МУЖЧИНЫ В БЕЛОМ

Феминизация наступает. Все меньше становится сфер человеческой деятельности, про которые можно было бы сказать четко и недвусмысленно – «табу для женщин». Вот и автомобили (исконно мужская вотчина) постепенно теряют свой мужественный облик. Дело дошло до того, что в январе прошлого года перед женщиной – немкой Юттой Кляйншмидт – пал титул победителя супер-ралли «Париж – Дакар». Куда уж больше?

Но есть, есть внутри автомобильного мира ниши, куда женщинам путь заказан. Пока заказан или навсегда – не так уж важно. Важно то, что мир автомобильно-кольцевых гонок (куда, кстати, входит и «спорт номер два по популярности – «Формула-1») сохраняет сугубо мужские черты лица.

БЕЛЫЙ – ЦВЕТ ПОБЕДЫ

Белый? В гонках, где масло, бензин, перепачканные шины? Да перестаньте! Но вопреки распространенному заблуждению белый цвет вполне уместен в кольцевых автогонках. Здесь нет или почти нет грязи, в прямом и переносном смыслах этого слова. Лучшая российская команда «Лукойл-рейсинг», официальные цвета которой – белый с красным – наглядное тому подтверждение.

Работа механиков и инженеров профессиональной автогоночной команды сродни труду хирургов или часовщиков. Сама обстановка цеха, где собираются болиды («Лукойл-рейсинг» арендует для этих целей помещения знаменитого АМО «ЗИЛ») никак не напоминает заводскую. Скорее, это лаборатория некоего НИИ. Нет, конечно, и инструменты присутствуют, и люди в спецовках: от работы с железом никуда не уйти. Но и точной аппаратуры, мерцающих экранов компьютеров, своеобразного царства электроники здесь хватает.

Аналогичная ситуация и в самих гонках. Пилот зачастую выступает и в роли инженера, и механика, не считая собственно своего прямого назначения. А инженер, выходящий вместе с ним на старт, должен уметь в буквальном смысле все: гоночный болид – тончайший механизм, где от «самочувствия» хотя бы одной детали зависит «здоровье» всего организма. И инженер должен уметь разбираться со всеми этими нюансами.

И что характерно. Выходя хоть и на доведенный до блеска, но все-таки асфальт трассы, и пилоты, и инженеры, и механики команды не изменяют белым цветам своей формы. И темнее она не становится.

Да и то, что носится в воздухе вокруг любых крупных спортивных соревнований, к белым одеждам «Лукойл-рейсинг» не пристает. Нелегко быть сильнейшими на протяжении 5 лет. Но как-то поводов усомниться в превосходстве бело-красной команды возникало немного. В таком технически сложном виде спорта, как кольцевые автогонки, нередко возникает соблазн обвинить соперника в нарушении технического регламента. В российском чемпионате такие обвинения возникали. И возникать будут. Но бело-красная команда как-то о них не пачкалась.  

КРАСНЫЙ – ЦВЕТ НАДЕЖДЫ

«Формула-1» – это, конечно, круто. И число поклонников Михаэля Шумахера у нас растет неуклонно – от победы к победе «красного барона». И, увы, все реже и реже российские болельщики «Формулы-1» задаются вопросом: когда мы увидим отечественного пилота за рулем если не «Уильямса», то хотя бы «Заубера» или «Джордана»?

Российский спорт как-то поник в последнее время. Негативно на спортивном облике нашей страны сказались и допинговые скандалы, и неудача на Белой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, и вялое выступление наших футболистов на чемпионате мира. И в этой обстановке как гром среди ясного неба прозвучало заявление руководства «Лукойл-рейсинг» о начале многолетней программы по подготовке российского пилота для «Формулы-1».

Полноте, воскликнет иной скептик, у нас едва-едва десяток машин набирается на всю страну, да и те почти полностью комплектуются и обслуживаются иностранными специалистами. У англичан и итальянцев – культура гонок, формировавшаяся десятилетиями. Нам ли с ними тягаться?

Нам, нам, кому же еще! Пусть мало машин, всего одна приличная трасса в Питере, но когда-то начинать надо. А если вдуматься хорошенько, то и минусы окажутся плюсами. Одна трасса? Зато какая – в красивейшем месте Санкт-Петербурга, уже освоена иностранными пилотами, признана международным сообществом. Всего одна или уже одна? Да и не одна: на подходе трассы в подмосковном Мячкове, Казани, есть «кольцо» в Тольятти.

А самое главное – есть и пилоты. Речь идет о 25-летнем Алексее Павловском, одержавшем две победы на этапах чемпионата России. Пилоте, проделавшем непростой путь от механика до гонщика-профи, совсем немного уступающем маститым итальянским легионерам. А еще есть 15-летний вундеркинд Михаил Алешин, уже побеждавший на престижном скандинавском «Викинг-трофи». Алешин, пожалуй, главная наша надежда, ибо учится он не многострадальным методом проб и ошибок, как предыдущее поколение, а по зарубежным методикам. А что лет мало и ростом еще невидный… Во сколько там впервые сел на самодельный «карт» - ящик с роликоподшипниками вместо колес Михаэль Шумахер? Кажется, в пять? А пересел в настоящий болид? Вот и получается, что Алешин уже сейчас не уступает авторитетам. Кстати, и имя у него подходящее – как у пятикратного чемпиона «Формулы»…

ДОСЬЕ

Гоночная команда «Лукойл-рейсинг» создана в 1997 г. За 5 лет существования завоевала 15 чемпионских титулов в классах «Формула-3», «Туризм» и «Супертуризм». 4 раза сильнейшим гонщиком-«формулистом» становился итальянский легионер Альберто Педемонте. Чемпионские титулы выигрывали также Владимир Черевань, Николай Больших, Николай Мезенцев и Альберто Шилла («Супертуризм»). Сейчас в составе команды Андреа Беликки, Алексей Павловский, Михаил Алешин («Формула-3»), Альберто Шилла и Алексей Дудукало («Супертуризм»). Выступает на автомобилях «Даллара-399» с двигателем «Рено» 2002 г. («Формула-3») и ВАЗ-2110 спорт оригинальной конструкции. Директор команды – Евгений Малиновский.