ДАЙТЕ СПРАВОЧНУЮ КНИГУ!

«Имеют ли коллективные знаки общества «Спартак», ЦСКА, «Динамо» или другого известного клуба какую-либо стоимость? А если имеют, каков в России рейтинг брендов спортивных клубов?»

Сергей Львов, фанат «Спартака»,Москва

На ваш вопрос отвечает генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса Борис Леонтьев:

— Любая спортивная организация, которая умеет общаться со своей аудиторией, зрителями, фанатами, имеет определенный имидж и дорогой товарный знак. В этом смысле спортивные команды мало чем отличаются от других объектов бизнеса. У Manchester United или Ferrari, скажем, такой высокий коэффициент привязанности болельщиков, о котором многие продавцы потребительских товаров могут только мечтать.

Одна из западных оценочных фирм опубликовала результаты своего исследования, в котором была вычислена ценность брендов наиболее известных команд. Предварительно была исследована финансовая эффективность и результативность каждой команды, опрошены фанаты в 30 странах для оценки их преданности той или иной команде, а также стабильность команды сравнивалась со стабильностью ее соперников.

Вот так выглядел в конце прошлого года рейтинг семи ведущих западных спортивных клубов.

1.Manchester United – 259 млн. долларов
2.Real Madrid – 155 млн. долларов
3.Bayern Munich – 150 млн. долларов
4.Ferrari (только Ф-1) – 110 млн. долларов
5. McLaren Mercedes — 106 млн. долларов
6. Williams BMW – 79 млн. долларов
7. Jordan Mugen Honda — 43 млн. доллара

Это капитал, которым грамотно управляют и который достаточно эффективно используют.

Надо иметь в виду, что любой коллективный знак спортивного общества, зарегистрированный в Роспатенте как товарный знак и поставленный на баланс в бухгалтерии этого общества, имеет несколько стоимостей. Балансовая и рыночная стоимость брендов, то есть знаков известных и популярных клубов, обычно различается в несколько раз.

Но когда оценивают права на знак, созданный в данной организации, в качестве затрат рассматривают расходы на дизайнера, изобразившего этот знак, на патентного поверенного, оформившего заявку, на госпошлины и т.д..

Для того чтобы профессионально оценить стоимость популярного спортивного бренда, исследуют не только финансовую деятельность команды, но и ее популярность. А для этого проводят опросы болельщиков, оценивают стабильность спортивных результатов.

В России пока нет традиции ежегодного определения рейтингов спортивных клубов, хотя методики давно позволяют это сделать. Наш институт уже более семи лет занимается такой работой, в том числе и в сфере спортивного бизнеса. К сожалению, крупные спортивные клубы пока не занялись всерьез оценкой своих брендов.А третейским судьей в этом вопросе, думаю, должна стать Торгово-промышленная палата России.