ХОСЕ МАНУЭЛЬ МОРЕНО — ЧЕМПИОН ЧЕТЫРЕХ СТРАН
Продолжаем представление лучших игроков
ХХ столетия
по версии Международной федерации истории и статистики футбола.
Игорь АСТРАХАНСКИЙ

АРГЕНТИНЕЦ КРУЧЕ САМОГО ДИ СТЕФАНО
Предвижу удивление многих читателей: как человек, о котором вы слыхом не слыхивали, попал в галерею звезд столетия? Но не спешите с выводами. Морено занял 5-е место в рейтинге футболистов ХХ века в Южной Америке и 25-е — в мире. Это наивысшее место для игрока, который никогда не играл на чемпионатах мира и Олимпиадах и не выступал за европейские клубы. Если бы не перечисленные обстоятельства, быть бы ему в списке еще выше.
В Аргентине его считают “круче” самого Ди Стефано, а это что-то да значит. Кем бы в масштабах планеты стал Ди Стефано, не переберись он своевременно в Европу, в “Реал”?
В Мексике старожилы до сих пор, хотя прошло уже более полувека, единодушно говорят, что самый сильный футболист, когда-либо объявлявшийся в местной лиге, — это аргентинец Морено.
В свое время Морено установил необычный рекорд — стал чемпионом в четырех странах: Аргентине, Чили, Мексике и Колумбии. Кто его смог за полвека повторить? Пожалуй, только Джордж Веа, чемпион Либерии, Камеруна, Франции и Италии.
Словом, поводов поговорить о Морено предостаточно.
ЗВЕЗДА
“РИВЕР ПЛЕЙТА”
Хосе Мануэль Морено подростком гонял мяч в буэнос-айресском квартале Бока и, естественно, мечтал видеть себя в майке располагавшегося под боком маститого клуба. Однако в “Бока Хуниорс” его отвергли, не разглядели в нем таланта. Какое-то время Хосе продолжал биться со сверстниками на пустырях, увлекаясь параллельно боксом и пелотой (игра в мяч латиноамериканских индейцев), а потом устроился в “Ривер Плейт”.
В 1934 году, когда ему было 18 лет, “Ривер” совершал турне по Бразилии. В одном из матчей этого турне Морено вышел на левом краю нападения и забил гол. Его отметили и в следующем году выделили место в основном составе клуба. Морено был самым юным в пятерке нападения “Ривер Плейта”, о которой много говорили. В нее входили также Карлос Пеучелле, Ренато Чезарини, Бернабе Феррейра и Адольфо Педернера.
Излюбленной позицией Морено была позиция левого инсайда, но при случае он смещался либо на край, либо в центр нападения. Через 6 дней после своего 20-летия, 9 августа 1936 года, он дебютировал в составе сборной, которая обыграла на “Авельянеде” Уругвай — 1:0. Морено играл на левом фланге нападения в связке с “Чуэко” Гарсией из “Рэсинга”. На Кубок Америки-37 его, однако, не позвали — предпочли ему более опытных Роберто Черро и Алехандро Скопелли.
10 октября 1937-го Морено забивает гол уругвайцам в Монтевидео и опять утверждается в “основе” сборной. В июне 1938-го еще один его гол в ворота Уругвая становится победным. Заносчивые аргентинские функционеры не соглашаются с процедурой отборочного турнира к чемпионату мира-38 и в знак протеста отказываются в нем участвовать. Это было очень прискорбное обстоятельство для сборной Аргентины, которая к тому моменту набрала великолепную форму и была необыкновенно сильна — особенно в плане технического искусства игроков. Ее нападение сравнивали с торнадо. Если бы аргентинцы приехали в 1938-м на мундиаль во Францию, они бы вполне могли произвести такой же фурор, какой произвели на Олимпиадах 1924 и 1928 годов уругвайцы.
Далее разразилась вторая мировая война, вследствие чего аргентинская сборная имела возможность проявить себя только на континентальном уровне. На Кубке Америки-39 в Перу она не участвовала, а в 1941 году выиграла этот турнир, причем Морено был ее главным плеймейкером.
На Кубке Америки-42 в Уругвае “Гаучос” добились рекордной победы со счетом 12:0 над Эквадором (до сих пор самая крупная победа в истории турнира). На долю Морено пришлись 5 мячей из дюжины. Но в финале аргентинцы уступили в упорной борьбе хозяевам (0:1).
В 30-е и 40-е годы не было недостатка в аргентинских виртуозах, которых рассматривали как футбольных “королей”. Это были поколения, необычайно богатые талантами. В то время аргентинцы по классу отодвинули на второй план уругвайцев с бразильцами и определяли мировой уровень. Действительно жаль, что упрямство чиновников и война не предоставили этим поколениям ни одного шанса показать себя на мировых первенствах.
Зато “Ривер Плейт” пользовался бешеной популярностью. В промежутке между 1936 и 1944 годами он четырежды становился чемпионом и четырежды — вице-чемпионом (тогда никаких “апертур” и “клаусур” не было, чемпионат проводился один в год).
Морено сочетал в себе физическую силу и элегантность. Он тщательно ухаживал за своим телом и внешностью. Носил тонкие усики и изысканную прическу, зачесывая волосы назад. Был любимцем женщин, которые приходили на матчи “Ривера” специально ради него.
В 1939 году в матче с “Индепендьенте” Морено совершил неспортивный поступок и был дисквалифицирован на длительный срок. Наказание было, впрочем, настолько неадекватно содеянному, что подвигло профессиональных футболистов Аргентины на забастовку в знак солидарности с Морено.
В начале 40-х в “Ривер Плейте” появился еще один сильный нападающий, претендовавший на ту же позицию, на которой действовал Морено, то есть левого полусреднего, — Анхель Лабруна. Чтобы место нашлось обоим, Морено согласился переместиться на позицию правого инсайда. В 1941 году пятерка нападения “Ривера” выглядела так: Хуан Карлос Муньос, Хосе Морено, Адольфо Педернера, Анхель Лабруна, Аристобуло Деамбросси. Чуть позже Деамбросси заменил Феликс Лусто. Это была так называемая “La Maquina” — “машина”, легендарный квинтет, вошедший в историю мирового футбола.

СТРАНСТВИЯ
В августе 1944 года Морено переехал в Мексику, чтобы выступать за местный “Реал Эспанья”. Он был очевидцем того, как его новый клуб в эффектном стиле победил “Атланте” в финале национального Кубка (6:2) и чемпиона страны “Астурию” в Суперкубке (5:3), после чего через прессу заявил: “Если мы с такой командой не станем чемпионами, я обещаю год играть без зарплаты”.
Команда действительно была крайне незаурядная. Можно сказать, специфическая. Порождение войны. “Реал Эспанью” создали в Мексике испанские мастера, в основном баски, эмигрировавшие в Новый Свет. Их было девять — Аседо, Бласко, Санхенис, Силауррен, Гарсия, Ирарагорри, Ларриньяга, Эмилин и самый знаменитый из всех — форвард Исидро Лангара. Кроме того, было в ней два аргентинца (Морено и Родольфи), четыре кубинца (Айра, Кубанелеко, Хосе Родригес и Хуан Туньяс) и… всего два мексиканца — Лавьяда и Септьен. 20-летний Септьен под влиянием Морено вырос в высококлассного игрока.
Морено не пришлось лишать себя зарплаты. В 1945 году “Реал Эспанья” за месяц до окончания первенства завоевала титул, набрав 79 процентов от возможного числа очков. Это был рекорд, продержавшийся потом 35 лет. “Реал Эспанья” образца 1945-го считается в Мексике одной из трех наиболее великих команд в истории национального футбола. Морено же полностью подтвердил свою репутацию лучшего плеймейкера Южной Америки. Пресса и публика находились в постоянном восхищении от его игры. Он, кстати, сдружился с местным кумиром Луисом Фуэнте по прозвищу “Пират”. Они были схожи как по телосложению, так и по духу — оба любили шутки и не очень любили дисциплину.
Но отлучка Морено в Мексику пришлась не по душе аргентинской федерации. В годы войны ФИФА ослабила контроль за тем, что происходит в футбольной жизни на другой части планеты, и практика, при которой звезды мигрировали как и куда им вздумается, приобрела популярность. Многие южноамериканцы с охотой отправлялись в Мексику, потому что там больше платили и лучше к ним относились.
С окончанием войны лафа закончилась. Пришлось и Морено возвращаться в свой “Ривер Плейт” и отрабатывать контракт. Его приезд пришелся на концовку сезона-1946. Вернувшись, он обнаружил в составе нового молодого центрфорварда Альфредо Ди Стефано, вместе с которым на следующий год еще раз привел “Ривер” к победе в чемпионате Аргентины, а сборную — на Кубке Америки.
Морено вернулся, но ненадолго. В Аргентине началась грандиозная забастовка профессиональных игроков, требовавших лучших условий и большей зарплаты. Не добившись своего, многие из них покинули страну и отправились на заработки кто куда. Морено выбрал Чили, став в 1949 году чемпионом этой страны в составе “Универсидад Католика”.
В его карьере наступил период странствий, когда он каждый год менял не только клубы, но и страны. Чили — Аргентина — Чили — Уругвай — Аргентина – Колумбия… Такова была схема его “гастролей” в 1949—1954 годах. Причем, возвращаясь на родину, он облачался не в форму “Ривер Плейта” (этот клуб, по признанию Морено, так и не простил ему самовольной отлучки в Мексику), а в цвета других команд — “Боки” и “Ферро”.

ЕГО ЗАТМИЛ ТОЛЬКО МАРАДОНА
В последние годы карьеры Морено осел в Колумбии. Его приобрел медельинский “Индепендьенте” — клуб, который был воссоздан в 1953 году группой предпринимателей на руинах почившего двумя годами ранее “Медельина”. Свой первый матч в чемпионате этой страны Морено провел 24 февраля 1954 года. Несмотря на то, что его возраст приближался уже к сороковнику, он сумел помочь “Индепендьенте” подтянуться до уровня “Мильонариоса”, который поднимали Ди Стефано с Педернерой, и сделать его чемпионом в 1955 году, причем за три тура до конца. Так Морено, который с июля 1954-го стал играющим тренером “Индепендьенте”, установил свой рекорд — чемпионство в четырех различных странах.
В начале 1957 года он вновь переехал в Чили, где почти два года тренировал “Универсидад Католика”. В конце 1958-го вернулся в качестве тренера в “Бока Хуниорс”, а в 1959-м возглавил сборную Аргентины. Правда, опять же ненадолго. С марта 1960-го по август 1962-го Морено снова появился в медельинском “Индепендьенте” и трижды даже вышел в матчах первенства Колумбии на поле. Последний такой выход состоялся 14 мая 1961 года, когда ему было 44 года. В том же году он официально попрощался с футболом. В прощальном матче “Индепендьенте” проиграл “Бока Хуниорс” — 2:5, но Морено забил оба мяча у медельинцев.
В дальнейшем он тренировал “Уракан”, “Ньюэллз Олд Бойз” и парагвайские клубы, но удачи на этом поприще не снискал. Женившись на актрисе Поле Алонсо, которая в свою очередь была дочерью аргентинской певицы, Морено сблизился с артистической средой и сам попробовал себя как актер. Один фильм он даже сделал сам как режиссер.
К началу 70-х годов Морено совсем отошел от футбола и жил в городе Мерио к западу от Буэнос-Айреса. Он умер в 1978 году от болезни печени, едва успев застать первую победу Аргентины на чемпионате мира.
Учитывая, что Ди Стефано всегда рассматривался в Аргентине как эмигрант, “отрезанный ломоть”, именно Морено до появления Марадоны считали в этой стране величайшим футболистом всех времен. Его волшебство в обращении с мячом, умение видеть игру, неповторимое обаяние оставили глубокий след в футболе Южной Америки.
Хосе Мануэль МОРЕНО
Аргентина. Нападающий.
Родился 3 августа 1916 года
в Буэнос-Айресе.
Умер 26 августа 1978 года
в Буэнос-Айресе.
Всего в первых дивизионах
национальных чемпионатов:
489 матчей, 224 гола.
Титулы:
чемпион Южной Америки 1941, 1947 гг., вице-чемпион Южной Америки 1942 г., чемпион Аргентины 1936, 1937, 1941, 1942, 1947 гг., вице-чемпион Аргентины 1938, 1939, 1943, 1944, 1948, 1950 гг., чемпион Чили 1949 г., чемпион Колумбии 1955 г.,
вице-чемпион Колумбии 1961 г., чемпион Мексики 1945 г.
Сборная Аргентины: 34 матча,
19 голов (с 9 августа 1936 года
по 29 марта 1950 года).