Прошел 21 год с того памятного всем поклонникам “Феррари” дня, когда южноафриканец Джоди Шектер, придя на “Гран-при Италии” к финишу первым, принес Скудерии заветный чемпионский титул. Много уже было сказано о том, что ни в какой другой команде “Формулы-1” не придают такого большого значения победе своего пилота в чемпионате, даже забывая подчас о розыгрыше Кубка конструкторов, как в этой итальянской конюшне. Однако сегодня для почитателей “королевских гонок” имя Шектера интересно не только в связи с приятными ностальгическими воспоминаниями, эту фамилию все чаще произносят, когда говорят о будущих звездах автоспорта, то и дело проводя параллели между Шектером-старшим и его сыном Томом.
ФЛЭТЧЕР
Едва южноафриканский гонщик Джоди Шектер попал в мир автоспорта, как тут же получил прозвище Флэтчер — в честь одного из героев книги "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Герой этого произведения захотел научиться летать гораздо раньше, чем это делают его собратья, и поэтому все его попытки воспарить в небо заканчивались столкновением с утесом. Бесспорно, по своему потенциалу Джоди мог стать чемпионом мира, вопрос был только в том, доживет ли он до этого дня. Его “послужной список” аварий выглядит очень внушительно: Франция и Канада — 1973, Германия — 1975, Швеция и Франция — 1977, Бразилия, США и Австрия — 1978…
На рубеже 70-х Шектер приехал в Великобританию в качестве подающего большие надежды гонщика. Он настолько быстро перешагнул из “Формулы-1600” в “Формулу-3”, что уже в следующем сезоне получил возможность управлять “Маклареном” на “Гран-при США” в Уоткинс-Глене. Этот потрясающий прогресс продолжался и в следующем 1973 году. Во время “Гран-при Франции” 23-летний Шектер лидировал в гонке, пока его буквально не столкнул с трассы “Лотус” Эмерсона Фиттипальди. В течение сезонов-1974-76 Шектер ездил за “Тиррелл” в качестве первого пилота. И четыре победы, завоеванные Джоди на этом болиде, еще больше упрочили мнение поклонников “Формулы-1”, что Южная Африка в скором времени получит своего героя.
Осознав, что дальнейшее продвижение в карьере с “Тирреллом” вряд ли возможно, Шектер переходит в только что организованную команду “Вольф” и, несмотря на семь сходов в сезоне, молодой автогонщик становится в 1977 году вице-чемпионом мира вслед за Ники Лаудой. Это было потрясающее начало для команды, но, к сожалению, сохранить этот темп конюшня не смогла, и Джоди Шектеру ничего не оставалось делать, как принять предложение Энцо Феррари и в 1979 году перейти в Скудерию.
ФОРЦА, ФЕРРАРИ!
Многим тогда казалось, что Шектер совершает ошибку. Комбинация горячего южного темперамента, который преобладал в итальянской команде, с резкой безапелляционной откровенностью Джоди могла в любой момент привести к конфликтам. Не предвещало ничего хорошего и сочетание в конюшне двух бесспорно талантливых и честолюбивых гонщиков — Шектера и Жиля Вильнева. Однако опасения, что канадец не захочет мириться с ролью второго пилота и при первом же подходящем случае заявит о своих правах на ведущие позиции, не оправдались. Жиль и Джоди сразу же нашли общий язык. Канадец, которого все называли “маленький принц” за благородство души, больше всего на свете ценил дружбу и никогда бы не смог позволить себе совершить подлый поступок в отношении товарища.
Сезон начался для “Феррари” крайне неудачно. Сначала сход обеих машин в Аргентине, а затем в Бразилии финиш на 5-м и 6-м местах. Но весной на смену прошлогодней модели болида пришла новая — “Феррари- 312Т4”. Вильнев и Шектер сразу же сделали два дубля подряд — в Южной Африке и США. А затем на “Гран-при Бельгии” пришла пора побеждать Шектеру. Лето закончилось, и стало совершенно очевидно, что чемпионский титул в этом году разыграют между собой два пилота “Феррари”.
ВСЕ РЕШАЛОСЬ В ЗНАМЕНИТОЙ МОНЦЕ…
9 сентября 1979 года. Монца, Италия. Две “Феррари” бок о бок стремительно мчатся к финишу. Причем канадец Жиль Вильнев, который едет вторым, имеет несколько возможностей обойти своего напарника по Скудерии Джоди Шектера. Победа может принести Жилю шансы на чемпионство, и тем не менее Вильнев не предпринимает ни малейшей попытки на обгон.
Как ни странно, но после гонки, пьяным от счастья был не только Шектер, выигравший и “Гран-при”, и чемпионскую корону. Его товарищ по команде Жиль Вильнев тоже не скрывал радости. “Я мог обойти сегодня Джоди, — говорил после финиша Вильнев, — но я обещал ему не делать этого. Мое время еще придет…” Но отдать долг своему другу Шектер так и не смог.
В 1980 году атмосферные двигатели “Феррари” явно уступали турбомоторам их конкурентов. Действующий чемпион мира с огромным трудом лишь однажды на “Гран-при США-Запад” закончил гонку в очках и стал в итоге 19-м. Острый язык Шектера в самый неподходящий момент подвел своего хозяина, и после очередной критики в адрес алого болида Джоди пришлось искать себе новое место работы.
Но начинать все с начала у южноафриканца уже не было желания. В конце сезона-1980 он покинул “Формулу-1”. Фамилия Шектер исчезла из “королевских гонок”. Но навсегда ли?..
ДИНАСТИЯ АВТОГОНЩИКОВ
Помните, с каким воодушевлением поклонники “королевских гонок” встретили появление в “первой Формуле” Жака Вильнева? Все сравнивали его с отцом, говорили, что канадец должен сделать то, что не успел Жиль. А когда чемпионский титул все-таки достался юной звезде, тут же пошли разговоры: “А как же иначе?! Вильнев — есть Вильнев!” Нечто подобное сейчас происходит в отношении Томаса Шектера — младшего сына Джоди.
Как и большинство его коллег, Томас начал свою карьеру с картинга. Вначале это было не больше чем хобби, но как только к парню пришли первые победы, ему захотелось нечто большего. “Как только вы начинаете приходить к финишу первым, вы хотите победить всех!” — говорит Томас. В 1998 году Шектер-младший покинул родную Южную Африку и перебрался в Великобританию под опеку своего отца (родители Томаса давно не живут вместе).
“Мне сразу понравился Лондон. Единственное, что меня раздражает в Великобритании, так это погода”, — смеется Том. Но как бы то ни было, с этого момента Джоди Шектер взял на себя роль менеджера младшего сына и, используя все свои связи, помогал Тому в продвижении карьеры. Но ни в одном виде спорта, в том числе и автомобильном, невозможно добиться успеха только за счет знаменитого отца.
В 1998 году юный южноафриканец занимает третье место в юниорской “Формуле-Воксхолл”, а через год становится победителем Евросерии ИФДА, установив своеобразный рекорд по количеству побед и поул-позишн. Эти успехи приводят к тому, что команда “Стюарт”, выступающая в британской “Формуле-3”, подписывает с Шектером контракт на 2000 год.
Но это еще не все. Томас Шектер, которому 21 сентября исполнится 20 лет, уже стал тест-пилотом “Ягуара” и успел дебютировать в международном чемпионате “Формулы-3000”. Причем во второй своей гонке умудрился подняться на вторую ступеньку подиума.
“Я хочу, чтобы Томас набрался побольше опыта в различных автогоночных чемпионатах, прежде чем он попадет в “Формулу-1”, — говорит Джоди Шектер. –

 

 


Хотя у сына другое мнение. Он считает, что уже готов выехать на одну трассу с Шумахером и Хаккиненом, рассуждая, что если такое по плечу Баттону, то и он справится. Все же я думаю, что для него будет лучше подождать еще один год”.
Интересно, если все-таки Михаэль Шумахер, несмотря на все старания, так и не принесет в этом сезоне “Феррари” чемпионский титул, не сделают ли боссы Скудерии, что называется, “ход конем”, восстановив некогда звездное сочетание — Вильнев—Шектер?

НАША СПРАВКА
Джоди Дэвид ШЕКТЕР (Южная Африка)
Родился 29 января 1950 года в Ист-Лондоне.
В “Формуле-1” выступал с 1972 по 1980 годы за команды “Макларен” (1972—1973), “Тиррелл” (1974—1976), “Вольф” (1977—1978) и “Феррари” (1979—-1980).
Чемпион мира 1979 года, вице-чемпион 1977 года, третье место в чемпионатах - 1974 и 1976.
Принял участие в 113 “Гран-при”, стартовав в 112 из них: одержал 10 побед, 33 раза поднимался на подиум, трижды стартовал с поул-позишн и 13 — с первого ряда, 5 раз показал быстрейший круг в гонке. За карьеру набрал 255 очков, из них 246 в зачет чемпионата.