Заканчивается гоночный сезон в российском чемпионате по автомобильным кольцевым гонкам. В спортивной прессе активно обсуждается участие российских гонщиков в «Формуле-1». Поэтому мы решили поговорить о перспективах развития отечественного автомобильного спорта с менеджером команды «ЛУКОЙЛ-Рейсинг» Евгением Малиновским.

ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ ЖАН ТОД?

— Сейчас, когда уже позади большая часть чемпионата России 2002 года и команду можно уже поздравить с чемпионским титулом в «Формуле-3», какие мысли вас одолевают?

— Вы знаете, я приведу вам пример из «Формулы-1». Сейчас многие трактуют победы «Феррари» как стечение обстоятельств, денег и везения, и журналистам порой даже скучно рассказывать о том, почему эти победы случаются вновь и вновь. Я в телетрансляциях люблю наблюдать за глазами Жана Тода — менеджера «Феррари». Для него эта команда не просто коллектив профессиональных специалистов, талантливых гонщиков, великолепных инженеров, хотя и то и другое правда, я очень часто вижу слезы на глазах этого человека в тот момент, когда Шумахер вновь и вновь поднимается на подиум. Я вижу, что эта команда живет как единый организм и каждый в ней готов сделать максимально возможное для победы в бою с соперником. А бой — это не только гонка, не только квалификация, это ежедневная, ежеминутная работа всех людей, связанных с командой. Поверьте, что в «ЛУКОЙЛ-Рейсинг» работа поставлена так же. Ребята готовы сделать все возможное и даже невозможное для победы. И их труд даже у соперников вызывает уважение. Порой мне жалко их и их семьи. Но достижение победы в спорте всегда подразумевает жертвы в личной и семейной жизни.

— Как вы считаете, ваши победы происходят только благодаря финансовой поддержке компании «ЛУКОЙЛ» и тех инвестиций, которые сделаны в команду, или при содействии других факторов?

– Безусловно, автоспорт – очень дорогой вид спорта, и в начале своей деятельности в 1997 – 1998 гг. нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» сделала большие инвестиции в развитие команды и автоспорта в России в целом. «ЛУКОЙЛ» показал всей стране, на чем базируется спортивная и техническая составляющая любой профессиональной команды. Кроме того, поддержав организаторов проведения чемпионата России по автомобильным кольцевым гонкам, «ЛУКОЙЛ» дал огромный толчок для развития других команд, кстати, наших конкурентов, чем по сути дела реанимировал автомобильный спорт в стране. Правда, некоторые политики от автоспорта стали об этом забывать, но это уже свершившийся факт и история спорта страны. Сейчас бюджеты многих наших конкурентов адекватны и зачастую даже превышают наш. Я знаю это, так как опытный менеджер в состоянии просчитать бюджет любого конкурента исходя из тех спортивных и технических средств, которыми обладает соперник. Ведь все в конечном счете имеет свою цену. Я могу с уверенностью сказать, что в этом сезоне оперативные бюджеты наших конкурентов «ЛогоВАЗа» и «АвтоВАЗа» в Супертуризме превышают бюджет команды «ЛУКОЙЛ-Рейсинг» как минимум на 25-30%. Это обусловлено теми комплектующими, которые использованы этими командами для подготовки машин к сезону, и тем количеством персонала, который обслуживает машины. Чем же объяснимы наши победы? Да тем, что мы пытаемся минимизировать количество ошибок и непродуманное расходование средств. Ну а что касается миссии «ЛУКОЙЛа» в автоспорте в дальнейшем… Надеюсь, что благородство и целенаправленная деятельность в развитии отечественного автоспорта и команды будут продолжаться, будут продвигаться в Европу молодые талантливые ребята, ну а мы в свою очередь будем испытывать масла и нефтепродукты нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», доказывая своим соперникам и потребителям их преимущества.

БЫСТРЫЙ БЕЛИКИ

— В «Формуле-3» Медиани был намного быстрее Педемонте, а в этом году новый пилот команды Белики показывает время значительно лучше Медиани. Что произошло?

— В прошлом году ситуация в «Формуле-3» была довольно сложной. Педемонте был постоянно недоволен командой, кондициями машины, работой инженеров и постоянно прессинговал команду. Мы долго анализировали данную ситуацию и пришли к выводу: несмотря на то, что Педемонте довольно быстрый гонщик, проблема была в основном в нем. Команда в том же составе, но с новым пилотом приобрела уверенность в себе и фантастические результаты. В последнем соревновании в квалификации Белики выиграл у Медиани более секунды. Пилот неоднократно выражал команде признательность за великолепное, качественное и технически грамотное обслуживание машины, позволяющее добиться таких высоких результатов.

— Каковы результаты в этом сезоне у Алексея Павловского – нашей российской «Золушки», попавшей в «Формулу» из механиков?

— С Алексеем все гораздо сложнее. Во-первых, он пытается копировать стиль управления машиной у первого пилота, а Андреа Белики – пилот мирового уровня, по моему мнению, и ездит в той же манере, с учетом небольшого наката, Леше в «Формуле» сложно, отсюда и ошибки, нервозность и нестабильность результатов. Кроме того, в его личной жизни произошли изменения: он женился, недавно у него родился сын. Это накладывает на него определенную долю ответственности, обязательства, которые, в общем, не стимулируют спортивный процесс. Хотя я считаю, что для него этот год — тяжелая планка, после взятия которой, все пойдет намного легче.

НАДЕЖДА НА МОЛОДЫХ

— Что удалось сделать нового в этом году?

— Пришел новый пилот, самый молодой в европейской «Формуле-3», самый талантливый за пять лет в нашей команде и самый перспективный для подготовки в «Формулу-1», — Михаил Алешин. По моему мнению, если с этим парнем правильно и целенаправленно заниматься, грамотно выстроить программу тренировок и соревнований в Европе, через 4–5 лет с ним не стыдно будет прийти в «Формулу-1», тогда ему будет всего 20 лет. Я думаю, что компанию «ЛУКОЙЛ» может заинтересовать эта программа. Следующее, что нам удалось, – это абсолютно новая концепция подготовки автомобиля в Супертуризме: компьютерное проектирование и технологический контроль на самом высоком инженерном уровне. Теперь наши машины являются, можно сказать, произведением технического искусства. И пять побед в семи гонках красноречиво говорят сами за себя. Очень радует Леша Дудукало, который в последних двух соревнованиях показывает результаты, превосходящие практически всех соперников, и первый пилот команды Альберто Шила его явно опасается на трассе.

— Компания «Газпром» подписала контракт с командой «Формулы-1» «Минарди». Объявлено, что русский пилот Сергей Злобин станет тест-пилотом этой команды. В одной из газет он дал большое интервью. Что вы по этому поводу думаете?

— Безусловно, я благодарен Сереже, что он считает нашу команду профессиональной, а меня – неплохим менеджером. Я довольно неплохо знаю Сергея, человека, обладающего недюжинными фантазиями, огромной долей авантюризма и напора. Заявления сделаны громкие, деньги, видимо, будут заплачены большие, наклейки «Газпрома» на машине «Минарди» уже наклеены. Честно говоря, мне непонятен выбор газового мирового гиганта в лице аутсайдера «Формулы-1», хотя они, может быть, хотят сделать из «Минарди» второе «Феррари» за газовые деньги. Что касается Сергея, для того чтобы стать пилотом «Формулы-1», мало быть хорошим парнем и сильно этого хотеть, надо быть более профессиональным пилотом. Я думаю, что скорее это похоже на восхождение перед финалом перспектив в карьере. Что я точно знаю, он больше не будет выступать никогда в российском чемпионате «Формула-3», так как негоже быть битым тест-пилотом «Формулы-1» от какого-нибудь пятнадцатилетнего Миши Алешина. Вообще все гонщики, которые когда-либо уезжали на европейские чемпионаты и до сих пор ездят там в аутсайдерах, после этого никогда не возвращаются в чемпионат России по кольцевым гонкам и мотивируют это плохим уровнем организации чемпионата, неровным и пыльным покрытием, уровнем безопасности и т.д. Но я бы сказал им всем одно: «Нельзя гадить в дом, где вы родились, и позорить то, что делают люди на Родине в довольно тяжелых условиях. Мы идем небольшими шагами, но вперед, и многие из нас еще придут в Европу для того, чтобы побеждать. Я обращаюсь ко всем этим пилотам, среди которых Маслов, Фоменко, Васильев, Русинов и другие. Быть там двадцатыми или пятнадцатыми – разница небольшая, да и уровень соревнований, в которых они участвуют, по мнению профессионалов, не так высок по сравнению с нынешним российским, а делать это в родной стране на глазах зрителей и журналистов и стать хотя бы третьим, порой намного сложнее и почетнее, чем постоянно рассказывать о технических проблемах, которые не позволяют выступать более достойно за рубежом».

— Вы довольно жестко высказываетесь о спортивных программах пилотов других команд. С чем это связано? Вот, например, участие команды ТНК в чемпионате FIAGT многие считают успешным.

— Но, во-первых, команды ТНК нет. По моему мнению, это обман спортивной общественности. Откройте протоколы FIAGT, не найдете такой команды. А во-вторых, есть гонка поддержки в этом чемпионате, называющаяся FIAGTN, которая создает массовость этому чемпионату. И мне обидно, что наших российских героев в этой гонке называют «Передвигающимися препятствиями». А в молодежь почему-то деньги вкладывать никто не хочет. Такая вот мрачная картинка получается.

МЫ НЕ СТОИМ НА МЕСТЕ

— Как вы считаете, каковы перспективы развития российского автоспорта?

— А все уже делается спокойно, без явных побед и поражений. К сожалению, государство и телевидение пока еще не повернулись к автоспорту лицом и в основном только говорят об этом развитии, при том, что налоговые законы душат спорт, а телевидение превратилось в сплошную рекламу пива, прокладок и упаковок. Но люди в российском автоспорте двигают его вперед, хотя на это требуются просто мужество и терпение. Появилась младшая сестра «Формулы-3» русская моноформула «Русь». Огромное развитие получил любительский спорт, который представлен Кубками «Поло» и «Лада». С переменным успехом, но все-таки развиваются технологически сложные классы, детский картинг. Дорогу осилит идущий, которому интересно развитие отечественного автоспорта. Трасс бы гоночных побольше, но не для «Формулы-1», а для соревнований среднего европейского уровня. И таможенные законы, по которым болид «Формулы-3» не надо растаможивать, как пассажирский автомобиль с объемом двигателя 2 литра. Большой таможенный начальник должен понять наконец, что гоночный автомобиль – это спортивный инвентарь, ничем не отличающийся от теннисной ракетки.

— Так вы настроены пессимистично?

— В этой стране живут только оптимисты. Пессимисты уезжают за рубеж, там читают Достоевского и Чехова и плачут по Родине. Я уезжать никуда не собираюсь. А плакать и искать виновных некогда, работы много.