В Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему "Экономические проблемы показа и трансляции футбольных и хоккейных матчей на телевидении". Эта тема - одна из самых "горячих" в нынешнем сезоне. "Советский спорт" не раз в своих материалах поднимал вопросы о наболевшем, связанные с трансляцией футбольных матчей на российском телевидении.

СКОЛЬКО ПОЛУЧИТ КАЖДЫЙ КЛУБ?

"Прежде всего, хотелось бы исправить одну ошибку. Уважаемых депутатов вводят в заблуждение, говоря, что деньги телевидения имеют принципиальное значение для российских футбольных клубов. Называлась цифра предлагаемого контракта с телевидением - 2,5 миллиона долларов. Если разделить эту сумму на 16 клубов, то получится примерно по 160 тысяч. По неофициальным данным, это годовая зарплата одного, причем не ведущего игрока команды высшего дивизиона. В общем бюджете клуба - это зарплаты всех игроков, тренеров, административного состава, а также перелеты, гостиницы, содержание баз, аренда стадионов и еще многое другое - эта сумма близка к одному проценту. И если даже сумма, получаемая клубами от телевидения, представим на секунду, увеличится вдвое, то совершенно ясно, что и тогда эти деньги "не сделают погоды". В хоккее же, где сегодня, по нашим сведениям, телеправа на национальный чемпионат стоят намного меньше, эта разница будет еще более очевидной.

Таким образом, здесь наблюдается явная путаница. Несомненно, что футболу и хоккею, да и вообще всему спорту, требуется государственная помощь. Вот и надо вести речь о прямой помощи - в виде налоговых льгот, прямых инвестиций и так далее. А решения о том, кто будет транслировать чемпионаты, следует принимать на основе честной конкуренции, и здесь должны работать рыночные механизмы.

Клубами в России руководят вполне компетентные и разумные люди. Они сами сумеют оценить привлекательность каждого предложения и решить, продавать им свои права отдельно или вступать в пул, и кому в этом случае предоставить право принимать решение. Естественно, руководители клубов будут учитывать и качество показа, и мастерство комментаторов, и готовность канала транслировать спортивные соревнования в прямом эфире в удобное для болельщиков время, и количество показываемых матчей.

REN TV СЧИТАЕТ СЕБЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

Кстати, заметим одну странность: государственный канал получает деньги от государства, и ему, в отличие от коммерческого, вроде бы не обязательно отдавать много времени под рекламу во время футбольной трансляции. На деле картина сегодня совершенно противоположная".

"Разумеется, будет иметь значение и охват аудитории того или иного телеканала, - продолжают сотрудники REN TV. Мы хотим сообщить уважаемым участникам слушаний - тем, кто этого не знает, что REN TV сегодня устойчиво принимают 75 миллионов человек в России, а также примерно 25 миллионов - в других странах, где тоже живут наши бывшие соотечественники, для которых российский спорт представляет огромный интерес. По зрительской доле REN TV входит в четверку самых популярных каналов России.

Мы знаем, что не все любят слово "рейтинг", но другого способа оценить, сколько человек смотрят телепередачу, в мире не придумано.

Так вот, давайте посмотрим, сколько людей смотрели трансляцию чемпионата страны по футболу в прошлом и нынешнем году, например, по каналу РТР. Чтобы было проще, приведем цифры не в процентах рейтинга, которые многих смущают, а в привычных тысячах человек. Итак, средняя аудитория одной трансляции на РТР составила 739 тысяч зрителей. Это канал, который привыкли смотреть, он имеет второй в стране охват аудитории. Средняя аудитория матчей на REN TV в первый сезон составила немного меньше - 498 тысяч. Причем в начале сезона она была, естественно, меньше - зрители привыкали к новому для себя каналу. А последний матч чемпионата смотрели уже 859 тысяч зрителей REN TV. Согласитесь, все это цифры одного порядка, и разговоры о "центральности" и "нецентральности" представляются на этом фоне непрофессиональными.

При этом в предыдущие, якобы благополучные, годы телезрители видели за весь сезон пять-шесть матчей команды - чемпиона страны в чемпионате и Кубке. А REN TV обеспечил болельщикам минимум 18 (!) игр сильнейшего клуба России. Так что суммарное количество телезрителей, увидевших по телевидению игры "Спартака" в чемпионате и Кубке России, в 2000 году немного возросло. И при этом мы никому не мешаем показывать все остальные матчи. Кстати, по старой существовавшей схеме показа, которая предлагается и сейчас, аутсайдеры чемпионата могли вообще ни разу не появиться на экранах телевизоров, и порой так и бывало. А REN TV минимум по одному разу показал каждый клуб высшего дивизиона".

КОНТРАКТ СО "СПАРТАКОМ" ПРИНЕС ТЕЛЕКАНАЛУ УБЫТКИ

"REN TV - частный канал, мы вынуждены думать о том, как зарабатывать деньги, - замечают сотрудники телеканала. - Мы придумали эту схему, убедили московский "Спартак", что являемся серьезными партнерами, нашли для этого немалые деньги, хотя, разумеется, не те безумные суммы, которые назывались в некоторых газетах.

Честно скажем: на сегодня этот контракт принес нам убытки, но мы стараемся работать так, как принято в мире: вкладывать средства в долгосрочные проекты, а не жить по принципу - "схватить денег сейчас и побольше, а там видно будет". Мы рассчитываем на долговременное сотрудничество с футбольным клубом и на то, что в итоге все окупится возросшим зрительским интересом и увеличивающейся аудиторией. Мы готовы к конкуренции - это нормально, однако хотим, чтобы она была честной. Ведь никто не мешал другим каналам, кстати, имеющим зачастую куда большие бюджеты, чем наш, придумать такую же схему, вложить свои деньги не в покупку очень дорогих заграничных спортивных состязаний, в которых даже не выступают российские спортсмены, а в наш российский футбол или хоккей.

REN TV доказал, что и по охвату аудитории, и по творческим возможностям находится, говоря футбольным языком, в той же лиге, что и наши конкуренты. Так что если уж речь пойдет о дотировании трансляций спортивных состязаний, то канал, уже вложивший немало денег и усилий в показ, имеет как минимум не меньше прав на получение таких дотаций, чем любой другой".

ФУТБОЛ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ

"Повторяем: мы принципиально против протекционизма, от которого всегда возникают недоразумения и подозрения в чьей-то необъективности, продолжают сотрудники REN TV. Некоторые, по сути, предлагают государству следующее: отдать деньги некоему телеканалу, который в свою очередь их отдаст, например, футбольным клубам. Простите, а зачем такие странные маневры?

Отдайте эти деньги прямо на развитие футбола: клубам или федерации, или профессиональной лиге - кому считаете нужным. Но поставьте им условие: вы обязаны обеспечить показ по телевидению чемпионата и Кубка страны. А они затем придут к нам, телевизионщикам, и будут смотреть, какой из каналов предложит лучшие условия и по деньгам, и по количеству транслируемых матчей, и по качеству показа. Вот это будет реальная и честная конкуренция.

Такой механизм реально повлияет и на качество игры, заставляя думать о ее зрелищности. Наша общая задача - вернуть болельщиков не только к телеэкранам, но и на трибуны. В один прекрасный день окажется, что ни один телеканал не захочет гроша ломаного отдать за показ игры, в которой два известных "крепких середняка" будут демонстрировать крепкий футбол, за которым придет наблюдать максимум пара тысяч верных, но разочарованных болельщиков. Но зато все будут рваться показать матч, в котором играет интересная, яркая, атакующая команда, пусть даже находящаяся в конце турнирной таблицы.

И это будет действительно прекрасный день - он станет означать, что наш футбол на правильном пути, что он существует для зрителей, для народа, а не для горстки загадочных покровителей с деньгами неясного происхождения.

Этот путь в той или иной степени прошли все большие футбольные державы. В конечном итоге речь идет о том, что должен существовать нормальный, цивилизованный, регулируемый рынок. А то, что порой предлагают, напоминает возврат к плановому хозяйству в его худшей форме. Когда выигрывает не тот, кто лучше и больше работает, а тот, кто лучше умеет просить деньги либо имеет лучшие связи с чиновниками, отвечающими за принятие решений.

Мало того, люди, предлагающие такой способ решения проблемы, видимо, не задумываются, что это приводит к искусственному повышению стоимости любых телеправ на российскую территорию. Вполне вероятно такое развитие событий: сейчас телекомпании "выбьют" из государства дополнительные деньги, чтобы показывать чемпионат России. Будет создан очередной прецедент, и в мире спортивного телевидения это, безусловно, станет известно. А через полтора года вдруг окажется, что за права на показ в России чемпионата мира по футболу запросят в два раза больше, чем в 1998 году. Что произойдет после этого? Да снова начнутся обращения в Госдуму - дайте денег".

ТЕЛЕВИЗИОНЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ КАМЕР

"Сказанное имеет отношение к любому виду спорта, заявляют сотрудники REN TV. Кстати, такая ситуация уже сложилась с чемпионатом мира по хоккею. Повторяем, наша принципиальная позиция заключается в том, что помогать надо спорту, в том числе и футболу, и хоккею. А вопросы трансляций телеканалы должны решать с владельцами прав. И здесь обязаны действовать только нормальные рыночные механизмы, исключающие субъективность и возможность обвинений в нечестности.

Между тем спортивное телевидение в России действительно нуждается в помощи. Но только совсем в другой. Всем вам нравится смотреть трансляции из-за рубежа, и мы часто слышим, как болельщики возмущаются: ну почему наши телевизионщики так плохо показывают, например, футбол? Да потому, что Россия безнадежно отстала от остального мира в плане технического оснащения.

Весь мир давно показывает футбол с использованием 14 - 16 камер. Есть виды спорта, трансляция которых требует еще большего количества камер. А у нас на всю огромную страну есть одна-единственная передвижная телевизионная станция с 14 камерами (два года назад приобретенная каналом ТВЦ) - и это лучшая ПТС в стране! Все же остальные намного хуже и имеют намного меньше камер. Мало того, большинству из них лет по 20, и они просто выработали свой ресурс.

Если так пойдет и дальше, то скоро все каналы до единого просто не смогут транслировать спортивные соревнования. Это реальная и очень серьезная проблема, требующая особого внимания.

Ни одна телекомпания в России сегодня не покупает собственные новые современные ПТС - это слишком дорого. Да в этом и нет большого смысла. В мире давно существует совсем другая система. Даже такие монстры, как NBS и CBS, не заводят свой парк передвижных станций - они их берут в аренду у специализированных компаний. Вот здесь действительно требуется помощь государства.

В заключение мы еще раз призываем: не надо смешивать две разные вещи. Спорт - важнейший элемент здоровья нации, больше того, это элемент нашего культурного достояния. И его нельзя оставлять без государственной поддержки.

Спортивное телевидение тоже нуждается в поддержке - здесь коротко было рассказано, в какой именно. REN TV готово принять участие в дальнейшем обсуждении и доработке этого предложения.

Но при этом не хотелось бы, чтобы под прикрытием разговоров о защите интересов болельщиков и телезрителей принимались решения, которые могли бы дать основания для подозрений в обычном лоббировании интересов той или иной телекомпании".

От отдела футбола

"Советский спорт" будет продолжать следить за этой темой, которая, несомненно, является одной из ключевых для российских футбольных болельщиков. Готовы дать слово представителям других телекомпаний, заинтересованных в том, чтобы российский футбол не покидал телеэкраны. Мы искренне надеемся, что не повторится ситуация, случившаяся накануне чемпионата-2000, когда Россия, по сути, лишилась возможности наслаждаться футбольными матчами.