Отгремели последние фанфары в честь победителей, и "Формула-1" ушла на каникулы. Чем же для поклонников "королевских автогонок" запомнится 51-й чемпионат мира — последний в уходящем тысячелетии?

Прежде всего первенство-2000 прошло под знаком противостояния Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена, а также их команд — "Феррари" и "Макларен". То, что "Феррари" прибавит, ожидалось в межсезонье, но что прогресс будет таким явным, мало кто мог предполагать. И вот уже ставшая почти нарицательной маклареновская надежность начала давать сбои. В Мельбурне Хаккинен и Култхард дружно сошли из-за неисправности двигателей, а на "Интерлагосе" Мику подвело давление масла, Дэвид же схлопотал дисквалификацию за несоответствие его болида техническому регламенту.

Пока штаб Рона Денниса "сражался" со своими неисправностями, "Шумахер и Ко" создали мощный очковый гандикап и планомерно начали наращивать обороты. "Макларенам" по сути пришлось весь чемпионат провести в роли догоняющих. Как ранее было принято считать? Сезон начинается с Европы: австралийский и бразильский этапы обычно уходили у команд на раскачку, и серьезная борьба начиналась лишь с Сан-Марино, однако если мысленно отнять очки, заработанные Скудерией на "Гран-при Австралии" и "Гран-при Бразилии", то окажется, что впереди Хаккинен и "Макларен", а не Шумахер и "Феррари".

Скудерия удивила своим прагматизмом и расчетливостью. Как показала практика, гонка — не место для экспериментов. Если ты, как в русской пословице, семь раз не проверил на сто процентов свою новинку, пользуйся предыдущей версией, иначе в самый неподходящий момент твой болид может застыть на месте, подарив сопернику принадлежащие тебе по праву баллы.

Удивительно, но команды-середнячки вместо того, чтобы приблизиться к лидерам, как этого все от них ждали, еще больше сдали свои позиции.

Особых слов заслуживает командная тактика, неукоснительно соблюдаемая на протяжении всего сезона "Феррари". Была выстроена стройная иерархия, эдакое копье, наконечником которого являлся Михаэль Шумахер. Все в Скудерии работало на достижение заветной цели — завоевание пилотом команды чемпионского титула после 21-летнего перерыва. Не раз под чутким руководством хитрого Жана Тодта и расчетливого Росса Брауна гонщики "Феррари" переигрывали соперников тактически, то затягивая свой пит-стоп, то, наоборот, заезжая на него слишком рано. А вот "Макларену", наоборот, не хватало тактической гибкости, они действовали, словно роботы, выполняя заранее написанную кем-то программу, не приспосабливаясь к изменяющимся обстоятельствам. Неоднозначными выглядели и постоянные заявления "Макларена" о равенстве двух своих пилотов. На деле же Култхард несколько раз получал от своих боссов неприятный сюрприз, когда в дождь его вызывали в боксы на целый круг позже других пилотов. Гонщик признавался позднее, что лучше бы он заехал вслед за Хаккиненом и простоял лишних 10 секунд рядом с его машиной, ожидая своей очереди, чем впустую колесил по мокрой трассе на неподходящей резине. А вот Рубенс Баррикелло четко отработал "вторым номером", хотя положение гонщика-мастера в роли подносчика снарядов выглядит для его карьеры ущербным.

Надо заметить, что в последние годы явно прослеживается тенденция, когда главную роль в "формулическом" успехе играют два обстоятельства — техническое совершенство болида и безупречная тактика. Некоторые пилоты, в частности Жан Алези и Ральф Шумахер, сетуют на то, что от мастерства пилота вообще с каждым годом зависит все меньше и меньше. Шумахер-младший: "Процентное соотношение успеха в паре "гонщик — автомобиль" я бы оценил как 70 к 30 в пользу машины.

С 2001 года в "Формуле-1" будут участвовать два шинных концерна: к японскому "Бриджстоуну" добавится французский "Мишлен". Появление конкуренции среди производителей покрышек должно не только дать новый толчок "шинному прогрессу", но и добавить интриги в чемпионате.

Нельзя обойти стороной и вопрос безопасности. В этом году произошла трагедия, которая должна заставить ФИА пересмотреть свое отношение к комиссарам и обслуживающему персоналу на этапах. На "Гран-при Италии" в результате страшной аварии погиб пожарный. Сразу после этого случая стали раздаваться голоса, что в мире, где на каждом углу стоит автоматика, нельзя рисковать жизнью людей. Необходимо увеличить присутствие специальных автосигналов, ужесточить систему прохода к трассе, обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты.

В прошедшем сезоне 9 пилотов показали свои лучшие результаты за карьеру. Очевиден прогресс Шумахера-младшего, Джанкарло Физикеллы, Рубенса Баррикелло. Но несомненным открытием 2000 года следует назвать англичанина Дженсона Баттона. Пилот "Уильямса" выглядел не по годам трезвым и расчетливым. Казалось, что за рулем болида сидит "матерый волк", а не мальчишка, даже не прошедший школу "Формулы-3000".