Футбол — это не только самый массовый вид спорта и не только социальное явление. Это еще и очень доходный бизнес. В мировом футбольном хозяйстве вращаются миллиарды долларов, причем с каждым годом количество денег растет как снежный ком. С той поры, как футбол стал профессиональным, мяч и банкнота идут рука об руку. Были в мировом футболе альтруисты-бессребреники типа “Квинз Парк” из Глазго, пытавшиеся играть не за деньги, а из любви к искусству, да только они долго не продержались на одном энтузиазме и были вынуждены признать свое поражение. С тех пор прошло более ста лет, и в том, что футбол — это экономика, уже никто не сомневается. Даже в советские времена отечественный футбол содержал в себе элементы профессионализма и не был стопроцентно любительским.

ИГРА ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
И ЗА СЧЕТ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Основу современного футбола составляют профессиональные клубы. Со знакомства с ними, точнее, с их коммерческой деятельности, мы и начнем.
Очень долгое время основным доходом профессиональных футбольных клубов была выручка от продажи билетов на матчи. Увидеть игру любимой команды можно было только на стадионе. Тогда никто не требовал оборудовать трибуны индивидуальными сиденьями, большинство мест были стоячими, и арены могли вместить в себя десятки тысяч, а то и целую сотню.
Ситуация изменилась после второй мировой войны, когда телевидение стало развиваться семимильными шагами. С появлением прямых телетрансляций армия посетителей стадионов заметно поредела. Зачем туда идти, зачастую за многие километры, нередко в отвратительную погоду, выстаивать в очередях, платить деньги, толкаться в тесной толпе во время матча, когда можно сесть перед экраном телевизора и совершенно бесплатно посмотреть футбол, где тебе еще и повтор покажут, и о командах расскажут? Свершилась революция, и клубам, чтобы выжить, пришлось играть по новым правилам.
Во-первых, нужно было смириться с положением, что зрителей на трибунах теперь будет меньше. Равно как и денег, которые они принесут в кассы. Что делать? Повысить цену на билеты и разогнать тем самым тех, кто предпочитал живой футбол телевизионному? Или сделать так, чтобы те, кто пришел на стадион, не пожалели о своем решении и появились и на следующем матче, да еще привели с собой друзей и родственников? Клубы, которые избрали известный нам с детства принцип “лучше меньше, да лучше” и предпочли удержать на стадионе наиболее преданных болельщиков, были вынуждены пойти на серьезные затраты по переустройству своих арен. Те же, кто решил объять необъятное и привлечь всех зрителей на трибуны одними увещеваниями и нравоучениями, проиграли.

Стоимость разовых входных билетов
и сезонных абонементов (для взрослых) на матчи ведущих клубов мира (в долларах США). Сезон-1999/2000.
Клуб Стадион Вместим. Билет Абонемент
“Бока Хуниорс” “Ла Бомбонера” 57 395 5,5 — 20 190 — 650
“Манчестер Юнайтед” “Олд Трэффорд” 56 387 16 — 21 420 — 500
“Тоттенхэм Хотспур” “Уайт Харт Лейн” 36 236 14 — 20 430 — 495
“Боруссия” “Вестфалленштадион” 69 000 12 —17 398 — 456
“Атлетико” “Висенте Кальдерон” 56 037 4 — 12 130 — 431
“Мальорка” “Сон Мойш” 26 500 5,1— 15 182 — 501
“Пари Сен-Жермен” “Парк де Пренс” 48 527 4,9 — 90,4 158 — 930
“Рейнджерс” “Айброкс” 46 836 13— 19 370 — 450

ДРАГОЦЕННАЯ СИМВОЛИКА
Но одними билетами сыт не будешь. Наступили другие времена, и нужно было придумать новую статью дохода. Одним из первых шагов в этом направлении стало разворачивание торговли едой и напитками на территории вокруг стадиона, принадлежащей клубу. Как правило, цены, по которым продукты питания отпускаются в клубных владениях, на 20—25% выше магазинных. Клубы, обладавшие свободными средствами, решили, что вместо закупок на стороне можно наладить выпуск собственной продукции или по крайней мере упаковочной тары со своей символикой. Так пробился еще один финансовый родник — продажа товаров с символикой команды. Родник в короткие сроки превратился в реку. Большинство клубов ставят свои логотипы на спортивные, и не только спортивные, товары. Символику большинства европейских и латиноамериканских команд можно встретить где угодно: от нижнего белья и спичечного коробка до перстней и роскошных автомобилей.
С ростом фанатского движения резко возник спрос на клубную атрибутику — футболки, шарфы, спортивные шапочки и др. А кто может вынести на рыночные прилавки самую качественную продукцию такого рода, как не сами клубы! Они, быстро смекнув, поставили на поток производство подобных штучек, параллельно нанеся удар по пиратским конторам, штамповавшим шарфики и маечки. И каждый шарф, и каждая шапочка пополняли клубную копилку. А какой коллекционер не мечтает приобрести футболку, в которой играет его любимый игрок? Зная этот факт, клубы идут на хитрость, каждый год меняя дизайн футболок, трусов и гетр и тем самым выкачивая денежки из карманов самых преданных болельщиков, которые расстаются со своими кровными без особого сожаления. Суммы, которые выкладывают охотники за клубной атрибутикой на Западе, — не такое уж и дешевое удовольствие, хотя качество предлагаемой продукции того стоит. В России цены на порядок ниже, однако не стоит забывать, что здесь болельщиков в основном снабжают кустари.
Кстати, о клубах и их болельщиках. А почему бы не объединить поклонников команды в организацию, членство в которой давало бы преимущество перед остальными болельщиками? Им и лучшие места, и товары со скидкой, и возможность общения с тренерами и игроками. И все это удовольствие — за членские взносы, которые также идут на клубные счета. Суммы, перечисляемые болельщиками за право называться “членами клуба”, определяются как экономической ситуацией в стране, так и титулованностью команды.

Стоимость атрибутики ведущих клубов мира
(в долларах США). Сезон-1999/2000
Клуб Страна Футболка Производитель
“Арсенал” Англия 49,8 — 68,4 “Nike”
“Ливерпуль” Англия 45,6 “Reebok”
“Ньюкасл” Англия 51,3 “Adidas”
“Бока Хуниорс” Аргентина 30 — 40 “Nike”
“Бавария” Германия 40 — 50 “Adidas”
“Байер” Л Германия 47 “Adidas”
“Боруссия” Д Германия 85 “Nike”
“Аякс” Голландия 25,7 — 39,9 “Umbro”
“Фейеноорд” Голландия 50 “Adidas”
“Атлетико” Испания 22 — 34,2 “Reebok”
“Барселона” Испания 35,3 — 48,2 “Nike”
“Валенсия” Испания 24,4 “Luanvi”
“Реал” Испания 31,4 — 57 “Adidas”
“Сарагоса” Испания 34,2 — 45,6 “Luanvi”
“Сельта” Испания 34,2 — 53,8 “Umbro”
“Интер” Италия 49,9 “Nike”
“Лацио” Италия 57 “Puma”
“Милан” Италия 53,9 — 85,5 “Adidas”
“Парма” Италия 57 “Champion”
“Фиорентина” Италия 57 “Fila”
“Ювентус” Италия 42,8 — 51,3 “Kappa”
“Порту” Португалия 34 — 50 “Kappa”
“Спортинг” Португалия 50 “Reebok”
“Селтик” Шотландия 48 — 68 “Umbro”
“Марсель” Франция 54 “Adidas”
“Монако” Франция 48 “Kappa”
“Пари Сен-Жермен” Франция 38 — 80 “Nike”
Примечание: во многих клубах имеют место сезонные распродажи, когда устаревшая экипировка продается с существенными скидками.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: БЫВШИЙ ДРУГ — ЛУЧШИЙ ВРАГ
Но даже эти деньги не могли обеспечить клубам безбедное существование, и их хозяева пошли на примирение со своим недавним врагом — телевидением. Раз уж эпоха телефутбола неизбежна, то пусть трансляции идут на пользу клубам, а не во вред: пусть телекомпании платят командам за возможность вести репортажи со стадионов и транслируют себе на здоровье. Теперь телевизионщикам пришлось стать обороняющейся стороной и в итоге согласиться с требованиями клубов. Хотят команды иметь свою копеечку или цент с каждой телетрансляции — пожалуйста. Вот и еще один способ получения доходов. Несмотря на то, что появилась возможность смотреть матчи по телевизору, люди по-прежнему продолжали ходить на стадионы, которые не всегда могли вместить всех желающих. Большинство мест на трибунах европейских стадионов отдано владельцам сезонных абонементов. А как быть остальным? Особенно если матч показывают не по общедоступному, а по кабельному или какому-либо другому телеканалу? И тут нашли выход из положения. Организовать телетрансляции в специальных барах и клубах, куда бы могли приходить болельщики посмотреть матч любимой команды, поделиться своими впечатлениями, а заодно и пропустить кружечку-другую пива. Все довольны: клубы, их владельцы, болельщики и телевизионщики. В середине 80-х “Милан” и компания “Фининвест”, руководимая Сильвио Берлускони, заключили брачный союз, действующий и поныне. Медиамагнат Берлускони смог при помощи принадлежащих ему телекомпаний раскрутить “Милан” и сделать его ведущим клубом не только в Италии, но и в мире. В свою очередь успехи “Милана” принесли немалые капиталы империи Берлускони. Победа на выборах движения “Вперед, Италия” и приход Берлускони на пост премьер-министра страны — дитя брака “Милан” — “Фининвест”.

РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ ФУТБОЛА
В связи с тем, что матчи стали транслировать по телевидению, резко возросла зрительская аудитория. Это явление очень быстро уловили рекламодатели и не преминули воспользоваться сложившейся ситуацией, предложив установить рекламные щиты вокруг поля. Приток средств, полученных от такой, на первой взгляд, мелочи, существенно пополнял бюджет клуба. Прошло совсем немного времени, и логотипы фирм переместились с рекламных щитов на футболки игроков, постоянно находящихся в центре внимания и в объективах телекамер. Так родилось титульное спонсорство. Теперь несколько компаний с именем участвуют в соревновании за право украсить своим логотипом форму того или иного клуба. Если же не сложилось стать спонсором титульным, можно стать просто спонсором или, на крайний случай, спонсором того или иного игрока (практика, пока что не распространенная в России). Тогда тот или иной футболист будет направо и налево рекламировать доброго дядю спонсора, который в свою очередь будет благодарить игрока за труд немалыми поступлениями в семейный бюджет. Например, основной доход Роналдо, Давидса, Дель Пьеро составляют не заработки в клубе и не премиальные, а деньги от пропаганды какого-нибудь товара. Что стоит футбольной звезде пять минут прокатиться в новенькой модели автомобиля или заявить на всю страну, что не все йогурты одинаково полезны? Ровным счетом ничего. Зато миллионы людей, увидев, как их кумир надевает штаны определенной швейной фабрики или уплетает бутерброды ресторана быстрого обслуживания, последуют его примеру.
Еще дальше пошли самые крупные и могущественные фирмы, взвалив на свои плечи генеральное спонсорство целого турнира: ответственность огромная, вложения колоссальные, но прибыли могут стать астрономическими. И не случайно почти все крупные и средние соревнования по футболу имеют своего генерального спонсора и носят двойное название. Все крупные чемпионаты и Кубки ведущих футбольных держав основательно подсели на иглу генеральных благодетелей и не собираются с нее спрыгивать. И потому чемпионат Чехии все чаще называют Гамбринусом, соревнование в английской премьер-лиге Карлингом, а розыгрыш премьер-лиги шотландской — Теннентом. Телекомпания “Sky TV” заключила пятилетний контракт с английской премьер-лигой на право показа матчей чемпионата Англии, и на счета английских клубов потекли живые денежки. Помимо титульных спонсоров большие доходы в клубы поступают от фирм-производителей спортивной экипировки. Каждая команда играет в форме определенной компании, тренируется мячами известных фирм. Лучшей рекламы для производителей спортивной одежды и инвентаря не придумаешь, потому между фирмами ведется нешуточная борьба за право одеть и обуть известный клуб. Соглашение между “Манчестер Юнайтед” и компанией “Амбро” принесло английскому суперклубу несколько миллионов долларов. Да и “Амбро”, мягко говоря, в убытке не осталась.

Фирмы-спонсоры ведущих клубов мира
Клуб Страна Фирма
“Арсенал” Англия Sega
“Ливерпуль” Англия Carlsberg
“Манчестер Юнайтед” Англия Sharp
“Бока Хуниорс” Аргентина Quilmes
“Палмейрас” Бразилия Parmalat
“Бавария” Германия Opel
“Байер” Германия Bayern
“Боруссия” Д Германия St.Oliver
“Аякс” Голландия ABN Amro
ПСВ Голландия Philips
“Валенсия” Испания Terra Mitica
“Реал” Испания Teka
“Интер” Италия Pirelli
“Милан” Италия Opel
“Парма” Италия Parmalat
“Ювентус” Италия Sony
“Порту” Португалия Revigres
“Марсель” Франция Ericsson

ИГРОК КАК ТОВАР
Итак, мы выделили два источника поступления средств — коммерческая деятельность клубов и поступления от рекламы. Переходим к третьему киту, имя которому — трансферная политика. Футболисты давно стали живым товаром, и никого этот факт не смущает. В том числе и самих футболистов. Купить игрока за одну сумму, а затем выгодно толкнуть его на сторону — весьма выгодная статья доходов. А воспитать игрока в собственной школе, потратив весьма скромные средства, и через год-другой продать его за миллионы долларов — чем не бизнес? В каждой стране сложилась прослойка клубов-рантье, живущих за счет перепродажи игроков. Помимо прямых выгод от торговли игроков существуют еще и косвенные. Приход нового игрока — это всегда ожидание чего-то нового, это ажиотаж, это внимание болельщиков и прессы, которое материализуется в продажу дополнительных абонементов и билетов, в заказы на дополнительные телетрансляции. Кроме того, некоторые клубы покупают игроков только в случае, если у них на балансе имеются свободные средства, тем самым избегая некоторых сложностей с налоговой полицией. Широко распространена и практика сдачи футболистов в аренду, когда игрок, не проходящий стабильно в основу, отправляется на определенный срок и за определенную мзду в клуб послабее, причем зарплату он уже получает у новых хозяев.

Трансферная стоимость самых дорогих футболистов мира
(в млн. долларов США)
Игрок Откуда Куда Год Стоимость
Луиш Фигу “Барселона” Испания “Реал” Испания 2000 57
Эрнан Креспо “Парма” Италия “Лацио” Италия 2000 54,1
Кристиан Вьери “Лацио” Италия “Интер” Италия 1999 50
Габриэль Батистута “Фиорентина” Италия “Рома” Италия 2000 35,9
Николя Анелька “Арсенал” Англия “Реал” Испания 1999 35,7
Денилсон “Сан-Паулу” Бразилия “Бетис” Испания 1997 35
Кристиан Вьери “Атлетико” Испания “Лацио” Италия 1998 28
Роналдо “Барселона” Испания “Интер” Италия 1997 27,9
Ривалдо “Депортиво” Испания “Барселона” Испания 1997 26,7
Клаудио Лопес “Валенсия” Испания “Лацио” Италия 2000 26
Андрей Шевченко “Динамо” Украина “Милан” Италия 1999 25

ЗОЛОТОЕ ФУТБОЛЬНОЕ ДНО
Четвертый источник и четвертая составляющая часть футбольного бизнеса — это различные премиальные и бонусные средства. В футбол играют повсеместно, и этот вид спорта не может быть запертым в границах одной страны, поэтому неудивительно, что клубы рвутся наружу для встреч со своими коллегами из-за рубежа. Идея систематизировать соревнования клубных команд, сделать их официальными и регулярными пришла в голову французскому журналисту Габриэлю Ано в 50-е годы и через несколько лет получила свое воплощение в виде Кубка европейских чемпионов. Через несколько лет появился Кубок обладателей кубков и Кубок Ярмарок, преобразованный в Кубок УЕФА. Европейские кубковые турниры сразу обрели популярность и стали собирать огромную телеаудиторию. На рубеже 80-х и 90-х президент УЕФА Леннарт Юханссон дал мощный импульс коммерциализации европейских кубков. Была образована Лига чемпионов, которая сразу привлекла к себе интерес, а затем и деньги многих мощнейших финансовых компаний. Может быть, в спортивном плане преобразованные турниры в чем-то и потеряли, однако финансовый успех Лиги чемпионов колоссален. Соревнование сильнейших клубов Европы является одним из самых прибыльных спортивных мероприятий. Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по футболу и другим видам спорта остались позади. В связи с тем, что в котле еврокубков варятся огромные деньги, существенно выросли доходы участников турнира. Даже одно только участие в Лиге приносит клубам приличный доход. А если учесть, что этот доход растет с каждым добытым очком, да еще по мере продвижения команд в турнире сумма вознаграждения вырастает, то легко представить, насколько выгодно играть в Лиге чемпионов. На победителя турнира может пролиться золотой дождь. Киевское “Динамо” за два года успешного выступления в Лиге смогло заработать приличный капиталец, который пошел на строительство сверхсовременной тренировочной базы в Конче-Заспе. Доходы клубов, выступающих в Кубке УЕФА, на порядок меньше, поэтому в национальных чемпионатах клубы стремятся занять как можно более высокое место, чтобы играть в главном турнире. Впрочем, для многих и выступления в Кубке УЕФА — серьезная финансовая подпитка.
Переходим к пятому пункту. В начале 90-х годов “Манчестер Юнайтед” выпустил и продал на бирже свои акции. Таким образом, футбольный клуб окончательно стал предприятием, как завод или отель. Примеру “Манчестер Юнайтед” последовали многие другие, напечатавшие ценные бумаги. Причем эти акции почти всегда в цене, и курс их котировок стабильно растет. Сегодня цена акций ведущих клубов на фондовом рынке в 20 раз превышает номинал, причем купить их практически невозможно. Ну и не стоит забывать о такой статье доходов, как спортивные лотереи. Любители прогнозов были, есть и будут всегда, тем более что прогноз без денежного выигрыша — нечто несерьезное. Почти в каждой стране мира на матчи принимаются ставки, причем процент от этих ставок идет в клубные кассы.

КОМУ “ВЕРШКИ”, А КОМУ И “КОРЕШКИ”
Футбольный клуб на рубеже веков — это современное предприятие, имеющее несколько статей доходов. В большинстве случаев предприятие оказывается прибыльным, хотя есть и примеры обратного характера. Ежегодно разоряются и прекращают свое существование несколько клубов, причем не только в странах с нестабильной экономикой. Несколько лет назад обанкротился бельгийский “Сэрен”, пошел с молотка некогда благополучный испанский “Логроньес”, в самой благополучной стране Южной Америки — Аргентине вот уже второй сезон всем миром пытаются спасти один из самых популярных клубов “Расинг”, за которым числится долгов на 40 миллионов долларов. Впрочем, банкротство было, есть и будет, пока существует бизнес. Более того, футбольные клубы разоряются куда реже, нежели другие предприятия, хотя и на них распространяется действие статей Уголовного кодекса. Так, за взяточничество и финансовые махинации за решетку был отправлен президент французского “Марселя” Бернар Тапи, а сам клуб лишился места в первом дивизионе. Чуть больше повезло испанской “Сельте”, которая в 1995 году отделалась только понижением в классе, и следующие несколько лет ее руководство пыталось доказать, что команда пострадала несправедливо. В минувшем сезоне всех потряс скандал вокруг руководства мадридского “Атлетико”, когда президенту клуба (по совместительству мэру курортного городка Марбелья и лидеру политического движения G.I.L.) Хесусу Хилю было предъявлено обвинение более чем по десяти статьям, в числе которых упоминались махинации со средствами акционеров, перекачивание денег из городского бюджета в клубный, вымогательство и подделка документов. В итоге дело в отношении Хиля было прекращено за недоказанностью, но на судьбу “Атлетико” этот процесс оказал негативное влияние: третий по титулованности клуб страны бесславно вылетел во второй дивизион.