-->

Если бы братья Люмьер увидели “Формулу-1” со всеми ее перипетиями борьбы, они наверняка бы придумали кинематограф гораздо раньше. Настоящие драмы, страсти и интриги царят на трассах и в боксах. В автогоночных паддоках случаются порой истории, сюжеты которых смело мог бы позаимствовать даже Шекспир.
НЕ УЗНАЮ ВАС
В ГРИМЕ…
То, что происходит на трассе и за ее пределами, так и просится на экран. Сколько пищи для творчества дают гонщики сценаристам, режиссерам и актерам, когда выплескивают свои эмоции. А какие в “Формуле-1” характеры, какой типаж… Одним словом, пиши, снимай, и миллионы поклонников автоспорта потянутся в кинотеатры. Первым по-настоящему серьезным опытом перенесения автогоночного мира на экран, пожалуй, можно считать фильмы “Борьба” (1932 год) немецких кинематографистов и “Гран-при” (Великобритания, 1934 год). Первый из вышеназванных фильмов интересен тем, что в нем принимал участие настоящая легенда автоспорта 30-х, пилот знаменитой команды “серебряных стрел” Манфред фон Браухич, который играл гонщика по имени Роберт Венк. Фильм “Гран-при” 1934 года известен гораздо лучше. В те годы словосочетание “Большой приз” было у всех на слуху, и, несмотря на то, что в Европе тон задавали немецкие команды, англичане тоже, затаив дыхание, смотрели на экран, сопереживая главным героям — гонщику Стюарту и его возлюбленной Санде.

ФАТАЛЬНЫЙ
“ГРАН-ПРИ”
Отгремела Вторая мировая война, родилась “Формула-1”, и интерес к автогонкам во всем мире снова начал расти с невероятной скоростью. Нет ничего удивительного в том, что фильм “Гонщики” (1955 год) с участием Кирка Дугласа не только был тепло встречен самими пилотами, но и стал настоящей классикой, ведь в качестве одного из консультантов картины работал американец Фил Хилл, позже ставший чемпионом мира “Формулы-1”. А когда в середине 60-х была запущена в производство лента “Гран-при”, многие автогонщики с удовольствием согласились сыграть эпизодические роли. К актерскому ансамблю, состоящему из звезд кино: Ива Монтана, Антонио Сабато, Джеймса Гарнера и других, присоединились и “короли трасс” — Фил Хилл, Грэхэм Хилл, Лоренцо Бандини, Джек Бребхэм, Джим Кларк и Брюс Макларен. Кроме того, своя особая роль в этом фильме была и у болида “Лотус-25”, чемпионской модели 1963 года. Но, к сожалению, принеся своим создателям два “Оскара”, этот “Гран-при” стал роковым для некоторых пилотов, принявших участие в съемках. По сюжету американский гонщик Пит Арон после столкновения в Монако со своим напарником Скоттом Стоддардом, ушел из команды “Джордан-БРМ”. И в то время как Стоддард боролся со смертью, Арон стал выступать за бывших соперников, попутно ухаживая за женой несчастного Скотта. Фильм вышел на экраны в 1966 году, а уже через год в Монако (!) на 82-м круге гонки автомобиль Лоренцо Бандини вдруг сошел с траектории, запрыгал по трассе и загорелся. Итальянец, получив сильнейшие ожоги, через три дня скончался, а у его жены под впечатлением трагедии случился выкидыш. Это была первая жертва фильма. Потом была трагедия в Хоккенхайме, унесшая жизнь Кларка, затем в 1970 году в Гудвуде при испытании своих спортпрототипов погиб Макларен, а спустя пять лет авиакатастрофа унесла жизнь другого чемпиона “Формулы-1” — Грэхэма Хилла. И все же, несмотря ни на что, картина “Гран-при” 1966 года любима поклонниками “Формулы-1”, ведь благодаря этому фильму они имеют уникальную возможность взглянуть в живые, веселые и такие счастливые глаза своих кумиров.
ФИЛОСОФИЯ ПОБЕДЫ
Фильм “Победа” 1969 года, в котором речь идет о талантливом гонщике Френке Кэпью, мечтающем об успехе в заезде “500 миль Индианаполиса”, также изменил жизнь одного из актеров, правда, на этот раз в лучшую сторону. Звезда Голливуда Пол Ньюмэн после участия в этой картине заболел автогонками, причем увлекся настолько сильно, что стал владельцем собственной автогоночной команды, которая не без успеха выступает в серии КАРТ и поныне. Совершенно очевидно, что, если снять фильм только про одни автогонки, очки и секунды, его будут смотреть максимум сами авторы и члены их семей, поэтому создатели киношедевра должны найти в сценарии лазейку, чтобы включить в сюжет любовную мелодраматическую линию. Чудеса ловкости пришлось проявить авторам картины “Ле Ман”, которая вышла на экраны в 1971 году. Казалось бы, какая любовь может разгореться, погаснуть и снова вспыхнуть за 24 часа, пока проходит легендарная гонка? Стив Макквин играет пилота, который, как и остальные его собратья, стремится завоевать главный трофей. “Когда вы гонитесь — это и есть жизнь. Все, что происходит до или после, — это лишь ожидание старта”, — говорит герой Макквина. И все же гонщик находит время для романа с молодой вдовой. Пикантность ситуации заключается в том, что, возможно, именно он был ответствен за смерть мужа молодой женщины во время предыдущего “Ле Мана”.
Последнее голливудское творение, посвященное автоспорту, вышло в 1990 году. Фильм назывался “Дни грома”, причем в качестве одного из авторов сценария выступал не кто-нибудь, а сам Том Круз. Главная роль, естественно, досталась тоже ему. Итак, молодой талантливый и очень горячий автогонщик Коул Трайкл попадает в команду, выступающую в чемпионате серии НАСКАР. Отныне ему предстоит изучить “Науку побеждать” и узнать все тонкости гоночной философии. В силу своего характера парень немедленно вступает в конфликт со звездой автоспорта Руди Барнсом, и их “разборки” приводят к серьезной аварии, которая грозит прервать их карьеру. Теперь они становятся друзьями, а Коул постепенно начинает по-иному относиться к себе, к напарникам, да и к жизни вообще. Немаловажную роль в этом перевоплощении сыграла любовь к доктору Клэр (Николь Кидман). Надо добавить, что фильм вполне доброжелательно встретила публика, критики, а затем он был даже удостоен “Оскара” за лучший звук.

“ЧЕМПИОНЫ”
Прошло 10 лет после выпуска “Дней грома”, и вот поклонников фильмов об автогонках ждет очередной подарок. Сильвестру Сталлоне наконец удалось собрать единомышленников и найти инвесторов для воплощения своей давней мечты. Несколько лет Слай (как зовут Сталлоне во всем мире) колесил по трассам “Формулы-1”, впитывая в себя автогоночный дух. Казалось, вот-вот он объявит о начале съемок нового фильма, в котором намерен задействовать и Вильнева, и Михаэля Шумахера, и Култхарда, и Баррикелло, но… В начале этого года Сталлоне вдруг заявил, что в течение ближайших месяцев действительно будут проходить съемки фильма под названием “Чемпионы”, но главными героями ленты станут не “формулисты”, а пилоты серии КАРТ. “Я должен принести свои извинения поклонникам “Формулы-1”, которым был обещан фильм об их любимом виде спорта. Но дело в том, что в этом бизнесе все решает только один человек, у него свой взгляд на взаимосвязь кино и “Формулы-1”, — сказал Сталлоне, намекая на Берни Эклстоуна. — Когда в таком режиме “наибольшего неблагоприятствования” стало совсем невозможно работать, я обратил свой взор на американскую серию КАРТ. И чем больше погружался в этот мир, тем сильнее благодарил Берни за оказанную мне услугу. Воистину, что ни делается, все к лучшему!”
По мысли авторов проекта, бюджет которого равен 65 — 68 миллионам долларов, это должна быть лента не о гонках и пилотах, а о нормальных людях с их страстями и слабостями: “Как “Рокки” не был в чистом виде фильмом о боксе, так и в “Чемпионах” не должно быть слишком много сцен, в которых герои наматывают круги по трассе. Наша задача — соединить реальность и фантазию, поэтому не ищите прототипов. Их просто не существует!” Предполагается, что сам Сильвестр Сталлоне сыграет опытного пилота, который после аварии стал не нужен своей команде. Но неожиданно он получает приглашение вновь вернуться на трассу, однако на деле оказывается, что его позвали лишь в качестве “няньки” для талантливого, но незрелого юнца. Известно, что Сталлоне очень долго искал актера на роль новичка чемпионата и даже хотел пригласить в картину Леонардо ди Каприо или Бреда Питта. Но в итоге Слай выбрал малоизвестного немецкого актера Тила Швейгера, который, как он сам признается, “вырос на “Формуле-1”. В настоящее время работа над фильмом в самом разгаре: Сталлоне вместе со всей съемочной группой перелетает с автодрома на автодром, чтобы снять несколько реальных автогоночных сцен. “Я думаю, что это огромный шанс для КАРТа увеличить число поклонников”, — говорит Майкл Андретти, который наряду с Хуаном-Пабло Мантойей и Дарио Франкитти уже успел поучаствовать в некоторых сценах фильма.