “БАРа” Крейга Поллока, чемпион мира-97 “слишком практичен”: “Естественно, я бы хотел, чтобы он остался с нами, и мы работаем день и ночь над машиной для Жака. Если Вильнев и уйдет, то только из-за недостатка побед, а не денег”.

Пятница: свободная практика
В пятницу накануне “Гран-при Австрии” на трассе “А1-ринг” прошла свободная практика. Лучшее время показали оба пилота “Макларена” — Дэвид Култхард и Мика Хаккинен. Третьим неожиданно стал Мика Сало на “Заубере”, опередивший Михаэля Шумахера. Гонщики “БАРа” Рикардо Зонта и Жак Вильнев завоевали высокие для себя пятое и восьмое места.

1. Д.Култхард (Макларен) 1.12,464
2. М.Хаккинен (Макларен) 1.12,711
3. М.Сало (Заубер) 1.12,786
4. М.Шумахер (Феррари) 1.12,823
5. Р.Зонта (БАР) 1.13,052
6. Я.Трулли (Джордан) 1.13,146
7. Р.Баррикелло (Феррари) 1.13,359
8. Ж.Вильнев (БАР) 1.13,463
9. П.Диниц (Заубер) 1.13,548
10. Дж.Физикелла (Бенеттон) 1.13,596
11. Ж.Алези (Прост) 1.13,638
12. Ферстаппен (Эрроуз) 1.13,648
13. Н.Хайдфельд (Прост) 1.13,794
14. М.Жене (Минарди) 1.13,807
15. П.де ла Роза (Эрроуз) 1.13,815
16. Дж.Херберт (Ягуар) 1.13,878
17. Г.Маццакане (Минарди) 1.14,030
18. Х.-Х.Френтцен (Джордан) 1.14,042
19. А.Вурц (Бенеттон) 1.14,136
20. Дж.Баттон (Уильямс) 1.14,351
21. Э.Ирвайн (Ягуар) 1.14,603
22. Р.Шумахер (Уильямс) 1.15,572

Шумахер дает совет
“Гран-при Австрии” — один из трех этапов наряду с США и Малайзией, в которых Михаэль Шумахер еще ни разу не одерживал победы. Двукратный чемпион мира в этот уик-энд настроен весьма решительно и даже не упустил возможности дать дружеский совет его “любимому” сопернику Мике Хаккинену.
Пилот “Феррари” считает, что финн лишился мотивации: “Проведя 8 лет в одной команде и добившись с ней всего, о чем только можно мечтать, вполне естественно потерять всякое желание гоняться. Я вижу, что Мика испытывает именно эту проблему. Если бы я был на его месте, то попытался бы найти другую “конюшню”, чтобы вновь появился стимул”.
В настоящее время у самого немца другие заботы. Он пытается принести “Феррари” чемпионский титул, о котором команда мечтает уже 21 год. Но не исключено, что в следующем сезоне перед Михаэлем может стать схожая проблема, что и перед Хаккиненом: “Я всегда говорил, что буду выходить на старт до тех пор, пока не появится пилот значительно более быстрый, чем я. Однако сейчас для меня самое главное — выиграть первенство. Как только я достигну этого, можно будет подумать о следующей задаче”.

приложение подготовили
Ольга алексеева и даниил сальников