Сегодня особый день – день проверки на прочность. Ни разу еще Россия не делегировала в основной этап розыграша Лиги чемпионов сразу двух своих представителей. В нынешнем сезоне мы были близки к этому как никогда. Впрочем, почему в прошедшем времени? У “Локомотива” еще остается шанс, пускай и призрачный, на попадание в заветный турнир. Для этого надо, ни много ни мало, обыгрыть турецкий “Бешикташ” хотя бы – 3:0, а затем развить успех в дополнительное время…
За последние четырнадцать месяцев пять раз после крупных поражений “Локомотива” (дважды – по 0:3 от “Спартака”, дважды – 1:4 и 0:3 от “Лидса” и опять – 0:3 от “Бешикташа”) приходилось задаваться вопросом: “Что же произошло, и почему клуб, в российском представлении претендующий на приставку “супер”, так лихо был превращен в жертву, хотя изначально претендовал на роль палача? Каждый раз где-то в глубине подсознания напрашивался ответ: “Стечение обстоятельств, случайность”. Но, случайность имеет единичный характер, пять раз – это уже закономерность. Что же общего во всех этих поражениях? Белой нитью через них проходит стратегия команды. Во всех этих матчах железнодорожники не собирались подстраиваться под соперников, полагались на свои силы и возможности и, выражаясь боксерским языком, пытались работать “первым номером”. Но диктовка инициативы и ставка на поиск счастья у чужих ворот – это вовсе не локомотивская стихия. Это все равно, что “Спартак” будет играть от обороны, много ли он наиграет? Для того чтобы играть на встречных курсах, нужно иметь в составе не только пару классных центральных хавбеков (кстати, во всех траурных матчах и те себя никак не проявляли), все десять полевых игроков обязаны обладать в большей или меньшей степени элементами созидательного футбола. Защитники для осуществления быстрого перехода от обороны к атаке должны быть наделены искусством первого паса, хавам необходимо быть все время готовыми к приему мяча, а форварды обязаны в нужный момент быть открытыми. У “Локомотива” же в рассматриваемых нами матчах ни одно из условий не выполнялось. Защитники, которым не предъявлялись жесткие требования по сохранению мяча, абы не напортачить у своих ворот, особо не задумываясь, играли на отбой, в такой ситуации представителям группы атаки за мяч зацепиться было крайне трудно, но при этом большие силы железнодорожников шли вперед, а при потере мяча они не всегда успевали возвращаться. В тех же периодах, когда у железнодорожников что-то начинало получаться, они овладевали инициативой, осаждали штрафную площадь соперника, но им не хватало навыков атакующего футбола, острого последнего паса, хромала и реализация голевых моментов.
“Локомотив” – безусловно команда очень сильная, цельная, волевая, способная на многое. Но это многое возможно тогда, когда играют ребята Семина в свойственный себе (!) футбол. Очень строго сзади, изматывая и выводя из себя противника. При этом железнодорожники, словно сжатая пружина, ждут своего шанса впереди, который обязательно появится, так как теряющий бдительность противник не может не ошибиться. Вот в такой игре локомотивские бойцы – короли. Не отойди они от нее в первом матче в Турции, сегодня все было бы по-другому. Теперь же им вновь придется играть в чужой футбол, большими силами кидаться вперед и рисковать, рисковать, рисковать. А это опасно в большей степени для них самих, нежели для “Бешикташа”.
“Локомотив” умеет побеждать, но не крупно. В нынешнем чемпионате страны он лишь дважды выигрывал с разницей в три и более мячей и оба раза – у “проходного” “Ротора”. “Бешикташ” не “Ротор”. Да и итальянская тактика Юрия Палыча по сути с пятью защитниками явно не способствует результативности.
Все это наталкивает на мысль, что спасти Лигу чемпионов для “Локо” может только чудо.
Герой Валерия Золотухина в фильме “Не валяй дурака” собственными руками строил в сарае вертолет – очень уж ему хотелось подняться вверх на своей посудине и парить там на ряду с лучшими мировыми летательными аппаратами. В принципе и предпосылки для такой надежды у него были неплохие: и знаниями наделен, и характером, и лучший опыт перенимать умел. Но мечта обернулась трагедией, в самый ответственный час, когда счастье было так близко, он погиб при испытаниях, так и не постигнув “высот”.
Но, как поет “Чай-Ф”: “Не спешите вы нас хоронить”. Тем более локомотивский характер всегда гарантирует борьбу до последней минуты.