“Гран-при Венгрии” в корне изменил ситуацию в чемпионате. Впервые в этом сезоне в лидеры вышли действующий чемпион мира Мика Хаккинен и его команда “Макларен”. В то же время победа финна позволила ему вместе с Дэвидом Култхардом повторить уникальное достижение своих предшественников Айртона Сенны и Алена Проста — 25 выигрышей “Гран-при”. За оставшиеся пять этапов до конца чемпионата эта пара имеет реальный шанс стать единоличным владельцем рекорда.

“МАКЛАРЕН” ВЫШЕЛ ВПЕРЕД
Победа Мики Хаккинена в Венгрии принесла с собой сразу несколько удивительных рекордов. Кроме того, что “серебряные стрелы” Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда догнали своих легендарных предшественников Алена Проста и Айртона Сенну по числу парных побед, на “Хунгароринге” было зафиксировано около 20 тысяч финских фанатов, а объект их поклонения вторую гонку подряд показал довольно сложный маневр.
Что и говорить, блицкриг Хаккинена опять идеально удался. Мика не скрывал своего восхищения: “Я думал, что старт, который я продемонстрировал в Хоккенхайме, бывает лишь раз в год. Однако мне удалось опровергнуть эту истину. Я протиснулся между Дэвидом и Михаэлем и в первый поворот вошел лидером”. На пресс-конференции, состоявшейся сразу после гонки, произошло несколько довольно забавных эпизодов. После вопроса одного из журналистов финну о том, как ему удалось добиться таких идеальных настроек болида, Мика задумался, а в это время Шумахер воспользовался секундным замешательством, опередив своего соперника: “Вы думаете, он вам все расскажет?” Однако Хаккинен все-таки ответил: “Это была комбинация нескольких фантастических взаимодействий между пилотом, шасси, мотором, механиками и инженерами. Я не забивал себе голову тем, что после этой гонки выйду в лидеры чемпионата. Главным было — сохранить лидерство в гонке”. Когда же финна спросили, считает ли он себя теперь фаворитом первенства, он задумчиво произнес: “Хм…”. Михаэль и тут не растерялся и выступил в роли переводчика: “Он говорит, что считает”.
А вот Дэвид Култхард после своей неудачной борьбы с Шумахером пребывал не в лучшем расположении духа: “Войдя в гонку третьим, я и финишировал третьим. Это все, что я заслуживал”. Но, несмотря на печальный результат, шансы шотландца на чемпионство не так уж низки. К примеру, Эдди Джордан продолжает считать Дэвида фаворитом первенства.

В “ФЕРРАРИ”
СОХРАНЯЮТ ОПТИМИЗМ
Еще накануне “Гран-при Венгрии” в потоке критики в сторону Михаэля Шумахера выделялся голос Эдди Ирвайна. В отличие от остальных гонщиков, критиковавших немца за некорректное поведение на трассе, бывший партнер Шумахера по “Феррари” предсказал тому печальное завершение сезона. Ирландец сказал, что если Михаэль не выиграет “Гран-при Венгрии”, то он скорее всего вновь упустит титул, ведь на следующих гонках в Спа и Монце “Макларены” имеют реальный шанс оторваться в чемпионате на недосягаемое количество очков. Станет ли Ирвайн формулическим Нострадамусом, не известно. В “Феррари” пока царит оптимизм.
Проигравший около 8 секунд Мике Хаккинену Михаэль Шумахер заявил: “Возможно, я перестраховался в первом повороте, помня о неудачных для меня Шпильберге и Хоккенхайме, и поэтому пропустил вперед Хаккинена. Но в гонке я был не так быстр, как хотелось бы. Даже если бы я сохранил на старте лидерство, то Мика все равно бы меня обогнал или в одном из поворотов, или на дозаправке — настолько хорошие настройки ему подобрали. А вот с Култхардом пришлось побороться, поэтому я доволен результатом гонки. Шесть очков — это максимум, на что была способна моя машина в Венгрии. Нам есть над чем подумать”.
Обладатель четвертого места Рубенс Баррикелло выглядел более удрученным: “Думаю, что я потерял свой шанс на хороший результат еще в субботу, когда квалифицировался на пятое стартовое поле. После того как я застрял за Ральфом Шумахером, только фантастическая работа моих механиков в боксах позволила мне опередить пилота “Уильямса”. Но было уже поздно — тройка лидеров оторвалась слишком далеко. Эта была очень тяжелая гонка в жарких условиях. Я выпил всю воду, которая была у меня с собой, но все равно потерял полтора килограмма веса”.
А вот спортивный директор “Феррари” Жан Тодт был на редкость оптимистичен: “Результат в какой-то мере неутешителен, ведь поул-позишн Михаэля позволяла надеяться на победу, но Хаккинен был самым быстрым на трассе. Для нас было важно, чтобы оба пилота заработали очки, ведь в последних трех гонках Михаэль выбывал из борьбы. Мы добились желаемого, поэтому заявляю, что первенство начнется в Спа с новой силой”.

ДВЕ ТАКТИКИ ПОБЕГА ИЗ ХВОСТА ПЕЛОТОНА
Гонка в Будапеште издавна не пользуется сильной любовью пилотов “Формулы-1” из-за невозможности обгонов, однако на этом этапе было два пилота, которые, продемонстрировав чудеса гонщицкого искусства, прорывались из хвоста пелотона вперед.
Жак Вильнев, немного поубавив в последних гонках скорость набирания очков, казалось, и в Венгрии не мог рассчитывать на успех, ведь в квалификации он был лишь 16-м. Столкновение на первом круге с Педро де ла Роза и вовсе отбросило канадца на последнее место. Однако Жак, собрав волю в кулак, ринулся в погоню за вереницей автомобилей и стал одного за другим обгонять конкурентов. “Наша машина была невероятно конкурентоспособна. Мы могли вполне рассчитывать на очки, но стечение обстоятельств изменило наши планы. После столкновения с де ла Роза все мои надежды на благополучный исход рухнули. Это настоящий позор для меня”.
Если Жак Вильнев отвоевывал себе места за счет красивых обгонов, то Ярно Трулли утер нос многим, применив довольно рискованную для жаркого “Хунгароринга” тактику с одним пит-стопом: “Мое стартовое 12-е место вынуждало искать выход из сложной ситуации, и мы решили пойти на одну смену резины. Дело в том, что, хотя асфальт в Венгрии буквально плавился от жары, он не был столь абразивным и покрышки стирались не так быстро. Показателем хорошего качества шин служит мой обгон в конце гонки Дженсона Баттона”.

ЯРМАРКА НЕВЕСТ
Ситуация с переходами свидетельствует о том, что трансферный рынок вот-вот закроется. Уже 10 лучших пилотов имеют контракт на следущий год, причем три команды — “Макларен”, “Феррари” и “Джордан” — уже полностью укомплектованы. На “Гран-при Бельгии” ожидается цепная реакция заявлений о новых контрактах.
Из тех пилотов, кто еще находится в подвешенном состоянии, наибольший интерес вызывает гонщик “Уильямса” Дженсон Баттон. Возможно, в следующем году у Ральфа Шумахера будет новый партнер — колумбиец Хуан-Пабло Монтойя, чемпион серии CART. Англичанин станет напарником Джанкарло Физикеллы в “Беннетоне”, а в паре с Жаком Вильневом за “БАР” будет выступать тест-пилот “Макларена” Оливье Панис, которому наскучило прикрывать спины Хаккинена и Култхарда: “Я надеялся, что положение Дэвида Култхарда шаткое и я займу его место, но как оказалось, мои надежды были напрасными. Я не могу больше ждать, я хочу гоняться на “Гран-при”. Негоже сидеть в девках, когда тебе 33 года”.
Весьма привлекательной выглядела фигура Жана Алези. Его “Прост-Пежо” заставил в этом сезоне забыть о былых успехах француза. Были предположения, что Жан перейдет в “Ягуар” или вернется после годичного перерыва в “Заубер”. Однако появившаяся на этой неделе информация о возможных поставках клиентских моторов “Феррари” для конюшни Алена Проста вселила немалый оптимизм как в четырехкратного чемпиона мира, так и в его топ-пилота.
Рикардо Зонта, покидающий “БАР”, появится, возможно, в “Заубере”. А вот нынешний пилот команды Мика Сало может уйти в новую команду “Тойота”. Правда, ее появление в “Формуле-1” планируется в 2002 году, поэтому финн, хорошо поработавший недавно в Мюджело над настройками “Заубера”, вряд ли станет терять год на тестах зарождающейся конюшни.
Немалый интерес проявляют конюшни и к пилотам “Формулы-3000”: на днях “Бенеттон” заключил контракт тест-пилота с австралийцем Марком Уэббером, в “Ягуаре” проходит проверку сын чемпиона мира 1979 года в составе “Феррари” южноафриканца Джоди Шектера Томас Шектер, а в “Уильямсе” пробует свои силы лидер международного чемпионата “Формулы-3000” бразилец Бруно Жункуэйра.
Рекордные победы
пар пилотов “Макларена”

Победа Мики Хаккинена в Венгрии стала 129-м выигранным “Маклареном” “Гран-при”. Но для команды победа более ценна, когда ее могут завоевать оба пилота, а не так, как это делали в одиночестве Джеймс Хант в 1976 — 1977 гг., Ален Прост в 1986 — 1987 гг. и Айртон Сенна в 1993 году. Пара Мика Хаккинен — Дэвид Култхард догнала по количеству общих побед взрывоопасный легендарный дуэт конца 80-х Айртон Сенна — Ален Прост. Правда, свои 25 “Гран-при” бразилец и француз завоевали всего за 2 года, в то время как Мика и Дэвид вместе уже пятый сезон. За всю историю “Макларена” было лишь четыре случая, когда гонщики вдвоем набирали более 10 выигрышей.
Пары пилотов Годы Победы
Айртон Сенна 1988 — 1989 25 (14+11)
Ален Прост

Мика Хаккинен 1996 — 2000 25 (17+8)
Дэвид Култхард

Айртон Сенна 1990 — 1992 19 (16+3)
Герхард Бергер

Ален Прост 1984 — 1985 18 (12+6)
Ники Лауда

Новые приобретения
Все меньше и меньше остается времени до конца сезона, а это значит, что вакансии в командах на следующий год будут заполнены с огромной скоростью. Ожидается, что на “Гран-при Бельгии” сразу несколько конюшен объявят о своих новых приобретениях.
Команда Пилот (подписан ли контракт на 2001 год)
Макларен
Мика Хаккинен, Дэвид Култхард
(оба — кон.)
Феррари
Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло
(оба — кон.)
Джордан
Хайнц-Харальд Френтцен, Ярно Трулли
(оба — кон.)
Ягуар
Эдди Ирвайн (кон.), Лючано Бурти,
Дарио Франкитти, Жан Алези,
Дженсон Баттон
Уильямс
Ральф Шумахер (кон.),
Хуан-Пабло Монтойя, Дженсон Баттон
Бенеттон
Джанкарло Физикелла (кон.),
Дженсон Баттон, Антонио Пиццонья,
Оливье Панис, Марк Уэббер
БАР
Жак Вильнев (кон.), Оливье Панис,
Дженсон Баттон
Заубер Педро Диниц, Мика Сало, Рикардо Зонта,
Жан Алези, Дженсон Баттон
Эрроуз Йос Ферстаппен, Педро де ла Роза,
Рикардо Зонта
Прост Жан Алези, Ник Хайдфельд
Минарди Гастон Маццакане, Рикардо Зонта,
Марк Жене