ВЕРТОЛЕТНЫЙ СПОРТ

Сборная России по вертолетному спорту – сильнейшая в мире, что наши ребята в очередной раз и доказали, победив на 11-м чемпионате мира по вертолетному спорту, который завершился в австрийском городе Айгене, на территории базы ВВС.

Российская сборная по вертолетному спорту – самая сильная в мире. Старая, еще советская, школа подготовки спортсменов не подводила пока ни разу. Последние три чемпионата все золотые медали доставались нашим спортсменам. И в Австрии, где собрались 52 экипажа из 14 стран мира, преимущество русских было видно с первого дня.

ПОПЛАВКИ – В БОЧКИ

Соревнования начались с упражнения «Малая высота». Каждый экипаж на высоте 2–3 метра проходит над метровой по ширине дорожкой, образующей стороны нарисованного на земле пятидесятиметрового квадрата. Первую сторону – вертолет прямо, вторую – правым бортом, третью – хвостом вперед, следующую – левым бортом, а потом проходит диагональ левым бортом. После «очерчивания» квадрата пилот должен приземлиться так, чтобы риски, нанесенные на боковые стекла кабины, точно совпали с разметкой на земле. Даже за малейшее отклонение от траектории или заданной высоты назначаются штрафные. В первом упражнении чемпионата «Малая высота» победу одержали военные летчики-инструкторы Виктор Дегтярь и Петр Васильев из Сызрани, австрийцы – на втором месте.

Выполнение второго упражнения «Развозка грузов» ограничено по времени. За 25–40 секунд надо поднять с земли и положить в бочки три груза – пластиковые бочонки, напоминающие издали поплавки. Россияне и здесь оказались на высоте. Сидевший за штурвалом Виктор Коротаев рассчитал время так точно, что в 25,5 секунды Ми-2 на мгновение завис над бочкой. Груз оказался в бочке. Секундомеры застыли на отметке 26,1 секунды. Первое место – у неоднократных чемпионов мира Виктора Коротаева и Николая Бурова, второе – у двух Владимиров – Гладченко и Зябликова. Все ребята – спортсмены Самарского ЦСК ВВС, Владимиры – абсолютные чемпионы мира.

В ВОЗДУХ С АВТОМОБИЛЬНОЙ КАРТОЙ

Третий день соревнований стал самым драматичным. Во время «Навигации» экипаж должен быстро и точно проложить маршрут к указанной на карте зоне, обозначить поворотные пункты, координаты которых сообщаются всего за пять минут до взлета. Но это только начало. Потом летчикам предстоит отыскать, опознать и отметить в специальной таблице десять целей-полотнищ, с нанесенными на них знаками, пролететь точно над точками обязательного прохождения, отыскать мишени и снайперски «обстрелять» их грузом (килограммовыми мешочками с рисом). На финиш спортсмен должен прибыть в точно заданное время. К этому упражнению требуется специальная подготовка: обычно в самом начале соревнований организаторы раздают экипажам особые летные карты с детальным обозначением местности. Австрийцы карты раздали только накануне вечером, да и карты те оказались автомобильными, то есть для летчиков почти непригодными. Но на этом недобрые дела хозяев не закончились.

Наши экипажи в «Навигации» немного отстали, зато отыгрались на совмещенном с этим упражнением «Визите» – пилот должен по определенному маршруту, в назначенное время (с точностью до секунды) прибыть к заданному рубежу. А теперь представьте – из вертолета на семиметровом фале опускается пластиковая кегля, и летчик должен так искусно подвести машину к стоящей на бетонке мишени, выполненной в виде крыши, чтобы штурман, высунувшись из вертолета чуть ли не по пояс, смог этой бутылкой попасть в небольшое окошко в наклонной плоскости «крыши». У всех трех наших экипажей кегля попадала в цель с первого раза, что считается высшим пилотажем. Победа опять досталась сильнейшим. Первое место – Зябликов – Гладченко. Второе – супружеская пара из Австрии Петер и Мартина Менель. Третье – Коротаев – Буров.

ВЕДРО – В «ЯБЛОЧКО»

Следующий день соревнований порадовал солнечной, безветренной погодой и упражнением «Слалом». На трассе расставлены двенадцать двухметровых «ворот» без верхней перекладины. Задача штурмана – быстро и точно пронести через эти ворота шириной в один метр ведро с водой, закрепленное на шестиметровом фале. Фал штурман удерживает рукой. Потом фал выпускается до одиннадцати метров, и вертолет выходит к мишени-столу. Цель – установить ведро точно в «яблочко». Во время этого упражнения строгие судьи штрафуют за все: не пронес ведро в ворота или поднял выше – штраф.

Это упражнение для наших летчиков – любимое, поэтому неожиданностей не произошло. Победу с большим отрывом одержали Гладченко и Зябликов. Они же по итогам стали и абсолютными чемпионами.

Однако будущее у нашей сборной совсем не безоблачное, средний возраст спортсменов 44 года, а молодые кадры воспитывать не на что. Нашим Ми-2 по 30 лет, час полета на них стоит 600 долларов, а зарплата летчиков не доходит и до ста долларов. Поражает оптимизм чемпиона Владимира Гладченко, который на вопрос, победят ли наши на следующем чемпионате в Англии, ответил: «А куда ж мы денемся!»

Москва – Айген – Москва