«Уже сколько времени плачемся, злимся и говорим о том, что телевидение совсем не считается с интересами болельщиков. А телевизионные боссы все толкуют о низком рейтинге спортивных передач. Да только одна ваша акция «В каждый дом — телестадион!» показала совсем обратное. Интересно, а как в других странах правительство решает этот вопрос? Есть ли законы, регламентирующие спортивные телетрансляции, например, в Америке?»

Николай Карганов, Рязань

Отвечает Руслан Гостев, депутат Госдумы, член думского Комитета по охране здоровья и спорта:

— Американское правительство практически не вмешивается в развитие спорта в стране, чего не скажешь о законодательных органах — Конгрессе и Сенате США. Спортивные телетрансляции — вопрос особого внимания, ведь они связаны с защитой интересов рядовых избирателей.

Начиная с 1951 года в США было рассмотрено свыше 400 законопроектов, связанных с освещением спорта и спортивными телетрансляциями. Так, еще в 1961 году Конгресс одобрил закон, разрешающий профессиональным спортивным лигам продажу прав на телетрансляцию не отдельно по играм и командам, как это было ранее, а всех игр сезона сразу (пакетом). Такая практика сразу же подняла стоимость телеправ, а значит, и уровень доходов профессиональных команд. В 1968 году был принят еще один закон, запрещающий кабельным телестанциям дублировать спортивные программы, показанные по местному телевидению в тот же день.

Сегодня профессиональные лиги по американскому футболу и бейсболу получают около 70% своих доходов именно за счет продажи прав на трансляцию игр разным телекомпаниям, включая национальные, кабельные, местные. В Европе этот показатель колеблется от 20% и выше.

 В России, к сожалению, до сих пор не разработан ни один закон о спортивных трансляциях. Мы — одна из немногих стран, где телекомпании не покупают права на трансляцию соревнований, а сама телетрансляция рассматривается как общественная услуга. Но ведь сам-то спорт давно стал товаром!

И вот что получается в результате: если в развитых странах, включая США, телекомпании реально участвуют в финансировании и развитии спорта, то у нас они обогащаются сами за счет продажи рекламного времени.