ЩУПАЛЬЦЫ ИМПЕРИИ ЭККЛСТОУНА ПО ВСЕМУ МИРУ
“Формула-1” давно живет по законам шоу-бизнеса. Остались две гонки до конца чемпионата, а интрига в нем закрутилась, как в хорошем детективе. Вот уже несколько лет судьба титула решалась на заключительном этапе. Возможно, и последний в этом тысячелетии король “Формулы-1” определится только под самый занавес чемпионата. Во всяком случае, можно не сомневаться, что и владелец “Формулы-1” Берни Экклстоун, и Международная федерация автоспорта (ФИА) сделают все от них зависящее, чтобы привлечь к своему любимому детищу внимание как можно большей аудитории.

Ольга АЛЕКСЕЕВА,
Даниил САЛЬНИКОВ

ТАБАЧНЫЙ
БУНТ
“Формула-1” не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. Сейчас, например, разгорелись споры о новой форме проведения квалификаций. Гонщики, естественно, хотят проводить на этапе как можно меньше времени, поэтому среди них появились разговоры об отмене пятничных свободных заездов и сведении всего гонщицкого уик-энда к двум дням: суббота — практика и квалификация, воскресенье — прогревочная сессия и гонка. А Берни Экклостоун, движимый идеей привлечь как можно большую телеаудиторию, хочет вернуться к старым добрым временам, когда квалификация проводилась в два дня — пятницу и субботу. Также он планирует сократить количество тестов в году, чтобы гонщики испытывали свои болиды непосредственно во время этапов, придавая им больший интерес. Ведь сейчас во время свободной практики команды не особо усердствуют, лишь слегка подгоняя настройки. Еще бы! Они в течение года собрали столько информации на тестах, что требуется лишь маленький штришок, чтобы привести болиды в полную готовность.
В самое ближайшее время по “Формуле-1” должна прокатиться еще одна мощная волна перемен. Первые признаки ее приближения уже заметны невооруженным глазом. Как известно, Европейский союз настойчиво требует повсеместно запретить табачную рекламу. А ведь многие команды и трассы “королевских гонок” еще с незапамятных времен живут на эти “табачные” деньги. В последние сезоны мы неоднократно видели, как на некоторых европейских этапах с болидов команд исчезали традиционные надписи, а вместо них оставалось либо пустое место, либо появлялись стилизованные под известную сигаретную марку заменители. У этой проблемы есть два выхода. Во-первых, команда может заручиться поддержкой не менее богатых фирм, чем “Бритиш Америкэн Табако” или “Филипп Морис”. Например, болиды “Уильямса” теперь катаются с надписью “Компак”, пилоты “Минарди” рекламируют “Телефонику”, а “Ягуара” — HSBC. А во-вторых, босс “Формулы-1” Берни Экклстоун занят поисками новых трасс в тех странах, на которые не распространяются решения ЕС. Параллельно с этим проходят перезаключения контрактов со старыми трассами, обязывающие хозяев внести большие изменения в организацию своего хозяйства, чтобы остаться в высшем свете. Так, после 1996 года из календаря исчезла довольно симпатичная трасса “Эшторил”, которую очень любили многие гонщики, но ее инфраструктура не удовлетворяла жестким требованиям владельцев “Формулы-1”.

АЗИАТСКОЕ
ЧУДО
Новые трассы сейчас принимаются очень осторожно. Должно выполниться множество условий, чтобы потенциальный кандидат стал обладателем счастливого билета. Принимается во внимание все: и экономическое положение страны, и ее политическая благонадежность, и приближенность трассы к международному аэропорту, и наличие всевозможных коммуникаций, и безопасность пилотов и зрителей, и потенциал раскупаемости билетов, и сама конфигурация трассы. Необходимо соблюсти баланс между скоростными прямыми и различными сочетаниями поворотов. Гонщики должны иметь возможность маневрировать, чтобы зрителям не пришлось скучать. Причем интересы Берни Экклстоуна распространяются не только на Европу, но и на другие континенты.
Недавний новичок “Формулы-1” “Гран-при Малайзии” — пример идеальной трассы. Несколько последних лет ходили слухи, что в пару к ставшему уже привычным “Гран-при Японии” вот-вот добавится еще один азиатский этап. Возникали проекты с Кореей, Китаем, ходили слухи об Индии и о трассе в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Даже дважды — в 1994 и 1995 годах был проведен “Гран-при Тихого океана” на трассе “Танака” в японской Айде. Цель ясна — привлечь к формулическому миру потенциально самую многочисленную азиатскую телеаудиторию.
Автодром в Сепанге заслуживает особого упоминания. В прошлом году он впервые принял у себя пилотов “первой Формулы”.
Трассу построили в трех километрах от международного аэропорта Сепанг, что в часе езды от столицы Куала-Лумпур. Вообще все здесь направлено на привлечение как можно большего числа зрителей. Даже трибуны расположены так, чтобы на них попадало как можно меньше солнечного света. Огромные козырьки, стилизованные под малазийскую растительность, придают этому автодрому неповторимый колорит. Особенностью этого проекта также является то, что при проектировке учитывались мнения пилотов, в частности Михаэля Шумахера.
Устроители “Гран-при Малайзии” прилагают большие усилия, чтобы этот этап остался в календаре “Формулы-1” как можно дольше. Генеральный директор трассы “Сепанг” Азми Мурад намерен привлечь дополнительные силы, чтобы обеспечить безопасность и порядок: “Увеличение количества полицейских должно предотвратить любой неблагоприятный инцидент, поскольку мы ожидаем притока зрителей. Если в прошлом году этап посетило около 80 тысяч человек, то в этом сезоне толпа должна достигнуть 110 тысяч”.
Сейчас в чемпионате отрыв Михаэля Шумахера от Мики Хаккинена достиг 8 очков. Немцу достаточно увеличить его в Японии до 10, чтобы досрочно стать трехкратным чемпионом мира. Жители Малайзии затаили дыхание, ожидая победы Хаккинена на “Сузуке”, ведь в этом случае судьба титула решится у них дома. Директор трассы “Сепанг” Рослан Адуллах выразил общее мнение: “Подобно всем малазийцам, я надеюсь, что на “Сепанге” состоится решающая гонка сезона. Мика Хаккинен выиграл в прошлом году титул в Японии, почему бы ему не повторить этот успех? Тогда через две недели все увидят у нас настоящую чемпионскую гонку. Но даже если Шумахер и завоюет на “Сузуке” титул, я надеюсь, что зрителей на “Гран-при Малайзии” будет предостаточно, ведь для многих из них посетить нашу гонку — это единственный шанс воочию увидеть лучших пилотов планеты”.
В ГОСТИ К НЕЛЬСОНУ МАНДЕЛЕ
Кроме азиатских стран Берни Экклстоун обратил свое внимание и на Южную Африку, которая давно прославилась как один из центров “Формулы-1”. Ведь за полувековую историю “королевских гонок” ровно в половине сезонов здесь проходили этапы чемпионата мира. Ну а главная гордость — это, конечно же, лучший гонщик планеты 1979 года в составе “Феррари” Джоди Шектер.
ЮАР исчезла с карты “Формулы-1” в 1993 году, когда последний “Гран-при” здесь выиграл Ален Прост. Через 5 лет состоялась историческая встреча между президентом Южной Африки Нельсоном Манделой и Берни Экклстоуном. Мандела как опытный политик понимал, что возвращение “королевских гонок” в страну привлечет гигантский поток инвестиций.
В феврале, перед началом нового сезона-2000, гонщики команд “БАР-Хонда” и “Уильямс-БМВ” на целую неделю облюбовали известную трассу в Кьялами. И, как показал дальнейший ход событий, именно эти две команды стали главными открытиями нынешнего года.
Однако все старания организаторов могут превратиться в пыль. В ближайшее время в ЮАР планируется ввести закон о запрещении табачной рекламы, а значит, дверь для этой страны в империю под названием “Формула-1” может захлопнуться. Сомнительно, что правительство ЮАР пойдет на отсрочку действия “сигаретного закона”. Если все-таки такое решение примут, то еще раз будет доказано могущество империи Берни.

“КРИВОЙ ЭФИР”
Вживую “королевские гонки” могут видеть максимум сотня-другая тысяч зрителей, поэтому особой строкой в развитии “Формулы-1” стоит телевидение. Берни Экклстоун очень жестко и четко строит отношения с телекомпаниями всего мира. Его задача проста — заключить контракт с одним каналом от страны, чтобы дать ему эксклюзивное право вещания, обезопасив тем самым “Формулу-1” от внутренней конкуренции. Но, с другой стороны, на страны, заключающие многомиллионные контракты, налагается ряд обязательств, в частности трансляции должны быть прямыми, иначе могут быть наложены крупные штрафные санкции вплоть до расторжения договора.
Но все равно то и дело появляются сообщения об ущемлении прав телезрителей. Австралийская телевизионная сеть Nine Network задержит показ “Гран-при Японии”, а вместо этого продемонстрирует художественный фильм. Та же участь может постигнуть и трансляцию малазийского этапа. В стране, где недавно прошла Олимпиада тысячелетия, поднялась буря народного гнева. Жители Зеленого континента и так удалены от многих событий мира. “Формула-1” наведывается сюда лишь в начале года в Мельбурн на “Гран-при Австралии”, а в остальное время телевидение становится практически единственным источником оперативной информации. И когда зрителей лишают и этой возможности, то гнев поклонников автоспорта становится понятен. Самые активные из противников “кривого эфира” забросали письмами не только австралийский телеканал, но и ФИА. Берни Экклстоун не остался без ответа: “Ситуации с 9-м каналом мне знакома. Вы можете быть уверены, что мы не бездействуем. Все оправдания, что гонки могут задержаться и наложиться на другую передачу, не выдерживают критики. Почему-то соревнования по крикету показывают впрямую и даже в сверхурочное время, а чем “Формула-1” хуже? Поклонники автогонок не должны страдать от произвола телекомпаний”.
Австралийские поклонники “Формулы-1” не одиноки в своем горе. Британские фанаты до сих пор не могут успокоиться после того, как не увидели впрямую “Гран-при США”. И можно быть уверенным, Берни не оставит без внимания мольбы поклонников его детища. Интересно, знает ли он о том, что в России ни одна квалификация не была показана впрямую, да и гонки частенько сдвигают по времени, убеждая телезрителей, что они смотрят “живой эфир”?